ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ПРОБЛЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА (на примере книги « Re'ponse aux plaintes des protestans »)

Кузьменко А.С.

Кузьменко А.С., реставратор Российской национальной библиотеки, магистрант отделения реставрации факультета искусств СПбГУ, г. Санкт-Петербург

Реставратор несёт личную ответственность перед лицом своих современников и будущих поколений за степень сохранности культурного наследия, и осознание этого требует от него очень бережного отношения к реставрируемому объекту.

На сегодняшний день в реставрации нельзя обойтись без применения как новых идей, материалов, оборудования, так и проверенных временем рецептов и технологий; необходима подготовка новых кадров; проведение научных исследований.

Вышесказанное касается реставрации как памятников архитектуры, предметов декоративно-прикладного искусства, картин, книг так и любых иных объектов культурного наследия, дошедших до наших дней. Документы и произведения на бумажной основе — книги, рукописи, рисунки, гравюры и т.п. — широко представлены в библиотеках, архивах, музеях. Огромное число этих памятников культуры требует реставрации.

Реставрационный процесс любого культурного памятника складывается из консервации и реставрации.

Консервация бумажных документов включает в себя механическую очистку от загрязнений, водную промывку и укрепление документа без изменения его внешнего вида.

Реставрация подразумевает более глубокое вмешательство: использование химических или органических составов, дополнение утрат, дублирование. Это дает возможность увидеть документ таким, каким он был на момент создания.

Поэтому очень сложным в деле реставрации является принятие решения о степени реставрационного вмешательства.

Проведенная мною в Федеральном центре консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки реставрация книги «Re'ponseauxplaintesdesprotestans» позволила наиболее полно выявить особенности работы с книжными

памятниками XVII века. Проблемы, с которыми пришлось столкнуться, характерны для реставрации практически любого документа данной эпохи.

Книга «Re'ponse aux plaintes des protestans» была издана в Париже в 1688 году и сейчас хранится в фондах Российской национальной библиотеки. Её название переводится как «Ответ на жалобы протестантов».

 

Состояние, в котором доходят до нас книжные издания XVII века - это основная и главная проблема для реставрации. За три с лишним сотни лет документы испытали все виды негативного влияния - неправильное хранение, особенности использования, другие факторы. Все эти факторы способствует развитию плесени и микроорганизмов. Разрушается основа бумаги: она ослабляется, делается хрупкой, появляются механические повреждения, разрывы, утраты.

Перед началом реставрации были проведены исследования.

Ранние методы анализа материалов произведений искусства страдали тем, что требовали хоть небольшого, но нарушения целостности этих произведений. Например, снимали кусочки основы, затем пробу растворяли в подходящих растворителях и проводили анализ, который занимал 3—4 дня.

Современные методы анализа— неразрушающие. Это изучение объекта и технологии его создания с привлечением химических, оптических и физических исследованийматериалов (спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие анализы, обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография,исследование в инфракрасных лучах и др.). Возможность использования тех или иных средств предварительно обязательно проверяется с учетом особенностей текста или изображения на каждом листе, так как в одном и том же документе встречаются тексты, выполненные разными по составу чернилами или красками и отличающиеся по стойкости к воздействию химических реактивов.

На основании предварительного исследования был разработан план реставрационных работ: очистка от загрязнений и позднейших наслоений, антисептическая обработка, механическая, водная и химическая очистка, нейтрализация, восполнение утраченных частей листа и упрочнение бумажной основы.

Книга «Ответ на жалобы протестантов» примерно на 60% была подвержена биологическим повреждениям: активные споры грибов, мышиные засиды и экскременты различных насекомых, а также просто грязевые наслоения, толщина которых в отдельных случаях доходила до 1 мм.

Первоначально были проведены механическая и водная очистки. На фотографии можно видеть, что сохраняется каждый, даже самый маленький кусочек листа. В дальнейшем при воссоздании утрат страницы будут собираться как частицы мозаики.

Далее пришлось решать вопрос о степени применения химических препаратов. Здесь очень важен баланс между эстетическим и функциональным аспектами: как правильно обработать бумагу? Существует множество средств, но как найти действительно то, что будет лучшим дляконкретного документа? Самым безопасным и щадящим методом для нашей книги была признана обработка раствором хлорамина «Б». Следует отметить, что химические методы не только «лечат», но и отбеливают бумагу. И вот тут встает следующая проблема — как сделать так, чтобы бумага не стала белоснежной, а сохранила благородную патину времени. Этого можно добиться только методом индивидуального подхода к реставрируемому изданию: подбором концентрации раствора, времени обработки и так далее. При реставрации книги использовался слабо концентрированный раствор хлорамина Б.

После была проведена нейтрализация кислотности бумаги для её стабилизации.

Следует отметить, что операции проводятся для каждого клочка бумаги, а это делает процесс реставрации длительным и требующим исключительной аккуратности.

Затем восполнялись утраченные части листов книги. При восстановлении утрат трудно подобрать бумагу не только в тон оригиналу, но и сходную по композиции и фактуре. В Федеральном центре консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки имеется бумагоотливная машина. Именно благодаряейсталвозможен индивидуальный подход в подборе бумаги для восстановления. Для восполнения утрат листов книги использовалась равнопрочная бумага специальной выработки, подобранная по цвету и фактуре.

Высушенные и отпрессованные листы были вставлены в отреставрированный переплет и частично протонированы. При проведении реставрации были использованы методики, проверенные временем.

На примере двух листов разворота книги показана проделанная работа: до реставрации, в процессе, и после реставрации.

Самым сложным в деле реставрации является принятие решения о степени реставрационного вмешательства. Необходимо сохранять максимум подлинных элементов в документе. Избегать радикальных, необратимых действий. Принцип обратимости — главный в реставрации. Все действия, которые производит реставратор, должны иметь обратимый характер, чтобы в будущем при наличии более совершенных методов, в случае необходимости, могла быть возможной дереставрация.

Первоисточник: 
Материалы НПК «Реставрация как вид экономической деятельности, направленной на сохранение культурного наследия» СПб., 30 июня 2011 года. СР СПб
Информисточник: 

www.srspb.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.