ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПОЗОЛОТНЫХ РАБОТ В КОНТЕКСТЕ ПРОИЗВОДСТВА СУСАЛЬНОГО ЗОЛОТА СПЕЦИАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

Камышанов П.Л.

Камышанов П. Л., директор по развитию НПП «Раритет», Белгород

Одной из основных целей научно-практической Конференции 2011 года является разработка наиболее рациональных принципов организации реставрационного процесса; согласование стратегии и тактики поведения на рынке реставрационных компаний; популяризация использования передовых технологий в реставрационном процессе на объектах культурного наследия с учетом требований современных экономических условий.

Реставрация объектов культурного наследия с каждым годом становится все более значимым явлением для каждого сознательного жителя России. Именно реставрационные процессы призваны сохранять и приумножать культурные богатства нашей родины.

Санкт-Петербург является наглядным примером того, как оживает и существует История в условиях современного общества.

Как производитель сусального золота и серебра научно-производственное предприятие «Раритет» убеждено, что только совместные и согласованные усилия производителей и реставрационных организаций, направленные на улучшение качества производимых работ, могут привести к качественному повышению долговечности результатов в масштабе всего жизненного цикла объектов.

2010 год стал знаковым и для петербуржцев, и для специалистов нашей компании, ведь именно в этом году была начата масштабная реставрация скульптур Большого каскада в Петергофе.

Замысел композиции Большого каскада принадлежал Петру I, строительство началось в 1716 году.

История знаменитого «Самсона» началась позже — в 1735 году, когда в ознаменование двадцатипятилетия Полтавской битвы, решающего сражения Северной войны, в Петергофе была установлена фонтанная скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву», символизирующая эту Великую победу. Модель группы создал замечательный скульптор Бартоломео Карло Растрелли.

Статую отлили из свинца и позолотили. Но впоследствии свинец оказался неустойчивым материалом, и в начале XIX века при Павле I свинцовая статуя Самсона была заменена бронзовой, выполненной по модели Михаила Ивановича Козловского. В таком обличий главный фонтан Петергофа просуществовал до 1941 года.

После освобождения Петергофа в январе 1944 года обнаружилось, что «Самсон» таинственно исчез, Найти его не удалось ни в Ленинграде, ни в Германии.

В 1947 году скульптор Василий Львович Симонов на основе архивных данных, множества частных фотографий и работ Михаила Ивановича Козловского воссоздал «Самсона».

Восстановленный ансамбль был открыт в сентябре 1947 года.

Как производителя сусального нас, разумеется, заинтересовала история золочения «Самсона».

Центральная скульптура Большого каскада — всемирно известный «Самсон» -ежедневно подвергается суровым внешним воздействиям — перепады температуры, повышенная влажность, специфический питерский климат и, главное, мощные струи воды самого фонтана. Именно вода, содержащая в себе различные взвеси и физические и биологические включения, является основным разрушителем и главной причиной повреждения золотого слоя.

С 1947 года знаменитый фонтан перезолачивался четырежды — в 1947 году, 1970-м, 1990-м и 2003 году. В 2010 году было принято решение провести глобальную реставрацию скульптурной композиции, и в 2011 году было завершено пятое золочение «Самсона».

Впервые за годы существования жемчужины Петергофа были предприняты шаги по комплексному восстановлению культурного объекта по классическим технологиям, но с учётом требований современных условий.

Скульптуры фонтана были перевезены в реставрационные мастерские. Эта сложная, но необходимая процедура сыграла одну из ключевых ролей в осуществлении реставрационных работ.

Специалистами-реставраторами были выполнены все обязательные условия для успешного золочения — соблюдён температурный и влажностный режим, обеспечена необходимая беспылевая обстановка. Это позволило провести полноценные подготовительные работы, предшествующие золочению. Подготовка включала в себя множество этапов — от полной очистки скульптур, нанесения грунта, до нанесения лаков и непосредственного золочения.

Каждый из специалистов-реставраторов, безусловно, знает, насколько велика роль подготовительных работ в любом реставрационном процессе. В случае со скульптурной группой Большого каскада многослойная подготовка будет надежной защитой от возможных воздействий и позволит продлить срок службы золотого покрытия.

Все эти этапы позволили перейти к непосредственному нанесению сусального золота необходимой весовой категории на подготовленную поверхность.

Весовой категорией сусального золота считается общий вес листов драгоценного металла в стандартной упаковке, так называемой книжке. Книжка сусального золота состоит из 60 листов размером 91.5 х 91.5 мм. В среднем одной стандартной упаковки - книжки - хватает примерно на половину квадратного метра позолоты по ровной поверхности.

Говоря о разных категориях веса, мы подразумеваем различную толщину золотых листов, и, соответственно, различную толщину позолоты в результате нанесения.

Стойкость позолоты во времени зависит и от профессионализма мастера — позолотчика, и от правильного выбора толщины сусального золота.

Для золочения скульптурной композиции применялось сусальное золото торговой марки «Раритетъ» стандартных весовых категорий 2,50 грамма и 4,00 грамма в книжке. На поверхностях, особенно подверженных повышенным внешним воздействиям, золото нанесено в два слоя.

