Цена на шенгенскую визу.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Все народы свято берегут и охраняют свои архитектурные памятники. С течением веков, однако, памятники стареют и разрушаются, поэтому их подвергают реставрации.

Общей целью всякой реставрации является выявление и утверждение культурно - исторической роли и значения произведений архитектуры, а также выявление их художественных достоинств.

Внутри общего понятия «реставрация» существует несколько более узких, имеющих значение для специалистов - реставраторов : консервация, собственно реставрация, реконструкция, восстановление и обновление. Кроме того, когда назначение данного памятника архитектуры меняется и он используется для других нужд, на нем обычно проводятся работы по приспособлению здания к этим новым нуждам.

Под консервацией понимается обычно проведение под руководством опытного специалиста - реставратора цикла инженерно - технических мероприятий по укреплению конструкций здания, декоративных деталей, по восстановлению и ремонту его покрытий и устройств, обеспечивающих защиту здания от атмосферных влияний, и т. п.

Полной противоположностью этому, обычно весьма ограниченному циклу работ, являются работы по обновлению архитектурного монумента (ранее широко использовавшиеся, а теперь считающиеся недопустимыми), при которых памятник архитектуры частично или даже полностью перестраивается в ином стиле и по другому проекту. При этом первоначальные художественные достоинства его не выявляются.

Промежуточное положение между консервацией и обновлением занимают реставрация, реконструкция и восстановление.

Под реставрацией следует понимать проведение на здании под руководством опытного архитектора - реставратора цикла ремонтных работ с выявлением и частичным, строго ограниченным восстановлением отдельных деталей и элементов, для научного обоснования которых имеются бесспорные и очевидные данные на самом здании, в натуре.

Под реконструкцией можно понимать ремонтно - восстановительные работы, при которых не только ремонтируются сохранившиеся части памятника архитектуры, но и производится восстановление отдельных, уже утраченных частей сооружения, например крылец, завершающих башен и т. п. Работы такого рода обычно поручаются реставраторам самой высокой квалификации. Нет нужды говорить, что и такие работы могут проводиться лишь при наличии бесспорных научных обоснований.

Под восстановлением понимается сооружение здания вновь на фундаментах или на другого рода остатках погибшего памятника архитектуры. При этом выявление художественных достоинств памятника архитектуры происходит лишь частично, в условной форме своеобразного «макета в натуральную величину». Разрешение на такого рода работы дается лишь в редких, исключительных случаях.

Сложность, большое общественное значение задач, стоящих перед реставратором, а также необходимость во всех случаях строгого научного обоснования проводимых работ заставляют предъявлять к реставратору, автору проекта реставрации и научному руководителю реставрационных работ очень высокие требования. Опыт реставрационных работ в различных странах показывает, что автором проекта реставрации, научным руководителем реставрационных работ обычно бывает выдающийся специалист - ученый, работающий в области изучения истории архитектуры и искусства данной страны и по возможности той эпохи, к которой принадлежит реставрируемый памятник архитектуры. Нередко на особенно значительных архитектурных памятниках научное и художественное руководство реставрационными работами осуществляет избранный научной и художественной общественностью страны коллектив ученых, архитекторов и художников.

Общественная оценка достоинств и значения памятников архитектуры, следовательно, и отношение общества к ним постоянно менялись вместе с изменением экономического и политического строя общества, вместе с изменением и развитием культуры народа, его художественных вкусов. В силу этого в отдельные периоды развития общества находились отдельные лица, а иногда прослойки и даже классы, которые недостаточно учитывали значение памятников архитектуры и прямо или косвенно содействовали их быстрому обветшанию, а иногда и прямому разрушению, как это было, например, с античными постройками, сознательно уничтожавшимися в средние века, иногда для того, чтобы просто использовать их материал.

Таким образом, памятники архитектуры повреждаются и разрушаются не только временем, но часто и недостаточно культурными, недостаточно сознательными представителями самого народа, как это было, например, в начале XIX века и в 1867 г., когда жители города Коломны требовали разобрать городскую крепость.

Изменения общественной оценки значения архитектурных памятников предопределяли, вместе с тем, и изменения в подходе к их охране, а следовательно, и изменения в подходе к реставрационным работам. Прежде всего это зависело от оценки художественных и исторических особенностей архитектурных памятников.

Для полноценного восприятия и оценки художественного и исторического значения памятников архитектуры требуется определенный уровень развития культуры. Человек, никогда не слыхавший о порабощении татаро - монгольскими ордами значительной части нашей страны или имеющий об этом лишь общее, туманное представление, или человек, ничего не знающий о печенегах и о том, какую огромную опасность они представляли для родины в X — XI вв., не сможет полностью оценить собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, построенного в честь разгрома последнего оплота татаро - монгольских поработителей, или Софийского собора в Киеве, построенного в память победы над печенегами.


