ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

АСПЕКТЫ ВОССОЗДАНИЯ ГОРОДСКИХ САДОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Карпова Т.М.

Карпова Т. М., ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», Санкт-Петербург

Реставрация и воссоздание городских садов и парков — это отдельная тема в реставрационном деле, почти не освещаемая в печати и на выставках, как будто это не реставрация вовсе. Между тем это одни из самых востребованных на сегодняшний день вид реставрационных работ. Может быть эти работы не такие масштабные, как реставрация дворцов и усадеб, воссоздание интерьеров и внешнего облика дворцовой скульптуры, но они занимают значительное место в жизни города и не заметны окружающим.

Реставрационные работы по садам и паркам мало освещаются в СМИ, называются, как правило, ремонтом, и уж если о них и говорится, то только как о строительных работах, говорится о том, как же хорошо потрудились строители, дорожники и озеленители. Подчас эти люди и не подозревают, что участвуют в реставрации или воссоздании объекта парковой архитектуры. Об архитекторах в общей эйфории торжественных открытий, как правило, забывают. Но ведь это именно архитекторы, наступив на горло собственным архитектурным амбициям, мечтам о создании архитектурных шедевров, посвящают себя скрупулезному изучению истории паркостроения.

В основном все городские зеленые объекты являются объектами общественного пользования, и, следовательно, заказчиком по этим работам являются городские структуры, будь то управления садово-паркового хозяйства или муниципальные советы, в результате это бюджетные затраты.

В период движения государственных структур к развитому социализму развивались и эти объекты. Особенно старшее поколение помнит скромные таблички «по газонам не ходить», дежуривших во всех садах и парках стражей порядка, не позволявших гражданам нарушать общественный порядок на городских территориях. В это период развития нашего государства и стали исчезать созданные известными садовниками небольшие зеленые объекты общего пользования. То есть, конечно, они не исчезали совсем, но необыкновенным образом изменялись, иногда до неузнаваемости. Научные сотрудники КГИОП в разные годы, надеясь, что их исследования когда-нибудь пригодятся, составляли исторические справки на многие городские сады, скверы и парки. Говоря о городских зеленых структурах, которыми изобилует исторический центр, надо вспомнить, какими они были до недавнего времени и каким изменениям они подверглись сравнительно недавно, для того чтобы начать свою новую жизнь в первозданном облике.

Мастерская №9 ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» занимается садово-парковым проектированием со дня ее основания. Традиции выполнения садово-парковых проектов остались неизменными по сей день.

Проектирование по заданию бюджетного заказчика требует от проектировщика совмещения задач, поставленных заказчиком, с целями и задачами по сохранению или воссозданию территории памятника. Воссоздание жемчужин ландшафтного зодчества — как расположенных в центре города, так и небольших, ранее усадебных садов и парков - опирается на исторические материалы. Скрупулезно собирая материалы в городских архивах и используя материалы, хранящееся в КГИОП, архитекторы постепенно создают картину сада или парка на период его расцвета.

Исследовательская часть работы - очень значимый для проектирования и, пожалуй, самым интересный период, являющийся основополагающим для будущих проектных решений. Медленно, неспешно работают наши городские архивы, систематизирование и осмысление полученного материала порой затрудняет задачу принятия решений по выбору периода наивысшего расцвета объекта ландшафтного искусства, каковыми являются все зеленые территории охраняемого центра Санкт-Петербурга. Обычно это время от середины XIX до начала XX века, когда отчуждались храмовые территории в пользу общественного пользования, создавались на пустующих местах сады, парки и скверы общегородского пользования.

Финансировались подобные работы обычно купечеством, которому вменялось городской думой вкладывать средства в общественные работы, тем самым они получали возможность увековечить свое имя в названии будущего сада. Финансировались подобные работы и из городской казны, но так же с участием частного капитала.

В проектировании этих зеленых уголков города принимали участие талантливые садовые мастера, такие как Вильям Гульд, садовник Визе, династия Регель, садовый мастер Федоров, архитектор К. Росси, К. Брюллов. Процесс выбора периода для проектировщика может затянуться из-за недостатка материала, из-за необходимости глубоких аналитических сопоставлений авторских вариантов, выбора оптимальных решений и необходимости их увязки с существующей жизнью объекта. В силу особой ценности некоторых архивных материалов иногда приходится вручную выполнять копии для последующего совмещения их с существующей ситуацией.

Основополагающим в воссоздании объемно-планировочной структуры данных объектов является неукоснительное следование историческим составляющим, планировочным, объемным и формам мелкой пластики, скамьи, урны, фонари, газонное ограждение, ограды. Порой эти на первый взгляд мелкие детали делают объект поистине великолепным.

В результате огромной работы из рук проектировщиков выходят необыкновенные по своей красоте проекты, выполненные современными средствами проектирования, с применением современных строительных материалов, дающих возможность более долговечной эксплуатации ландшафтных территорий.

Воссоздаваемые в первозданном облике сады, скверы и парки удивительным образом преображают не только территорию самого объекта. Внешний облик парка или сада перестает диссонировать с окружающей исторической средой, его реставрация, таким образом, восстанавливает утраченную равновесие и гармонию.

Проектировщики нашего института не ограничиваются выполнением проектных решений по воссозданию облика садов в его первозданном виде на бумаге, они также контролируют ход строительных работ.

