ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ВЫПОЛНЕНИЕ ОБМЕРНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

При выполнение чертежей продолжается изучение объекта, начатое в процессе обмеров. При вычерчивании в значительно большей степени, чем при снятии размеров, становятся очевидными несоответствия или, наоборот, согласованность отдельных элементов планов или фасадов здания. Это может быть разная толщина стен; обнаружение закладки старых окон и проемов; различный характер кладки стен и т.д. Анализируя чертеж, можно обнаружить части более древнего здания, сведения, полезные для реконструкции его облика и структуры. Сделанные наблюдения помогают понять особенности архитектуры данного объекта, смысл и значение обмеряемого. (Рис. 71)


Рис. 71. Изучение объекта в процессе обмера

Обмерные чертежи выполняются на листах ватмана размером 60 х 80; 40 х 60 и 30 х 40 см (А-1; А-2; А-3). Не рекомендуется чертить на бумаге, натянутой на подрамник, т.к. срезанные с подрамника чертежи могут измениться в размерах, что приводит к искажению масштаба.

Чертежи, выполняемые начисто, можно разделить на две категории: деталь¬ные чертежи и чертежи общего вида (см. Приложение).

Назначение чертежей общего вида — дать наглядное представление о здании, о его общем характерном абрисе. Поэтому на них показывают только основные размеры и линейный масштаб. Причем все цифры и надписи располагаются так, чтобы они не мешали видеть общий абрис чертежа. Для этой же цели все раз мерные линии, цифры и надписи изображаются более тонкой линией или разведенной тушью.

На документальных чертежах проставляются все размеры в той системе, в которой они были обмерены, и сохраняется обозначение обмера нарастающим итогом. Размеры следует проставлять в таком же порядке, как они получались при обмерах. Так, если длинная стена с проемами была обмерена от нуля, то и на чертеже размеры должны быть проставлены таким же образом; если же она обмерялась по частям, то и на чертеже должны быть показаны размеры этих частей. На чертеже нужно показывать те измерения, которые были сделаны в натуре. Все размеры следует проставлять так, чтобы они иллюстрировали сам процесс проведения обмеров, т.е. порядок выполнения чертежа, в основном, должен соответствовать порядку проведения обмеров. Так, чертежи планов, обмеренных по точкам, начинают с вычерчивания базиса, базисной сетки или магистрали, а затем засечками от них находят все точки внутренних контуров плана. После этого к внутренним контурам причерчивают причалки, установленные вокруг здания, и засечками от них определяют положение ряда точек на внешних контурах плана. Чертежи фасадов и разрезов начинают с вычерчивания нулевых линий и отвесов, от которых в том же порядке, в каком велись обмеры, находят все точки чертежа.

В тех случаях, когда при обмерах отдельные размеры определялись особыми методами, например, при помощи угломерного инструмента, по рядам кладки и т.д., на полях чертежа необходимо сделать соответствующие примечания.

На каждом листе чертежа обязательно должен быть указан линейный масштаб. Масштабы, в которых выполняются чертежи, зависят от размеров и сложности обмеряемых объектов, от точности обмеров и от назначения чертежей.

Изображение генпланов обмеряемых объектов, имеющих градостроительное значение, выполняют в масштабах 1:5 000 или 1:2 000. Для небольших ансамблей и комплексов, а также для одиночных сооружений, составляется генплан в масштабе 1:2 000, 1:1 000 или 1:500 в зависимости от размеров объекта. Для всех изображений генплана следует применять общепринятые условные обозначения, указывать ориентацию по сторонам света, давать подробную экспликацию. При отсутствии отдельной схемы на генплане показывают точки и направления произведенной видовой фотосъемки. (Рис. 72)


Рис. 72. Условные обозначения для генеральных планов; перечень обозначений: 1 — лесная растительность; 2 — регулярная посадка деревьев; 3 — заросли кустарников; 4 -широколиственные деревья (дуб, бук, клен и т.п.); 5 — мелколиственные деревья (береза, осина, тополь и т.п.); 6 — фруктовые деревья: 7 — сосна, кедр; 8 — лиственница; 9 — ель, пихта; 10 — луга; 11 — пашня и огород; 12 — болото; 13 — песок; 14 — полное прерывание горизонталей рельефа; 15 — обрыв; 16 — укрепленный откос; 17 — озеро; 18 — река; 19 — проезжий мост; 20 — пешеходный мост; 21 — колодец с воротом на столбах; 22 — забор; 23 — металлическая ограда со столбиками круглого сечения; 24 — кладбище; 25 — мемориальный памятник; 26 — постройка со сквозным проездом; 27 — разрушенный памятник; 28 — рядовая застройка