Рис. 1. Первая безымянная башня Московского кремля, реставрированная после работ В И. Баженова

Рис. 2. Фрагмент первой безымянной башни Московского кремля.

Рис. 3. Тайницкая башня Московского кремля, реставрированная после работ В. И. Баженова

Рис. 4. Южная стена Георгиевского собора в Юрьеве - Польском после реставрации В. Д. Ермолина

Рис. 5. Подборка рельефов Георгиевского собора в Юрьеве - Польском у колонны

Рис. 6. Подборка рельефов южной стены Георгиевского собора в Юрьеве - Польском

Рис. 7. Капитель колонны южной стены Георгиевского собора

Рис. 8. Капитель колонны южной стены Георгиевского собора.

Понимание важности охраны памятников архитектуры, их художественного и исторического значения проявлялось уже в ранние периоды развития общества. Так, например, у древних народов Передней Азии обветшавший и непригодный для дальнейшей эксплуатации памятник покидался, но разборка его остатков обычно запрещалась. Для нужд же текущей жизни сооружалось новое здание. Запрещение уничтожения остатков памятников архитектуры перешло затем к мусульманам как одно из религиозных предписаний.

Свидетельства внимания к древней архитектуре страны мы находим и в античной Греции. Здесь также памятники сохранялись так долго, как это было возможно. По мере их разрушения они не покидались, а постепенно перестраивались часть за частью. В этом отношении интересен храм Геры (VI в. до н. э.) в Олимпии, который, как известно, первоначально был деревянным. Постепенно он был превращен в каменный храм, однако Павсаний (II в. н. э.), оставивший знаменитое описание Древней Греции и ее произведений искусства, еще видел в этом храме одну, тщательно оберегаемую, дубовую колонну первоначальной постройки.

В древнем Риме в архитектурных памятниках прошлых веков ценилось главным образом их мемориальное значение. Эта традиция еще долго сохранялась в культуре европейских стран и оказала существенное влияние на методы реставрации памятников архитектуры. Так, например, очень интересна реставрация знаменитого Пантеона в Риме. После пожара 110 г. он был реставрирован при императоре Адриане, а затем еще раз в начале III в. — при Септимии Севере. Об этой последней реставрации сохранилась надпись на здании. Поскольку в этом здании ценилось тогда лишь его мемориальное и общекультурное значение, при указанных реставрациях, особенно при первой из них, реставраторы совершенно не считались с художественными особенностями древней постройки, относившейся к I в. до н. э. Пантеон был при этом просто перестроен по новому проекту, т. е. было произведено «обновление».

Именно этот вид реставрационных работ, т. е. «обновление», был характерен для всего последующего времени, вплоть до конца XVII в. Так, когда после пожара в 1185 г. потребовалось реставрировать Успенский собор в городе Владимире, он фактически был превращен в новое здание. Также поступали и с многочисленными другими постройками во всех европейских странах в течение всех средних веков. Следует, однако, отметить, что при таких работах в новую постройку обычно включались сохранившиеся части первоначального здания.

Первое исторически зафиксированное признание художественного значения архитектурных памятников прошлого, использованное, вместе с тем, для их охраны, можно видеть в распоряжении императора Александра Севера (222 г.), Еще более характерно в этом отношении распоряжение византийского императора Константина Великого (IV в. н. э.), в котором запрещалось не только разрушение архитектурных памятников вообще, но и снятие с древних зданий различных украшений.

Забота об архитектурных памятниках прошлого в средние века была выражена в распоряжении Майориана (около 558 г.) и особенно короля остготов Теодориха Великого (начало VI в.), который выделил на поддержание архитектурных памятников Палатина в Риме 300 фунтов золота и даже назначил специального хранителя памятников искусства Эдикт Майориана представляет выдающийся интерес по проявленному в нем признанию художественной ценности архитектурных памятников прошлых веков, а также по замечательной, вероятно, впервые высказанной в официальном документе мысли о значении памятников архитектуры для города в целом. Несмотря на то, что речь шла об архитектурных памятниках даже пятивековой древности, Майориан утверждал, что они являются органичной частью современного города, его славой, и что в них заключается его красота.

Признания градостроительного значения архитектурных памятников встречаются и после VI в.

В России XV в. мы видим, например, такое признание градостроительного значения древних зданий в факте реставрации Золотых ворот города Владимира. Они уже не играли тогда оборонительной роли. С таким же учетом градостроительной роли были восстановлены (после разборки в связи со строительством нового дворца) башни Московского кремля со стороны набережной (рис. 1 — 3).

