ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Аналитический метод реставрации общественное признание получил в начале XX в., а свое широкое применение и развитие только после первой мировой войны. Однако первые опыты его применения на практике могут быть отмечены еще в первой половине XIX в. В период господства романтических или стилистических реставраций такие опыты не могли, разумеется, получить широкое одобрение и, как правило, подвергались критике со стороны последователей метода компиляции или синтетического метода. Все же, как они ни были единичны, такие редкие в XIX в. примеры предвосхищения приемов аналитического метода реставрации сыграли большую роль в формировании научного подхода к реставрационным работам на памятниках архитектуры. Выдержав значительно большее испытание временем, чем реставрации романтиков или «стилистов», они позволили при разработке теории реставрации в конце XIX — начале XX в. опереться на конкретные, уже проверенные на практике факты. Поэтому нами здесь будут приведены примеры таких ранних реставраций, предвосхищающих приемы аналитического метода реставрации, как и первые значительные реставрации по аналитическому методу, проведенные в начале XX в.

Подобно тому как синтетический метод реставрации естественно развивался из предшествовавшего ему компилятивного метода, аналитический метод вырос на остатках еще доживавшего свои дни в первой половине XIX в. эмпирического метода реставрации 1. Мы уже упоминали об этом методе выше, в первой главе. Возникнув впервые еще в Древнем Риме, он возродился в эпоху Возрождения, но использовался чрезвычайно редко. После французской революции конца XIX в. эмпирический метод вошел в более или менее широкое употребление, так как открывал большие возможности, доступные и легкие пути для быстрого укрепления или восстановления разрушенных и поврежденных архитектурных памятников.

Сторонники эмпирического метода реставрации уже учитывали художественное значение архитектурных памятников. Однако при восстановлении «первоначальных» художественных особенностей древних зданий они либо производили обычный ремонт, заменяя утраченные детали обезличенными ремонтными формами, как, например, при реставрации церкви Воскресения в Кадашах в Москве (рис. 45), либо использовали адаптированные формы современной им архитектуры, приспосабливая их, по возможности, к общим особенностям древней архитектуры реставрируемого здания, как это было, например, при реставрации в 1813 г. кремлевских башен в Москве, разрушенных или поврежденных во время наполеоновского нашествия. Руководимые общим стремлением восстановить, насколько это было в их силах, первоначальные художественные особенности реставрируемого здания и применяя при этом современные архитектурные формы, они как бы предвосхищали тезис аналитического метода о необходимости выделения вносимых элементов и деталей, хотя и делали это слишком примитивно.

Рис. 45. Церковь Воскресения в Кадашах в Москве. Барабан главы после ремонтно - укрепительных работ XIX в.

Иногда, ставя себе задачей сохранение первоначальных архитектурных форм реставрируемого здания, последователи эмпирического метода прибегали к очень сложным и остроумным приемам и инженерно - техническим решениям. Так, при реставрации в первой половине XIX в. собора в городе Труа, во Франции, своды хоров, которые грозили обрушением, были подвешены к новым деревянным стропилам с помощью целой сети железных конструкций так, что каждый камень свода оказался подвешенным в специальном стремени. Позднее, когда развитие инженерной мысли предоставило архитекторам лучшие способы укрепления конструкций, своду этому была придана прочность без его разборки.

В некоторых случаях последователи эмпирического метода, когда реставрационные работы выполнял архитектор очень высокой квалификации, не ограничивались одним лишь ремонтом, но и производили частичное, в меру возможного, раскрытие памятника от позднейших утилитарного характера наслоений. К таким, бесспорно, выдающимся примерам использования эмпирического метода относится реставрация во Франции замка Блуа, произведенная Дюбаном (в 1845 г.). Дюбан искусно освободил в замке Блуа аркады фасада от закладок и произвел осторожный ремонт других частей здания (рис. 46).

Рис. 46. Замок Блуа. Общий вид после реставрации.

Несмотря на положительную оценку некоторых реставраций, эмпирический метод не имел перспектив для своего развития и должен быть сочтен скорее вредным, чем полезным для дела сохранения архитектурных памятников. Не имея общей концепции, общих руководящих принципов, реставратор, последователь эмпирического метода, шел путем нащупывания верных приемов восстановления древнего здания, подходя к каждому случаю индивидуально.

Многочисленные и крупные ошибки были при этом неизбежны. Поскольку теоретических обобщений, попыток сформулировать какие - то общие основы методики реставрации в этих случаях не делалось, это еще больше усугубляло разброд в используемых приемах и реставрационных решениях.

