ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Валадье поставил себе задачей сохранить дошедшие до него части древнего сооружения по возможности неприкосновенными. Он заключил всю сохранившуюся часть сооружения в сеть прочной арматуры. Это позволило, не разбирая арки, произвести перекладку фундаментов, которые нуждались в укреплении.

Чтобы придать сохранившимся фрагментам арки Тита (рис. 54) прочность и устойчивость, Валадье решил восстановить недостающие боковые части, что позволило одновременно вернуть сооружению его утраченный силуэт и общую форму. Эти работы Валадье провел подобно археологу, нашедшему в раскопках куски разбитой амфоры и проводившему укрепление, составление найденных остатков и восстановление общей формы, дополняя отсутствующие куски слоем глины, гипса или цемента, без повторения на них узоров и рисунков подлинника. Недостающие части арки были выполнены Валадье не из мрамора, как сохранившиеся подлинные, а из травертина и в них нарочито были опущены детали орнаментации1( рис. 55).

Рис. 54. Фасад арки Тита в Риме до реставрации (обмер Валадье)

Рис. 55. Общий вид после реставрации

Таким образом, Валадье сумел сохранить как подлинный документ истории все древние и дошедшие до нас элементы арки Тита. Он придал им прочность, что обеспечило их сохранность до наших дней. Вместе с тем он укрепил арку, добавив недостающие части по бокам, восстановил общую форму так, что лица, незнакомые с историей архитектуры, обычно даже не замечают границ доделки. Благодаря упрощенным обломам, лишенным своей порезки, и благодаря использованию другого материала Валадье, вместе с тем, достаточно ясно показал, где в здании части подлинные, а где новые.

Реставрация арки Тита в XIX в. много критиковалась сторонниками «художественных» методов реставрации за «грубость» форм в добавленных элементах, за то, что разный цвет и фактура материала в частях древних и в частях добавленных разбивают форму, вносят дробность впечатления и т. п. В начале XX в. эта реставрация была признана образцовой. Отдельные критические замечания касались теперь вопроса, не слишком ли много сделал реставратор в процессе произведенных работ, не следовало ли, например, сохранить некоторые элементы наслоений примыкающего к арке монастыря св. Франсуазы и т. п.

Примеры, впрочем единичные, реставраций такого рода, предвосхищавших в XIX в. реставрационные приемы аналитического метода, можно было бы указать и в других европейских странах.

Очень интересным примером аналитического, археологического метода работ в России явилась реставрация Золотых ворот в Киеве, проведенная в середине XIX в. Памятник архитектуры XI в., простоявший до 1760 г. и засыпанный в этом году землей, — Золотые ворота были вновь раскрыты археологом К. А. Лохвицким в 1838 — 1839 гг. При этом выяснилось, что своды ворот и остатки стоявшей на них церкви уже обрушились и после расчистки завалов земли были обнаружены лишь две продольные стены главного проезда, в отдельных местах сохранившиеся до высоты пят сводов.

Когда спустя несколько лет (в 1849 г.) возник вопрос о реставрации Золотых ворот, архитектор А. В. Беретти, как это было ни удивительно в те годы, не соблазнился (несмотря на наличие уже опубликованных тогда рисунков ворот по их состоянию на 1651 г.) возможностью предпринять восстановление «первоначального» художественного облика ворот, как это сделали бы реставраторы - романтики или «стилисты». Поразительным образом предвосхищая все особенности аналитического метода реставрации, Беретти ничего не изменил в облике и состоянии руинированного сооружения и провел лишь цикл консервационных работ, позднее, впрочем, продолженных (в конце XIX в.). В итоге проведенной реставрации в этом сооружении были сохранены все его особенности (рис. 56 и 57).

Рис. 56. Золотые ворота в Киеве. Кладка западной стены, укрепленная контрфорсами

Рис. 57. Золотые ворота в Киеве Восточная стена после реставрации

В своем стремлении ничего не менять в облике древнего сооружения Беретти сохранял даже все неровности уцелевших частей первоначальной кладки, будь то лицевая, но уже поврежденная поверхность стены или уже осыпавшаяся внутренняя ее часть (рис. 58 и 59).