В последующее время встречается также немало примеров, когда крупные авторитеты в вопросах культуры и искусства подчеркивали градостроительное значение архитектурных памятников.

Великий русский писатель Гоголь говорил в свое время : «Красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте.... Находясь во власти тонкого, высокого вкуса, он первое условие всего и действует равно на всех... Чем более в городе памятников разных видов зодчества, тем он интересней, тем чаще он заставляет осматривать себя, останавливаться с наслаждением на каждом шагу»1.

В эдикте Майориана для нас особенно важно указание, может быть первое из известных нам, на проведение в Риме того времени реставрационных работ, в основе которых лежало стремление восстанавливать и сохранять именно художественные особенности древних зданий. Таким образом, мы здесь впервые встречаемся с другим видом реставрационных работ — уже не с обновлением, а с реставрацией в узком значении этого слова. Удивительным и поистине беспрецедентным было то, что эти реставрационные работы производились силами и, по - видимому, на средства не правительства или государственных организаций, а самого народа — граждан города Рима. Известно, разумеется, бесчисленное число случаев, когда отдельные здания строились, восстанавливались или ремонтировались на средства граждан того или иного города, но это делалось обычно для восстановления утилитарного значения здания, для возможности использования его, а не из любви к искусству, к сокровищам народной культуры, как это было в Риме в VI в. Только уже сейчас, а наше время, при значительно возросшем уровне культуры народа мы встречаем примеры, когда отряды молодежи добровольно организуют бесплатные строительные бригады для восстановления и реставрации памятников архитектуры, например во Франции и в СССР.

В античный период европейской истории общий процесс развития культуры общества и процесс развития художественного вкуса привел, таким образом, к признанию в памятниках архитектуры не только их мемориального и общекультурного, но и художественного значения.

В дальнейшем, однако, после разгрома Рима и в процессе постепенного угасания Византии наступил период определенной деградации, и не только о реставрации, но и об охране архитектурных памятников уже никто не думал. Лишь в IX в. при Карле Великом можно отметить вновь пробуждение некоторого интереса к архитектурным памятникам древности. Карл Великий даже назначил хранителем произведений искусства и памятников архитектуры Эйнхарда, ставшего потом его биографом. За весь период средневековья мы не можем отметить, однако, ни одной, сколько - нибудь значительной реставрации в современном понимании этого термина. В эпоху Возрождения было вновь проявлено понимание того, что архитектурные памятники могут иметь и действительно имеют значительную художественную ценность для современности. Это получило свое отражение и в актах об охране памятников архитектуры. Так, папа Павел II (в 1468 г.) и Сикст IV (в 1474 г.) издали буллы, послужившие основой защиты и поддержания памятников искусства. Сходное распоряжение было издано и в провинции Тоскана (в 1571 г.).

Именно в эту эпоху мы можем отметить в отдельных странах проведение, впрочем единичных, реставраций, в которых внимание реставратора было направлено не на восстановление утилитарного или даже общественно - культурного или мемориального значения древнего здания, а на восстановление его былых художественных особенностей. Особенно приятно отметить проведение нескольких реставраций такого рода в тот период в России, впервые проявившей себя на поприще реставрации памятников архитектуры.

Если еще в начале XV в. по принципу обновления реставрировался т. е. фактически перестраивался, Успенский собор в Ростове, то уже в конце того же века московский зодчий В. Д. Ермолин реставрирует знаменитый Георгиевский собор в городе Юрьеве - Польском, несомненно, имея в виду в какой - то мере восстановление первоначальных художественных особенностей этого здания (рис. 4 и 5). Основной задачей, конечно, было и здесь восстановление прежде всего утилитарного и общекультурного его значения, так как полностью и даже в меру возможного Ермолин не вернул Георгиевскому собору его былой красоты и многие камни с декоративными рельефами, притом не самые худшие, оказались заложенными при этой реставрации в кладку сводов и в другие части в качестве уже простого строительного материала. Но все же в основе своей замечательная декоративная резьба разрушенного храма была Ермолиным восстановлена (рис. 6 — 8). В эти же годы им производится реставрация некоторых архитектурных памятников г. Владимира (Золотых ворот и др.).

Вследствие целого ряда общественно - социальных и общекультурных предпосылок реставрационные работы на памятниках архитектуры в этом новом понимании их значения не получили распространения в последующие века, но отдельные работы такого рода можно отметить даже в XVII в. Так, в конце XVII в., имея намерение реставрировать аббатство Сен Мэксен (Франция), бенедектинцы восстановили церковь аббатства и с большой тщательностью воспроизвели в разрушенном гугенотами здании его первоначальные готические детали. В то же время в других, вновь строящихся зданиях монастыря они использовали все особенности уже нового, господствовавшего тогда стиля — классицизма.

