ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Обмеры и изучение деталей имеют важное значение при исследовании архитектурного сооружения и его фиксации, особенно если это памятник архитектуры. Например, при обмерах однородных деталей в различных частях здания можно заметить расхождения в величине отдельных обломов, что указывает на возможную разновременность выполнения этих частей, а наличие повторяющихся размеров предполагает обратное. В свою очередь противоречие между характером архитектурного декора и особенностями кладки стен или разбивки плана, обнаруженное при обмерах, заставляют предполагать, что здание древнее, чем это кажется на первый взгляд, и было позднее перестроено. Эти и другие сопоставления всегда помогают в дальнейшей работе.

Архитектурные детали, в зависимости от характера здания, различаются по размерам и сложности. Наиболее крупные и простые по очертаниям детали полностью изображают на планах, фасадах и разрезах, и здесь же ставят их размеры. Детали более мелкие и обладающие тонкой профилировкой изображают отдельно в более крупном масштабе. На кроки и чертежах планов, фасадов и разрезов показывают лишь их общие габариты и фиксируют положение по отношению к основным частям здания.

Сложные по профилировке или неправильные по форме детали замеряются от причалок (при обмерах в плане) или шнура отвеса (при вертикальных обмерах) координатами либо засечками от двух точек. Для проверки перпендикулярности координат пользуются обыкновенным чертежным треугольником, один из катетов которого прикладывают к причалке или шнуру, а другой совмещают с линейкой, которой производится измерение выносов. При вертикальных обмерах вместо угольника можно брать уровень с пузырьком и совмещать линейку с его верхней или нижней гранью. Один из концов линейки, по возможности узкий, должен совпадать с нулевым делением. При сильном ветре выносы профилей можно измерять от стены, на которой они находятся, проверив предварительно ее вертикальность, или от причалки, закрепляемой вертикально и наглухо у верхнего края профиля и внизу. Вертикальность причалки может быть проверена при помощи уровня с пузырьком. Вместо причалки можно применять и вертикально поставленную рейку, положение которой проверяется таким же уровнем. (Рис. 59)


Рис. 59. Обмеры профиля карниза

Рядом с причалкой или шнуром отвеса вешается и тесьма рулетки, нулевое деление которой совпадает с началом (или наибольшим выносом) измеряемой детали. При таком положении рулетки одновременно измеряются и высота профилей (от нуля рулетки до горизонтальной линейки, находящейся на высоте профиля), и их выносы (от нуля линейки до причалки или отвеса). При этом важно, чтобы линейка была действительно горизонтальной

При измерении криволинейных профилей обломов на каждом из них фиксируются по нескольку точек, а при прямолинейных профилях следует фиксировать только положение их верхней и нижней точки. (Рис. 60)


Рис. 60. Обмеры колонн:
а — обмер базы; б — замер диаметра колонны с помощью складного метра

Если такие рельефные детали зданий как карнизы или пояски имеют перпендикулярные их направлению сквозные щели (например, швы с выветрившимся раствором), то можно, вложив в подобную щель лист бумаги, обвести на ней контур профиля детали. Такой способ изображения профилей и проще, и точнее их обмеров, поэтому всюду, где только можно, следует использовать именно его. (Рис. 61) 


Рис. 61. Снятие шаблона профиля карниза разными способами

Иногда для такого непосредственного снятия шаблона с профиля его обжимают полосой из гибкого, мягкого и неупругого металла (например, свинца), затем полосу снимают и, наложив на бумагу, обводят по ней профиль. Снимать эту полосу с профиля и накладывать ее на бумагу следует с большой осторожностью, чтобы не изменить углы, образуемые отдельными частями. Поэтому получать изображения больших и сложных карнизов таким способом трудно, но для небольших деталей, не говоря уже о профилях отдельных обломов, способ очень удобен, а снятые шаблоны являются хорошим дополнением к общим обмерам крупных деталей, сделанным обычным способом — по координатам или засечкам. Так же можно получать шаблоны с профилей с помощью так называемой гребенки, в которой жесткие металлические полоски свободно выдвигаются из держателя, фиксируя измеряемый профиль. (Рис. 62)


Рис. 62 .«Гребенка»

Места снятия шаблонов следует каждый раз отмечать, поскольку профилировка в разных частях памятника может довольно сильно варьироваться, что часто встречается у сооружений, возведенных до первой половины XVIII века.

При обмерах сложных рельефных архитектурных или скульптурных деталей, в особенности заполняющих большие поверхности, перед ними следует опустить ряд отвесов или натянуть ряд горизонтальных причалок, а можно применить и отвесы, и причалки, стараясь, чтобы те пересекали возможно большее число характерных точек детали. Положение этих условных линий фиксируется обмером, и от них измеряются выносы всех пересекаемых ими точек детали. (Рис. 63)


Рис. 63.Обмеры сложной архитектурной детали с помощью клетчатой сетки

Детали, обладающие слабым рельефом, как, например, плиты с вырезанными на них надписями, лучше всего копировать непосредственно на бумагу, притирая ее к рельефу, или на кальку, обводя контуры рельефа углем, кистью или мягким карандашом (3—6 В). (Рис. 64)


Рис. 64. «Прорись» надписи на плите XVII века

Росписи, фрески и мозаики фиксируются с помощью «прорисей» — то есть калек с контурами изображений, на которые затем акварелью наносятся цвета, соответствующие цветам росписи. На прорисях условным знаком обозначают точки, положение которых фиксируется на общих обмерах. Это дает возможность обозначить росписи на общих чертежах здания. При снятии прорисей кальку следует прикреплять без повреждения штукатурки и красочного слоя. Рисунок делается только кистью.

Иногда калька оказывается недостаточно прозрачной для этих целей и вместо нее можно употреблять папиросную бумагу, пропитанную олифой, вытертую насухо и высушенную.

С небольших рельефных архитектурных или скульптурных деталей можно делать эстампажи или муляжи — рельефные оттиски. Материалом для них может служить обыкновенный пластилин, глина или размоченная бумага (папье-маше). При снятии пластилиновых оттисков деталь следует предварительно смочить водой, а если для этой цели применяется бумага, то деталь, если ее материал позволяет это, можно покрыть каким-либо жиром. Бумагу нужно брать рыхлую, мало проклеенную и накладывать ее несколькими слоями, плотно прижимая и притирая к рельефу. В полученные таким образом бумажные, пластилиновые или глиняные формы делают гипсовые отливки. Формы, во избежание их деформации, следует перевозить или хранить в ящичках.

Как при снятии прорисей с живописи, так и при снятии копий с рельефных деталей, нужно некоторые их точки связывать с промерами до определенных точек на фасаде или в интерьере, где те находятся. Только так можно эти детали точно нанести на фасады или разрезы здания.

Первоисточник: 
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБМЕРЫ. Т.Н. Соколова, Л.А. Рудская, А.Л. Соколов; М., 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.