ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ДОМИНАНТ И АКЦЕНТОВ НА ФАСАДАХ ЖИЛЫХ ДОМОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XIX ВЕКА

Степуленок Я.А.

Степуленок Я.А., старший преподаватель СПбГЛСУ, г. Санкт-Петербург

1 января 2011 года исполнилось 103 года со дня рождения Василия Митрофановича Савкова, замечательного труженика, архитектора-реставратора, посвятившего всю свою жизнь реставрации памятников архитектуры Петербурга и его окрестностей. В.М. Савков окончил Ленинградский инженерно-строительный институт по специальности «архитектор» и Академию художеств по той же специальности. В.М. Савков долгое время работал главным архитектором научно-реставрационных мастерских, находящихся на Фонтанке, рядом с Домом дружбы народов, недалеко от Аничкова моста. Василий Митрофанович принимал самое активное участие в восстановлении разрушенного фашистами Петергофа, крепости Орешек, Елагина дворца, Кикиных палат, Ростральных колонн. Проект реставрации Исаакиевского собора, к сожалению, остался не реализованным. У сына Василия Митрофановича Савкова — Юрия Васильевича Савкова остались некоторые черновики чертежей Исаакиевского собора и предположения о возможном попадании чертежей реставрации в петербургские архивы, в архив Исторического музея, находящегося в Петропавловской крепости. Возможно, в свете современных материалов для реставрации идеи В.М. Савкова получат новое, интересное решение.

* * *

У сотен петербургских домов XIX века в процессе реставрации были снесены акценты, выделявшие их среди рядовой застройки. Дело в том, что эти акценты долгое время считались архитектурными излишествами. С возрождением в нашем обществе возможностей для создания более красивых объектов архитектуры реставрация фасадных акцентов жилых домов Санкт-Петербурга XIX века стала актуальной.

Петербургская застройка является уникальной. Благодаря тому, что петербургские фасады более протяженные, чем фасады Лондона, Парижа, Вены, на них гораздо больше акцентов и высотных доминант. В тех местах, где при реставрации архитектурным доминантам не вернули их первоначальный облик, застройка стала безликой.

Между тем психологи доказали, что человеку очень трудно жить в условиях такой монотонной безликой застройки. Человеческие эмоции всегда концентрируются на доминантах, глаз чаще обегает высотные акценты и останавливается на них. Организм просыпается, взбадривается при виде доминант.

Почему же на жилых домах советского времени угловые эркеры отсутствуют? Только ли из-за постановления Хрущёва об отмене архитектурных излишеств из экономии? Но разве в XIX веке капиталист - владелец доходного дома хотел тратить лишние деньги на никому не нужные излишества? Домовладелец тоже считал каждую копейку. Отчего же тогда было столько угловых эркеров? Может быть, это было не излишество, а какая-то необходимость? Какой фактор, бывший таким значительным для каждого петербуржца XIX века, потерял свою актуальность в годы советской власти?

После революции мы отказались от религии, были взорваны многие храмы, а домовые церкви получили другую функциональную начинку. А ведь в XIX веке вера в Бога пронизала все общество. Главки угловых эркеров могли быть главками домовых церквей, домашних часовен, а старообрядческие молельные комнаты было запрещено увенчивать главками, поэтому они представляли собой «срезанный» угол дома. Предположение о том, что в эркерах находились домовые церкви, находит косвенное подтверждение в следующих фактах:

1. Над церковью, особенно над алтарем, сверху ничего не должно быть, кроме крыши.

2. Формы главок эркеров часто напоминают луковки (бывают шатровые, монастырские или сомкнутые), как у церквей.

3. Большими городскими доминантами всегда были церкви, а малыми ориентирами стали угловые эркеры.

4. Многие домовые церкви были не ниже 2-го этажа: В.О., Косая линия, 15; угол Среднего пр. В.О. (д.91) и Малогаванского пр. (д. 1); В.О., Безыменный (ныне Клубный) пер., 2, между 25-й и 26-й линиями (построенная по проекту гражданского инженера Н.Ф. Прокоповича в 1900-1901 гг.).

5. Кресты с эркеров могли быть сняты в советское время.

6. В домах богатых людей существовали молельные, крестовые или образные комнаты.

Рис. 1. Дом Доссе, 1858-59-60, арх. Петцольд, угол Бассейной (Некрасова) и Басковой улиц.

На углу улиц Бассейной (Некрасова) и Басковой расположен дом Доссе с характерным бутылкообразным завершением (Рис. 1). Верхняя часть этого завершения очень напоминает стилизованный церковный купол.

Церкви часто встраивались и в учебные заведения, как это было, например, в Училищном доме на Среднем пр. В.О. (арх. А.Р. Гешвенд, 1896-1897 годы постройки). Сегодня от этой церкви остались только стропила.

