ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

ВЫПОЛНЕНИЕ ОБМЕРНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

При выполнение чертежей продолжается изучение объекта, начатое в процессе обмеров. При вычерчивании в значительно большей степени, чем при снятии размеров, становятся очевидными несоответствия или, наоборот, согласованность отдельных элементов планов или фасадов здания. Это может быть разная толщина стен; обнаружение закладки старых окон и проемов; различный характер кладки стен и т.д. Анализируя чертеж, можно обнаружить части более древнего здания, сведения, полезные для реконструкции его облика и структуры. Сделанные наблюдения помогают понять особенности архитектуры данного объекта, смысл и значение обмеряемого. (Рис. 71)


Рис. 71. Изучение объекта в процессе обмера

Обмерные чертежи выполняются на листах ватмана размером 60 х 80; 40 х 60 и 30 х 40 см (А-1; А-2; А-3). Не рекомендуется чертить на бумаге, натянутой на подрамник, т.к. срезанные с подрамника чертежи могут измениться в размерах, что приводит к искажению масштаба.

Чертежи, выполняемые начисто, можно разделить на две категории: деталь¬ные чертежи и чертежи общего вида (см. Приложение).

Назначение чертежей общего вида — дать наглядное представление о здании, о его общем характерном абрисе. Поэтому на них показывают только основные размеры и линейный масштаб. Причем все цифры и надписи располагаются так, чтобы они не мешали видеть общий абрис чертежа. Для этой же цели все раз мерные линии, цифры и надписи изображаются более тонкой линией или разведенной тушью.

На документальных чертежах проставляются все размеры в той системе, в которой они были обмерены, и сохраняется обозначение обмера нарастающим итогом. Размеры следует проставлять в таком же порядке, как они получались при обмерах. Так, если длинная стена с проемами была обмерена от нуля, то и на чертеже размеры должны быть проставлены таким же образом; если же она обмерялась по частям, то и на чертеже должны быть показаны размеры этих частей. На чертеже нужно показывать те измерения, которые были сделаны в натуре. Все размеры следует проставлять так, чтобы они иллюстрировали сам процесс проведения обмеров, т.е. порядок выполнения чертежа, в основном, должен соответствовать порядку проведения обмеров. Так, чертежи планов, обмеренных по точкам, начинают с вычерчивания базиса, базисной сетки или магистрали, а затем засечками от них находят все точки внутренних контуров плана. После этого к внутренним контурам причерчивают причалки, установленные вокруг здания, и засечками от них определяют положение ряда точек на внешних контурах плана. Чертежи фасадов и разрезов начинают с вычерчивания нулевых линий и отвесов, от которых в том же порядке, в каком велись обмеры, находят все точки чертежа.

В тех случаях, когда при обмерах отдельные размеры определялись особыми методами, например, при помощи угломерного инструмента, по рядам кладки и т.д., на полях чертежа необходимо сделать соответствующие примечания.

На каждом листе чертежа обязательно должен быть указан линейный масштаб. Масштабы, в которых выполняются чертежи, зависят от размеров и сложности обмеряемых объектов, от точности обмеров и от назначения чертежей.

Изображение генпланов обмеряемых объектов, имеющих градостроительное значение, выполняют в масштабах 1:5 000 или 1:2 000. Для небольших ансамблей и комплексов, а также для одиночных сооружений, составляется генплан в масштабе 1:2 000, 1:1 000 или 1:500 в зависимости от размеров объекта. Для всех изображений генплана следует применять общепринятые условные обозначения, указывать ориентацию по сторонам света, давать подробную экспликацию. При отсутствии отдельной схемы на генплане показывают точки и направления произведенной видовой фотосъемки. (Рис. 72)


Рис. 72. Условные обозначения для генеральных планов; перечень обозначений: 1 — лесная растительность; 2 — регулярная посадка деревьев; 3 — заросли кустарников; 4 -широколиственные деревья (дуб, бук, клен и т.п.); 5 — мелколиственные деревья (береза, осина, тополь и т.п.); 6 — фруктовые деревья: 7 — сосна, кедр; 8 — лиственница; 9 — ель, пихта; 10 — луга; 11 — пашня и огород; 12 — болото; 13 — песок; 14 — полное прерывание горизонталей рельефа; 15 — обрыв; 16 — укрепленный откос; 17 — озеро; 18 — река; 19 — проезжий мост; 20 — пешеходный мост; 21 — колодец с воротом на столбах; 22 — забор; 23 — металлическая ограда со столбиками круглого сечения; 24 — кладбище; 25 — мемориальный памятник; 26 — постройка со сквозным проездом; 27 — разрушенный памятник; 28 — рядовая застройка