При изображении планов общего вида для большинства сооружений оптимален масштаб 1:200. С помощью принятых условных обозначений такой масштаб позволяет дать основную информацию даже для сложных объектов. Для чертежей, фиксирующих процесс обмера, целесообразно применять масштабы 1:100 или 1:50. Для сложных планов, насыщенных информацией, для ясного прочтения чертежа необходимо четкое изображение всех типов линий с соблюдением их толщины и конфигурации и принятых условных обозначениий. (Рис. 73)


Рис. 73. Условные обозначения архитектурных форм для планов; перечень обозначений архитектурных элементов плана здания:
1 — первый период строительства; 2 — второй период строительства; 3 — третий период строительства; 4 — обломок стены; 5 — разрушенная стена; 6 — позднейшая стена (деревянная с обшивкой); 7 — деревянная перегородка в каменном здании; 8 — позднейшая растеска окон; 9 — закладка прежнего окна; 10 — колонна с несохранившимся фустом; 11 — срубленные лопатки или пилястры; 12 — одинарная лопатка; 13 — парные пилястры; 14 — пилястра с филенкой; 15 — колонна между абсидами; 16 — группа колонн на углу, разделенных выступами; 17 — огибающая лопатка; 18 — двухступенчатый внешний угол; 19 — трехступенчатый угол (выпускание угла между пилястрами); 20 — дверной проем; 21 — перспективный порта; 22 — оконный проем; 23 — окно без наличника; 24 — ложное окно без наличника; 25 — окно с круглыми колонками в обрамлении; 26 — окно с рамочным или пилястровым наличником; 27 — окно с заглубленным обрамлением; 28 — подоконник, заглубленный в стену; 29 — печь; 30 — кривизна свода; 31 — проецируемые части свода; 32 — а, б, с, в, г, д — распалубки; 33 — двойная распалубка между опорами; 34 — распалубка между опорами, примыкающая к подпружной арке; 35 — лоток; 36 — коробовой свод с боковой распалубкой; 37 — коробовой свод с торцовым лотком и боковыми распалубками; 38 — крестовый свод; 39 — сомкнутый свод; 40 — сомкнутый свод со световым барабаном; 41 — восьмилотковый свод на тромпах; 42 — тромп с диагональной складкой; 43 — двухступенчатые тромпы; 44 — трехступенчатые тромпы; 45 — четырехступенчатые тромпы; 46 — световой барабан с собственным восьми лотковым сводом; 47 — вспарушенный свод; 48 — сферический свод со световым барабаном; 49 — сферический свод на парусах между подпружиненными арками; 50 — горнее место; 51 — абсида северного предела; 52 — световод-люкарна; 53 — проекция балкона верхней церкви; 54 — проекция хор; 55 — дуга с точками, показывающая высоту подъема свода; 56 — ниша в трапезной южного предела; 56 — внутренняя лестница на колокольню; 58 — спуск в подвал; 59 — подъем на верхний ярус; 60 — гульбище; 61 — первоначальная стена, примыкающая к храму; 62 — круглая внутренняя лестница для подъема из нижнего храма в верхний

Для изображения фасадов и разрезов применяются масштабы 1:100 и 1:50. Обмеряются и вычерчиваются все нетождественные фасады, что особенно важно для древних сооружений и деревянных построек.

При изображении фрагментов и деталей используются масштабы от 1:10 до 1:1 (НВ). Как правило, в виде фрагментов планов, фасадов и разрезов показывают портики, порталы, ворота, крыльца, сложные завершения кровли и т.п. Отдельно обмеряют и вычерчивают детали архитектурного декора, которые отображены на чертежах планов и т.д. только в общем виде. Для сложно профилированных деталей выполняются шаблоны в натуральную величину (НВ). Чертежи всех неповторяющихся деталей выполняются на отдельных листах с указанием их расположения на общих видах.

При исполнении первой стадии чертежей в карандаше все линии проводятся с помощью чертежных инструментов. Однако обводить чертежи тушью принято от руки, что позволяет передать не только возраст исторического сооружения, но и свойства строительного материала, для которого не характерна строгая геометричность форм (бревна, камень, сырцовый кирпич и т.д.)

Все чертежи снабжаются надписями, содержащими адрес и название объекта, даты выполнения обмеров и чертежа, наименование чертежа, фамилии исполнителей.

На каждом чертеже общего вида вычерчивается стрелка, показывающая ориентацию объекта по сторонам света.

Первоисточник: 
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБМЕРЫ. Т.Н. Соколова, Л.А. Рудская, А.Л. Соколов; М., 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.