На примере дома Ратькова-Рожнова (канал Грибоедова, д. 71) мы видим две симметричные доминанты и четыре фасадных акцента. Завершение данных доминант явно утеряно, возможно, здесь не хватает флюгеров. Особенно хорош вид из-за моста -грандиозность доминанты усиливается перспективным видом.

Надо сказать, что силуэты доходных домов стилей эклектики и модерна часто обогащались затейливыми башенками, завешенными флюгерами. Пример такой архитектуры — дом на 2-й линии В.О., д. 1.

В вопросе от том, как наличие доминант способно преобразить произведение архитектуры, интересна судьба дома Шувалова на Невском пр., 53/3. Он был построен в 1740-1750 гг. архитекторами П.А. Трезини и С.И. Чевакинским (рис. 2), а в 1882-1883 гг. перестроен П.Ю. Сюзором (рис. 3). Произведение Трезини и Чевакинского представляет огромный исторический интерес, но художественную ценность представляет именно вариант Сюзора, его великолепная угловая доминанта и фасадные акценты. Сюзор значительно улучшил архитектуру здания, и было бы странно и очень жалко реставрировать его обратно под Трезини и Чевакинского. Художественная ценность в данном случае перевешивает историческую.

Рис. 2. Дом Шувалова, построенный в 1740-1750 гг. арх. П.А.Трезини и С.И. Чевакинским.

Рис. 3. Невский пр., д. 53/3. Дом И.И. Шувалова, перестроенный в 1882-1883 гг. П.Ю. Сюзором.

В XIX веке безликие фасады допускались только в промышленности, жилые дома надо было обязательно эстетически украшать. К сожалению, в советское время такой подход был утрачен.

В постсоветские времена в архитектуре постмодернизма начали опять появляться забытые плавные эстетичные живописные линии на фасадах жилых домов, стали возрождаться архитектурные доминанты и акценты.

Сохранить неповторимый облик Петербурга нам поможет тщательное изучение архитектуры XIX века. Только бережное сохранение архитектурных памятников нашего города сможет пронести сквозь века облик Северной Венеции, так не похожей на итальянскую южную Венецию. Образ русского, европейского изначально города, заложенного Петром Т, красота обычных рядовых зданий, построенных по красной линии «одною сплошною фасадою» - похожа на бесконечную череду дворцов. Недопустимое варварство - превращать эти дворцы в простые дома, лишать их украшений, доминант и акцентов. Однако уже тысячи домов лишаются своего исторического привлекательного облика, приравниваясь к серой массе, угрюмой и скучной. Хочется обратить внимание, что изначальная красота - это не прихоть избалованных богачей, и не только при наличии денег можно себе позволить некоторую роскошь. Денег не хватало всем и всегда. Даже в Зимнем дворце многие интерьеры сделаны из папье-маше, но как они смотрятся! Дорого ли построить архитектурную доминанту на углу дома? Какой процент это займет от стоимости строительства? Все не так дорого, как кажется, — это будет зависеть от величины самого дома. В крупных домах — от 1 до 5 % от стоимости строительства, в мелких особняках - 20-30 %. Забота об эстетическом наслаждении оздоравливает психику нации, а это уже очень дорогая прибыль для народа и государства.

Иерархическое деление архитектурных доминант:

1. Архитектурные доминанты городского значения, градообразующие, организующие площади - например: Исаакиевский собор, Троице-Сергиева лавра, Смольный собор и др.

2. Архитектурные доминанты на перекрестках улиц — формирующие кварталы жилой застройки - угловые эркеры жилых домов с башенками, выделение углов зданий аттиковыми доминантами, балконами.

3. Архитектурные доминанты фасадов отдельных зданий, имеющие значение для формирования ориентации в городской среде и для пластики фасадов -эркера, балконы, аттиковые стенки.

Стилевое формирование архитектурных доминант:

Стили: классицизм, эклектика, историзм, модерн, постмодернизм, мануэлино, викторианский - различаются своими архитектурными доминантами и акцентами.

1. Исследование стилистических особенностей архитектурных доминант может быть продолжено. Практически во всех существующих архитектурных стилях применяются архитектурные доминанты или акценты, ибо без них архитектура теряет художественную выразительность. В статье Б. Кирикова, опубликованной в интернете рассмотрены примеры обезличивания исторических зданий при разрушении их угловых доминант : Большой проспект Петроградской стороны , дом № 44, особенно -Набережная Мойки, дом 73/15 -торговый комплекс «У Красного моста» - сейчас эту невиданную красоту восстановили! Башенное венчание заканчивается мудрыми змеями на шпиле и ангельскими крылышками, башня из металла и стекла поражает изяществом формы. Здание на Загородном проспекте, дом № 45-, к сожалению, обезглавлено, но мы очень надеемся на восстановление его «головы в шлеме», кстати с фонарем напоминающем церковную главку.

Первоисточник: 
Материалы НПК «Реставрация как вид экономической деятельности, направленной на сохранение культурного наследия» СПб., 30 июня 2011 года. СР СПб
Информисточник: 

www.srspb.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.