ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Метод реставрации памятников архитектуры «мертвых», т. е. руинированных, получил позднее название «метода анастилоза». Окончательно сформировался он только в начале XX века 1.

По существу метод анастилоза также является археологическим или аналитическим методом реставрации и основывается на тех же принципах, только аналитический метод используется для реставрации памятников, эксплуатируемых в соответствии с их первоначальным назначением. Для аналитического метода основным видом работ являются работы ремонтно - реставрационные, а для метода анастилоза — работы консервационные, т. е. укрепление уцелевших элементов здания или сооружения в их сохранившемся состоянии, без каких - либо изменений их вида и расположения.

Поскольку вместе с тем вокруг многих руинированных памятников архитектуры нередко сохраняются упавшие с них детали, появляется возможность при установлении точного первоначального местоположения упавшего элемента снова поставить его на его место и, таким образом, несколько обогатить наши представления о первоначальном или каком - либо промежуточном облике разрушившегося здания, что собственно и характерно для метода анастилоза. Такой процесс не был бы актом девальвации исторической ценности памятника, его «ценности древности», так как реставратор не вносит при этом что - либо новое в данное сооружение. «Ценность древности» вместе с тем как мы помним, не допускает слишком быстрого и интенсивного разрушения архитектурного монумента.

Если аналитический метод вырос непосредственно из эмпирического метода, то метод анастилоза естественно развивался из простых консервационно - укрепительных работ. Существенное отличие таких работ от работ реставрационного плана может быть наглядно показано на таких примерах, как укрепление цокольных частей арки Константина в Риме (рис. 85 и 86), где вместо замены целых фрагментов или разделенных швами блоков камня, как это в большинстве случаев делается при проведении реставрационных работ, были произведены мелкие вставки, точно заполняющие по его неправильному контуру место повреждения первоначального блока. Примером работ такого же рода, т. е. чисто консервационных работ, являются и ремонтные вставки на колоннах и пилястрах стен Пантеона в Риме (рис. 87), как и вообще весь подход к поддержанию и реставрации этого уникального сооружения (рис. 88 — 92). На таких же принципах были основаны укрепительные работы на античной колоннаде у церкви Сан Лоренцо в Милане (рис. 93), где, разумеется, даже не поднимался вопрос о каком - либо восстановлении античного здания, частью которого являлась данная колоннада, да и самая колоннада не восстанавливалась в ее первоначальном виде, хотя для этого имеются данные в самой натуре. Здесь были проведены укрепительные работы — замена разрушенных тамбуров колонн и др. (рис. 94).

Рис. 85. Общий вид арки Константина в Риме

Рис. 86. Реставрационные вставки в нижних частях арки Константина в Риме

Рис. 87. Реставрационные вставки в колоннах и на стенах Пантеона в Риме

Рис. 88. Фрагмент цоколя Пантеона в Риме

Рис. 89. База пилястры западного фасада Пантеона в Риме

Рис. 90. Фрагмент стены и карнизов ротонды (юго - восточная часть)

Рис. 91. Угол портика

Рис. 92. Восточная стена

Рис. 93. Колоннада у церкви Сан Лоренцо в Милане. Общий вид после реставрации.

Рис. 94. Реставрационные вставки в базах.

Одна из первых реставраций, в которой уже предвосхищались некоторые особенности метода анастилоза, была связана также с именем уже упоминавшегося нами в главе IV архитектора Валадье. Это была произведенная им в 1810 — 1813 гг., совместно с Кампорези, реставрация храма Веспасиана у подножия Капитолия на Римском форуме.

Храм Веспасиана, начатый императором Титом и законченный Домицианом, был позднее реконструирован Септимием Севером и Каракаллой. Это был шестиколонный простильного типа храм коринфского ордера с целлой, занимавшей всю ширину подия, с антами впереди, к которым примыкали две боковые, дополнительные колонны портика. К портику вела широкая, во весь фасад лестница. Храм был облицован пентелийским мрамором и украшен прекрасными скульптурами, образец которых сохранился в музее Табулария.

От этого храма уцелели лишь три возвышающиеся над землей коринфские капители, на которых лежал антаблемент, сохранившийся на всю высоту. Предполагая, что в земле, культурный слой которой был на Римском форуме очень велик, могут сохраняться и другие части храма, реставраторы начали с осторожной расчистки и съемки этой земли в прилегающей местности. Работы были облегчены благодаря раскопкам, начатым по инициативе папы Пия VII. Раскопки велись тогдашней французской администрацией Рима на территории всего Римского форума.

В процессе раскопок выяснилось, что капители опираются на колонны, сохранившиеся на всю высоту (около 15 м), но очень сильно поврежденные, а местами и разрушенные. Особенно сильно разрушенным оказался стилобат храма, поддерживавший в этом месте три колонны с их капителями (две фронтальные и одну боковую).

Валадье и Кампорези оперли антаблемент на рештование, собрали выпавшие тамбуры колонн и установили их на места. Одновременно была произведена реставрация стилобата. После проведения всех необходимых работ леса были сняты и три колонны снова восприняли нагрузку от сохранившихся частей антаблемента. Ни о какой целостной реставрации не только храма, но даже и портика, разумеется, не стоял даже вопрос.

Подобным же образом засыпанная до половины арка Септимия Севера тоже была освобождена от наносов земли, а ее нижние части, сильно поврежденные, были отремонтированы без каких - либо добавлений новых элементов (см. рис. 48 и 49).

______________

1Ваlаnоs N. Les monuments de l'acropole Paris, 1938.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ (развитие теоретических концепций). Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ, М., 1971
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.