Сегодня, когда первый этап реставрационных мероприятий завершен и знаменитый «Самсон» триумфально возвращен на постамент, наши специалисты предлагают вам ознакомиться с некоторыми наблюдениями и выводами, касающимися подхода к золочению на объектах с повышенным внешним воздействием, на примере знаменитого фонтана.

Речь пойдет о роли производителя сусального золота в возможности увеличения полезного жизненного цикла позолоты с точки зрения производства сусального золота специальных весовых категорий.

Специалисты научно-производственного предприятия «Раритетъ» проанализировали предыдущие жизненные циклы позолоты фонтана «Самсон» на разных этапах и предлагают начать совместные исследования, связанные с созданием условии для увеличения длительности полезного срока эксплуатации покрытия на подобных объектах.

По нашему мнению, такие резервы существуют, в том числе в области достижения равномерного износа золоченой поверхности в течение полезного срока эксплуатации объекта, и создания возможности прогнозировании естественного износа золотого покрытия.

Равномерный износ позолоты — следствие правильного подбора технологии нанесения и точного расчета толщины золотого покрытия.

Как уже было сказано, на «Самсоне» в местах повышенного внешнего воздействия позолота изнашивается сильнее - в большей степени повреждены отдельные фрагменты скульптуры, где активнее воздействие водометов. Именно в этих местах срок полезной службы позолоты самый быстротечный и короткий.

Поскольку система водометов осталась прежней, можно предположить, что последующие повреждения позолоты в течение срока службы фонтана будут возникать в тех же местах и в похожей степени.

Для более точного расчета и составления карты возможных повреждений предлагается проводить периодическую фото- и видеофиксацию изменений золотого покрытия в течение всего жизненного цикла фонтана.

В свою очередь, такой подход позволит суммировать и проанализировать всю полученную информацию для создания карты износа позолоты объекта и возможности расчета необходимой толщины сусального золота для увеличения долговечности покрытия.

До последнего времени реставраторы были ограничены в свободном доступе к специализированным весовым категориям сусального золота; обнаружив данное ограничение, наши специалисты пришли к выводу о необходимости дополнить ассортимент необходимыми промежуточными и дополнительными весовыми категориями сусального золота. В результате в 2011 г. нами расширены производственные возможности в направлении производства специализированных весовых категорий сусального золота.

Дополненная ассортиментная линейка весов позволяет реставраторам гибко варьировать толщину золотого покрытия для достижения максимального полезного срока эксплуатации позолоты на объектах культурного наследия.

В местах, наиболее страдающих от воздействия внешних факторов, мы рекомендуем применять более тяжелые весовые категории, а фрагменты, менее подверженные разрушению, покрывать сусальным золотом более легких весов, тем самым достигая оптимальной стойкости покрытия во времени.

Такой подход позволит, не увеличивая общую массу драгоценного металла, а рационально балансируя толщиной покрытия, увеличить общий срок полезной службы позолоты и, как следствие, оптимизировать затраты на содержание объекта в длительной перспективе.

Возможности нашего предприятия позволяют произвести нужную весовую категорию для проведения реставрационных работ любого типа.

В частности, в перспективе, для восстановления позолоты на скульптурных группах Петергофа мы предлагаем рассмотреть возможность использования, помимо стандартных весовых категорий 2,5 или 4,00 г., сусальное золото весом в 3,00, 4,50, 6,00, а на особых участках категории 8 грамм в книжке.

На сегодняшний день производственные мощности компании «Раритетъ» позволяют производить специфические весовые категории исходя из требований каждого отдельно взятого объекта, по индивидуальному заказу реставраторов-позолотчиков.

Ассортимент сусального золота ТМ «Раритетъ» постоянно расширяется с целью обеспечения возможностей рационализировать трудовые и временные затраты на восстановление объектов культурного наследия.

При разумном использовании такой подход даст в перспективе возможность прогнозировать расходы по поддержанию необходимого состояния объекта и создать долгосрочную оптимизацию финансовых затрат.

Первый этап по восстановлению позолоты на скульптурной композиции Большого Каскада завершен. Впереди еще много ответственной работы, и каждый из нас понимает, как необходим постоянный контроль и своевременная реставрационная поддержка.

Прошли столетия, но великолепная петергофская резиденция продолжает восхищать и поражать воображение миллионов людей, именно так, как это задумывал Петр Великий.

Наша общая цель — сохранить первозданную красоту и изысканность этого музея под открытым небом, передать будущим поколениям всю историческую и культурную ценность Петергофа.

Основной задачей реставраторов Санкт-Петербурга и компании «Раритетъ» является поддержка высокого уровня петербургской реставрации, развития культуры ведения реставрационной отрасли.

Для нас, как для производителей сусального золота, познавательно и приятно сотрудничать с реставрационными мастерскими, внося свою лепту в сохранение культурного богатства России.

Первоисточник: 
Материалы НПК «Реставрация как вид экономической деятельности, направленной на сохранение культурного наследия» СПб., 30 июня 2011 года. СР СПб
Информисточник: 

www.srspb.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.