Великая французская революция конца XVIII в. определила совершенно новое отношение к архитектурным памятникам прошлого и открыла собой современную эпоху реставрации древних зданий, когда, с одной стороны, реставрационные работы приобрели массовый характер и когда, с другой стороны, с достаточной определенностью выяснилось самое представление о таких реставрационных работах.

Единичные акты, направленные к государственной защите памятников архитектуры, имели место и в предыдущее время, как, например, некоторые распоряжения королевского правительства Швеции, относящиеся к XVII в., или очень интересный указ Петра I, написанный им в Астрахани в 1722 г., — первый русский государственный акт, предписывающий охрану и даже реставрацию неэксплуатируемого памятника архитектуры — о ремонте фундамента башни в Болгарах Казанской губернии. Однако государственная забота о памятниках архитектуры в широком плане проявилась впервые во Франции во время революции конца XVIII в. Первоначально некоторые распоряжения революционного правительства имели несколько двойственный характер, ибо, с одной стороны, они обеспечивали охрану произведений искусства, с другой — предлагали уничтожить все, что могло бы напоминать о феодализме и деспотизме. Это явилось предпосылкой уничтожения и разрушения многих произведний средневековой архитектуры в тот период, в связи с чем в 1795 г. была организована специальная государственная охрана всех общественных зданий, включая и бывшие королевские дворцы, национализированные поместья эмигрантов, а также соборы и церкви.

Декреты Национального конвента революционной эпохи имеют для нас еще и другое важное значение. В них была сформулирована общественная ценность памятников архитектуры. В декрете от 4 октября 1793 г. они названы «монументами искусства, истории и науки», т. е. им было дано фактически уже вполне современное определение, раскрывающее разностороннее общественное значение произведений архитектуры прошлых веков. Признание актом закона за архитектурными памятниками прошлых веков их важного художественного значения возвестило наступление новой эпохи в реставрации памятников архитектуры, так как тот вид реставрационных работ, который мы выше обозначили термином «обновление», должен был теперь, естественно, исключаться из практики реставрации.

Еще в эпоху Возрождения, когда признание художественной ценности в произведениях искусства прошлых веков стало своеобразным девизом эпохи, естественно стали возникать различные, иногда достаточно крупные, коллекции произведений искусства— своеобразные музеи, каким была, например, коллекция Лоренцо Медичи Великолепного. Декларативное признание за произведениями искусства прошлого художественной ценности, имеющей значение и для современного общества, выраженное в декретах французского революционного правительства, имело аналогичные последствия и в конце XVIII — начале XIX в.

В сентябре 1793 г. декретом Национального конвента был открыт первый общедоступный художественный музей — Лувр. Вслед за этим музейное дело стало быстро развиваться во всех европейских странах2.

Это привело к дальнейшему существенному изменению отношения общества к произведениям искусства прошлых веков. Попадая в музей, эти произведения искусства много, разумеется, теряли, так как они вырывались из той естественной для них среды, для которой они были в свое время созданы (так, например, готическая статуя, снятая со стены собора, воспринимается в музее иначе, так как разрушается дополнительный эффект, обусловленный синтезом искусств). Однако в музеях произведения искусства переставали восприниматься только как таковые. Они приобретали новые особенности — особенности экспоната, в котором обычно стремятся выявить не только художественную его ценность, но и его историческую ценность, что имело существенное влияние на изменение отношения общества к памятникам искусства прошлого, в том числе и к памятникам архитектуры, как это будет показано дальше. Одновременно, в конце XVIII в. был создан во Франции и первый, пока еще, впрочем, далекий от совершенства музей архитектурных фрагментов и малых архитектурных форм, совмещенный с музеем монументальной декоративно - прикладной скульптуры — музей Ленуара (1791).

Коль скоро архитектурные памятники стали рассматриваться не только как вместилище человека в их грубо утилитарном значении, существенно изменился, разумеется, и самый подход к реставрации древних зданий. Началась новая, современная эпоха в развитии реставрационного дела, что дало основание Виолле ле Дюку сказать в середине XIX в. о реставрации, что и само слово и этот вид деятельности архитектора являются совершенно новыми3.

_____________

1Гоголь Н. В. Поли собр. соч., т 6, М., 1952, стр 64

2В 1813 г. был открыт Люксембургский музей, в 1818 г —музей Прадо в Мадриде, в 1826 г —Национальная галерея в Лондоне, в 1836 г. — Пинакотека в Мюнхене, в 1852 г. — Эрмитаж в Петербурге и т. д.

3 Viollet le Due E. E. Restauration Dictionnaire raisonne de l'architecture franjaise du XIе au XVIе s, t 8, Pans, 1866, p. 14

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ (развитие теоретических концепций). Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ, М., 1971
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.