ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

РЕСТАВРАЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ МЕДНЫХ СПЛАВОВ И ШПИАТРА МЕТОДОМ ХОЛОДНОГО ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ

Бондаренко С.М.

РЕСТАВРАЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ МЕДНЫХ СПЛАВОВ И ШПИАТРА МЕТОДОМ ХОЛОДНОГО ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ. ЗАЩИТНЫЕ, ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОКРЫТИЯ

Бондаренко С.М., с.н.с. НИЛ МПУ ГОУ СПБГПУ; главный консультант ООО «Юнона», г. Санкт-Петербург

Дефекты, возникающие при создании произведений культуры и в процессе их эксплуатации, в частности, на скульптурах и элементах декора, выполненных из металла, весьма разнообразны, однако они подлежат систематизации и основными из них являются:

• дефекты литья (поры, каверны, ликвация, эвтектика и др., приводящие к разным видам коррозии);

• деформации, возникшие вследствие смещения центров тяжести, напряженного состояния оболочки, — разрывы, трещины;

• наличие электрохимических пар при контакте разных металлов или сплавов -электрохимическая коррозия;

• атмосферная коррозия — утонение металла, сквозные поражения (например, бронзовая болезнь);

• комплексные воздействия, например утонение метала и напряжение, приводящие к деформации;

• другие.

Анатолий Павлович Алхимов

При выборе реставрационных технологий, применяемых для исключения указанных дефектов, необходимо руководствоваться условиями, обеспечивающими, прежде всего, сохранность объекта культурного наследия, возможность осуществления процессов обратимости после «вмешательства» реставраторов в «тело» памятника, следование авторской концепции, заложенной в произведение.

Наиболее подходящим для реставрационной практики среди известных способов металлизации, особенно на объектах, находящихся в экстерьере, на мой взгляд, является использование метода холодного газодинамического напыления (ХГН). Сущность метода заключается в эффекте закрепления металлических частиц с одновременным формированием покрытия на металлических и неметаллических подложках (в частности, на оболочке и элементах скульптуры), транспортируемых сверхзвуковым потоком газа в сопле Лаваля. Впервые (начало 80-х годов) этот эффект закрепления частиц заметил и в дальнейшем развил с коллегами в отдельную теорию наш отечественный ученый — Анатолий Павлович Алхимов (Институт теоретической и прикладной механики сибирского отделения Российской академии наук).

Температуры транспортирующего газа, подложки, напыляемого материала в процессе ХГН оказываются существенно ниже, чем у всех других традиционно используемых методов (газотермических, плазменных, электродуговых). Камерные технологии (ионно-плазменные процессы, детонационное напыление), а также термодиффузионные и электрохимические (например, гальванические) в данном обзоре не рассматриваются ввиду малости их рабочего объема. К тому же и они в некоторых физических параметрах (пористость, термические напряжения, адгезия и т.д.) значительно проигрывают технологии ХГН.

Преимущества метода:

♦ низкая температура процесса (нет термических напряжений, нет или значительно снижено количество оксидов, нитридов, карбидов);

♦ низкая пористость, характер пористости закрытый и малый;

♦ высокие значения адгезии и когезии;

♦ сохранение структуры материала напыления;

♦ в практических применениях достаточная производительность;

♦ возможность создания функциональных покрытий из псевдосплавов;

♦ высокая коррозионная стойкость покрытий;

♦ высокая прочность и микротвердость.

Процесс ХГН приблизительно можно охарактеризовать как микросварка взрывом. На рисунке представлен эффект закрепления сплэтов (одиночных частиц) на подложке — видны капли расплава — результат мгновенного преобразования кинетической энергии частиц в тепловую. На диаграмме представлено место процесса ХГН среди традиционно используемых — очевидна самая низкая температура процесса ХГН одновременно с самой высокой его скоростью напыления.

В 2010 г. новосибирские ученые вместе с Анатолием Павловичем Алхимовьтм были удостоены Премии Правительства РФ в области науки и техники «за создание обобщенной теории взаимодействия высокоскоростных гетерогенных потоков с преградой, разработку технологий и оборудования для газодинамического напыления металлов».

Возможные объекты внедрения способа ХГН — крупноразмерные медновыколотные, брозовые, шпиатровые, стальные (чугунные) скульптуры, всевозможные элементы декора, в т.ч. выполненные из латуней, томпаков, полутомпаков и других сплавов.

В 2002-2003 гг. автору с коллегами при поддержке специалистов КГИОП, НИИ «Спецпроектреставрация», руководителей музеев впервые в мировой научно-реставрационной практике удалось внедрить метод ХГН на пяти скульптурах ангелов под аттиком Исаакиевского собора и ангеле-флюгере на шпиле Петропавловской крепости.

Внедрение метода продолжилось и в период 2010-2011 гг. на скульптурной группе «Ангелы со светильником» и скульптуре «Апостол Павел» Исаакиевского собора.

Так же, как и в период 2002—2003 гг., на скульптурах способом ХГН производилась заделка трещин и разрывов свинцово-оловянным сплавом каверн, сквозных отверстий, деструктированных участков поверхности, утонений, омеднение этих участков и восстановление медного гальванопластического покрытия, утраченного за время эксплуатации скульптур в силу природных и антропогенных воздействий на их оболочку. Производились также цинкование элементов металлического каркаса методом ХГН.

Однако на сей раз впервые в реставрационной практике была предпринята попытка повторить природный процесс образования патины на медной поверхности оболочек. То есть последовательного напыления на медь минералов куприта, тенорита, основных сульфатов меди - брошантита, антлерита — тех компонентов, из которых, собственно, и состоит патина, так изумительно украшающая скульптуры, но в то же время и защищающая их от разрушений.

Перед внедрением нового способа патинирования была проведена работа по изучению особенностей патинообразования на меди и медных сплавах в ранее опубликованных материалах. На основе изучения этих работ и по выпущенным ранее методикам реставрации памятников с помощью метода ХГН была создана и утверждена в КГИОП методика, включающая способ воссоздания утраченной патины.

Со скульптур были взяты образцы патины, которые были исследованы в НИИ Неорганической химии им. А.В. Николаева (сибирское отделение Академии наук, г. Новосибирск) и в НИИ КМ «Прометей», г. Санкт-Петербург.

Был проведен качественный и количественный рентгенофазовый анализ (РФА) и микрозондовьтй анализ всех образцов патины с поверхности медных скульптур Исаакиевского собора. Выявлено, что в основном патину образуют последовательно расположенные слои куприта, тенорита, антлерита и брошантита.

На способ реставрации методом ХГН подана Заявка на изобретение. Работы по развитию метода продолжаются.

Первоисточник: 
Материалы НПК «Реставрация как вид экономической деятельности, направленной на сохранение культурного наследия» СПб., 30 июня 2011 года. СР СПб
Информисточник: 

www.srspb.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.