Эмпирический метод был характерен не только большим числом серьезных неудач и искажений памятников архитектуры, но и неспособностью его последователей привести в систему свой собственный опыт, выступить с прокламацией каких - либо основ своего метода 2. Однако зарождавшийся аналитический метод реставрации, противопоставляя себя методу компиляции, как и методу синтетическому, вырос на остатках именно эмпирического метода, почему мы здесь о нем и упоминаем. Не игравший значительной роли в общей картине реставрационных работ XIX в., эмпирический метод все же вписался в историю развития реставрационной методики именно в том своем значении, которое здесь отмечается.

Аналитический, археологический метод реставрации был зачат и развился в утробе археологии. Широкий цикл раскопок, предпринятый в Риме, на форумах в период французской оккупации в начале XIX в. (рис. 47 — 50) послужил толчком для проведения ряда интересных реставрационных работ на архитектурных памятниках древнего города. Многие приемы этих работ и явились провозвестниками развития аналитического метода реставрации. Характерным примером в этом смысле была реставрация Колизея (1817 — 1838 гг.). Работы здесь свелись в конечном итоге к очистке здания от множества окружающих его пристроек, к раскрытию пролетов его, заложенных с целью укрепления кладки арок (рис. 51), к укреплению контрфорсами лишенных опоры стен, особенно на тех их частях, которые вследствие проломов и разрушений не замыкались в кольцо, образуя своеобразные торцы (рис. 52). В дальнейшем были частично восстановлены отдельные разрушенные части сооружения, преимущественно в верхнем этаже, но на основе бесспорных документальных данных, полученных из самой натуры. Ни о какой целостной реставрации Колизея вопрос даже не стоял. Грандиозное сооружение древних римлян было сохранено в том виде, в каком оно дошло до нашего времени (рис. 53) с устранением всех утилитарных добавлений.

Рис. 47. Общий вид Римского форума в XVII в.

Рис. 48. Арка Септимия Севера на Римском форуме после расчистки

Рис. 49. Пролет арки Септимия Севера после расчистки форума

Рис. 50. Общий вид Римского форума после расчистки колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, храм Сатурна

Рис. 51. Вид стен Колизея в Риме после реставрации.

Рис. 52. Общий вид Колизея в Риме после реставрации (на переднем плане колонны храма Венеры и Ромы)

Рис. 53. Фрагмент Колизея в Риме

Еще более интересной, как провозвестница развития аналитического метода, явилась реставрация архитектором Валадье арки Тита на Римском форуме в 1821 г.

Когда папа Пий VII пригласил Валадье, уже зарекомендовавшего себя реставрационными работами на форумах Рима, заняться восстановлением арки Тита, последний столкнулся со значительными трудностями. Это сооружение, как, впрочем, и многие другие памятники архитектуры древнего Рима, в средние века было в полном пренебрежении. Одно время его начали разбирать для использования строительного материала Затем она оказалась обстроенной оборонительными сооружениями вождей партии гибеллинов, в результате чего над аркой была воздвигнута башня. Позднее арка Тита была включена в пристройки монастыря св. Франсуазы.

Хотя в XVIII в. на арке Тита были проведены кое - какие укрепительные работы, при освобождении ее от застроек арка грозила полным обрушением. В кладке разошлись все швы Многие камни выпали, в том числе и в самой арке. Отсутствовали детали даже в центральной части сооружения, особенно со стороны форума. В подобных случаях реставраторы - романтики, как уже говорилось выше, обычно прибегали к разборке здания или сооружения и к последующему возведению его вновь «в прежнем виде».

____________

1Термин введен впервые Полем Леоном. См.: Leon P. La vie des monuments Français Pans, 1951

2Со своеобразной декларацией основ эмпирического метода реставрации выступил лишь известный искусствовед Д. Рескин. «Берегите должным образом ваши монументы и вам не понадобится их реставрировать. Несколько листов свинца, уложенных вовремя в кровлю., спасут стены от разрушения Следите за древним зданием с беспокойной заботливостью, берегите его так хорошо, как только вы можете и любой ценой... Пересчитайте его камни, как вы считали бы бриллианты короны ; поставьте стражу возле него, как если бы это были ворота осажденного города ; свяжите его железом, где оно поддалось ; подоприте деревом, где оно накренилось ; не беспокойтесь о неприглядности подпорок лучше костыль, чем отрезанная нога, делайте это осторожно, с уважением, и постоянно, и еще много поколений родятся и пройдут под его сенью! » См. указ соч., стр. 357.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ (развитие теоретических концепций). Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ, М., 1971
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.