Порой наши объекты при открытии изменяются до неузнаваемости, но на то он и период расцвета, чтобы нам всем удалось погрузиться в прошлое, почувствовать его дух, прикоснуться к давно ушедшим, таким далеким и теперь таким близким к нам мгновениям красоты.

За последние 20 лет среди воссозданных объектов садово-парковой архитектуры по проектам ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» были восстановлены Юсуповский и Никольский сады, Казанский сквер. К юбилею Санкт-Петербурга во всей красе предстали перед нами Александровский и Таврический сады (2003 г.), Успенский сквер (2003 г.). В старейшем Ботаническом саду Ботанического института им. В.Л.Комарова велись работы до 2007 года. Князь-Владимирский и Успенский скверы преобразили территорию вблизи станции метро «Спортивная», Конногвардейский бульвар воссоздан к открытию Библиотеки Бориса Ельцина. Сохранившаяся часть сада усадьбы великого князя Алексея Александровича стала зеленой гостиной для отреставрированного Дворца музыки на Фонтанке.

Помогают в решении задач воссоздания утраченной структуры садов не только дополнительные планировочные решения, но и возможность закрытия транзитов установкой ограждений по периметру или, в отдельных случаях, закрытие ворот и калиток на путях транзитов.

Примером установки утраченной ограды могут служить Некрасовский и Князь-Владимирский (ныне — Добролюбовский) сады.

Расположенный у станции метро «Спортивная» Князь-Владимирский сад постоянно испытывал нагрузки, связанные с проходом через территорию сада большого количества зрителей, идущих на стадион «Петровский» и обратно, к станции метро. Ограда сада была демонтирована в 60-е годы, когда общая тенденция к раскрытию городских садов и объединению их в единое пространство с окружающей городской средой достигла значительных размеров. В этот период многие городские сады утратили свои ограды, еще раньше демонтировались газонные ограждения. Примером полной утраты оград являются Александровский, Некрасовский, Князь-Владимирский сады. Утраты оград повлекли за собой образование новых транзитов и, как следствие, сложности в эксплуатации. Эксплуатирующие организации пытались бороться с вытаптыванием территорий своими силами, появились чудовищные по своему внешнему виду ограждения.

Обнаруженные при изучении исторических материалов ограды в проектируемых садах воссоздаются полностью или на основе аналогов соответствующего периода.

Подобным образом мы поступаем и с газонными ограждениями. Появившись в начале XX века, газонные ограждения стали дополнительным украшением городских садов и скверов. Эти элементы малой архитектурной формы естественным образом подчеркивали пейзажные планировочные особенности территорий, добавляли ажурности в восприятие парковой среды, заставляли не только рассматривать детали самой малой формы, но сопоставлять их с окружающим озеленением. Многие из этих ограждений сохранились до сих пор. Сохранившиеся фотографии Александровского сада показали нам не только ажурность планировочного решения но и средства которые дополняли планировочное решения. Это газонное ограждение, не сохранившееся на период проектных работ по саду. Подобное газонное ограждение сохранилось на территории Института Отто на Васильевском острове. Именно оно и было взято за аналог.

Газонное ограждение Казанского сквера воссоздано полностью по фотографиям из архива КФФД. Причем фотографии изображали ограждение не как отдельный элемент, ограждение было показано как элемент среды.

Пропорционированием к объектам размеры которых нам были известны рассчитаны размеры его элементов.

Ограждение на Конногвардейском бульваре также воссоздано по фотографиям 1900-х годов. Трудность выполнения этих работ заключается в основном в том, что достаточно сложно попасть в масштаб, т.к. подчас рядом размещено не так много объектов, относительно которых можно масштабировать проектируемый объект. Создавая объекты малой формы, необходимо учитывать характеристики материалов, современные технологии выполнения и монтажа.

До 1980-х годов проекты садово-парковой направленности реализовывались нечасто, но в течение последних 10 лет реализация таких проектов осуществляется постоянно. Среди воссозданных объектов садово-парковой архитектуры:

Юсуповский сад (1995г.), Никольский сад (2000г.), Казанский сквер (2000г.), Александровский сад (2003г.); Таврический сад (2003г.); Успенский сквер (2003г.); Московский Парк Победы (работы ведутся в настоящее время), Ботанический сад Ботанического института им. В.Л.Комарова (2007г.); Сад на Ольгином острове в Петергофе (2004г.); Князь-Владимирский сквер (2005г.); Конногвардейский бульвар (2009г.); Сад усадьбы великого князя Алексея Александровича и сквер на ул. Писарева (2009г.);

В 2010г. закончены работы в Некрасовском саду, его объемно-планировочное решение воссоздано по образцу 1886 года. Хотя изменилась градостроительная ситуация вокруг сада, архитекторам удалось на основе сохранившихся до сегодняшнего времени старовозрастных деревьев воссоздать не только планировочную структуру сада, но и его объемное наполнение. Воссозданная ограда сада сделала его камерным, более привлекательным для посещения.

Сегодня город получает проекты воссоздаваемых объектов садово-паркового искусства достойного уровня. Наши пожелания к заказчику сводятся к изменению подхода к подобным объектам, вещи должны называться своими именами. Реставрация и воссоздание - дорогие и хлопотные работы. Капитальный ремонт проще и дешевле. И объединять эти два понятия попросту некорректно.

Первоисточник: 
Материалы НПК «Реставрация как вид экономической деятельности, направленной на сохранение культурного наследия» СПб., 30 июня 2011 года. СР СПб
Информисточник: 

www.srspb.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.