Общий прием проведенных здесь реставрационных работ заключался в том, что сохранившиеся участки древних стен без какого - либо изменения их структуры или наружной поверхности были взяты в своеобразную оправу из новой кирпичной кладки, которая в виде контрфорсов (с наружной стороны) придавала сохранившимся стенам необходимую устойчивость, а с другой стороны обрамляла древнюю кладку, прикрывая ее от действия атмосферных осадков. Особую признательность к Беретти со стороны всех интересующихся архитектурой и изучающих ее вызывает то, что он при этих работах не пренебрег ни малейшими дошедшими до него остатками стен, проведя консервацию и защиту от атмосферных осадков самых незначительных и тонких фрагментов крайних восточных прясел, особенно пострадавших при их засыпке в XVIII в. и их последующем вскрытии. Для полного обеспечения устойчивости воротных стен Беретти скрепил северную и южную стены двумя изящными железными тягами, соединенными в середине кольцом, что вместе с тем композиционно связало разрозненные фрагменты древней постройки, придав им законченность и единство.

Рис. 58. Фрагмент восточной стены после реставрации

Рис. 59. Пилон восточной стены Золотых ворот в Киеве после реставрации

Как особенно характерную черту проведенной реставрации, в полном соответствии со сложившимися позднее принципами аналитического метода, следует отметить то, что вся новая кладка в стенах Золотых ворот, использованная для укрепления и ограждения древней кладки, была произведена без каких - либо попыток имитации, из нового материала и с помощью современной техники.

Благодаря успешно проведенной реставрации, не допускавшей ни малейших домыслов, Беретти донес до наших дней все характерные черты сохранившихся элементов древней постройки XI в., как и все технические и художественные особенности кладки и деталей ее в такой мере, что и поныне этот памятник привлекает толпы посетителей, побуждает многих исследователей к его изучению. Всякая «художественная» реставрация киевских Золотых ворот, будь она в свое время проведена, безусловно, уничтожила бы подлинные их остатки, ничего не дала бы для науки и оказалась бы столь же бессмысленной, как и реставрация Десятинной церкви.

Беретти организовал и охранную зону памятника, сохранив холм, на котором стояли ворота, и оградил площадку ворот простой железной решеткой, которая тоже была выполнена им в стиле архитектуры того времени, но с таким вкусом, что это не вносит диссонанса в облик сооружения. Эта решетка ограждает Золотые ворота и сейчас.

Отмеченные здесь примеры были, разумеется, совершенно не характерны для общей картины реставрации архитектурных памятников в первой половине и середине XIX в. и лишь предвосхищали метод конца XIX и начала XX в.

Все же в двух странах, где археологи приобрели особенно большое влияние в реставрационной практике — в Италии и России, очень многие работы уже во второй половине XIX в производились не произвольно, а с учетом археологических требований.

В Италии в этом отношении особенно интересны работы по реставрации частично уцелевших зданий в Помпеях. Так, широко известный помпеянский дом Альбуция Цельса («Серебряной свадьбы»), открытый, правда, уже в начале 90- х годов XIX в. и тогда же реставрированный, был восстановлен с использованием значительного количества добавлений так, что проведенную реставрацию можно в известной мере считать целостной, т. е. проведенной по синтетическому методу (рис. 60 и 61). Однако общая сдержанность, а главное, строгая обоснованность археологическим материалом всех проведенных здесь добавлений приближают эту реставрацию к работам уже аналитического метода. Другой известный помпеянский дом — дом Золотых амуров, реставрированный Джованни Фиорелли в 60- х годах XIX в., значительно больше отражает особенности синтетического метода, хотя и здесь сдерживающее влияние археологии сказалось на реставрационных работах очень сильно.

Рис. 60. Атрий, таблинум и перистиль дома Альбуция Цельса в Помпеях после реставрации

Рис. 61. Родосский портик перистиля после реставрации

____________

1Работы по реставрации начинал Сторн, которым были уже заготовлены базы колонн и капители без детальной орнаментации.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ (развитие теоретических концепций). Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ, М., 1971
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.