При изображении планов общего вида для большинства сооружений оптимален масштаб 1:200. С помощью принятых условных обозначений такой масштаб позволяет дать основную информацию даже для сложных объектов. Для чертежей, фиксирующих процесс обмера, целесообразно применять масштабы 1:100 или 1:50. Для сложных планов, насыщенных информацией, для ясного прочтения чертежа необходимо четкое изображение всех типов линий с соблюдением их толщины и конфигурации и принятых условных обозначениий. (Рис. 73)


Рис. 73. Условные обозначения архитектурных форм для планов; перечень обозначений архитектурных элементов плана здания:
1 — первый период строительства; 2 — второй период строительства; 3 — третий период строительства; 4 — обломок стены; 5 — разрушенная стена; 6 — позднейшая стена (деревянная с обшивкой); 7 — деревянная перегородка в каменном здании; 8 — позднейшая растеска окон; 9 — закладка прежнего окна; 10 — колонна с несохранившимся фустом; 11 — срубленные лопатки или пилястры; 12 — одинарная лопатка; 13 — парные пилястры; 14 — пилястра с филенкой; 15 — колонна между абсидами; 16 — группа колонн на углу, разделенных выступами; 17 — огибающая лопатка; 18 — двухступенчатый внешний угол; 19 — трехступенчатый угол (выпускание угла между пилястрами); 20 — дверной проем; 21 — перспективный порта; 22 — оконный проем; 23 — окно без наличника; 24 — ложное окно без наличника; 25 — окно с круглыми колонками в обрамлении; 26 — окно с рамочным или пилястровым наличником; 27 — окно с заглубленным обрамлением; 28 — подоконник, заглубленный в стену; 29 — печь; 30 — кривизна свода; 31 — проецируемые части свода; 32 — а, б, с, в, г, д — распалубки; 33 — двойная распалубка между опорами; 34 — распалубка между опорами, примыкающая к подпружной арке; 35 — лоток; 36 — коробовой свод с боковой распалубкой; 37 — коробовой свод с торцовым лотком и боковыми распалубками; 38 — крестовый свод; 39 — сомкнутый свод; 40 — сомкнутый свод со световым барабаном; 41 — восьмилотковый свод на тромпах; 42 — тромп с диагональной складкой; 43 — двухступенчатые тромпы; 44 — трехступенчатые тромпы; 45 — четырехступенчатые тромпы; 46 — световой барабан с собственным восьми лотковым сводом; 47 — вспарушенный свод; 48 — сферический свод со световым барабаном; 49 — сферический свод на парусах между подпружиненными арками; 50 — горнее место; 51 — абсида северного предела; 52 — световод-люкарна; 53 — проекция балкона верхней церкви; 54 — проекция хор; 55 — дуга с точками, показывающая высоту подъема свода; 56 — ниша в трапезной южного предела; 56 — внутренняя лестница на колокольню; 58 — спуск в подвал; 59 — подъем на верхний ярус; 60 — гульбище; 61 — первоначальная стена, примыкающая к храму; 62 — круглая внутренняя лестница для подъема из нижнего храма в верхний

Для изображения фасадов и разрезов применяются масштабы 1:100 и 1:50. Обмеряются и вычерчиваются все нетождественные фасады, что особенно важно для древних сооружений и деревянных построек.

При изображении фрагментов и деталей используются масштабы от 1:10 до 1:1 (НВ). Как правило, в виде фрагментов планов, фасадов и разрезов показывают портики, порталы, ворота, крыльца, сложные завершения кровли и т.п. Отдельно обмеряют и вычерчивают детали архитектурного декора, которые отображены на чертежах планов и т.д. только в общем виде. Для сложно профилированных деталей выполняются шаблоны в натуральную величину (НВ). Чертежи всех неповторяющихся деталей выполняются на отдельных листах с указанием их расположения на общих видах.

При исполнении первой стадии чертежей в карандаше все линии проводятся с помощью чертежных инструментов. Однако обводить чертежи тушью принято от руки, что позволяет передать не только возраст исторического сооружения, но и свойства строительного материала, для которого не характерна строгая геометричность форм (бревна, камень, сырцовый кирпич и т.д.)

Все чертежи снабжаются надписями, содержащими адрес и название объекта, даты выполнения обмеров и чертежа, наименование чертежа, фамилии исполнителей.

На каждом чертеже общего вида вычерчивается стрелка, показывающая ориентацию объекта по сторонам света.

Первоисточник: 
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБМЕРЫ. Т.Н. Соколова, Л.А. Рудская, А.Л. Соколов; М., 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.