ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ (развитие теоретических концепций)

Михайловский Е.В.

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОБЛЕМ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Предисловие

Охрана и реставрация памятников архитектуры в СССР приобретает с каждым годом все большее значение. Уже первые декреты Советского правительства об учете и охране памятников искусства и старины, относящиеся к 1918 г., сделали эти памятники всенародным достоянием, охраняемым законом.

Последующими законами Советского правительства были созданы административные и научные органы охраны памятников культуры. После 1948 г. на основе постановления Совета Министров СССР были созданы Научно - методический совет по охране памятников культуры и сеть местных, областных и республиканских научно - реставрационных производственных мастерских, на которые была возложена задача восстановления и поддержания пришедших в ветхость и разрушенных памятников архитектуры.

После создания таких мастерских количество архитекторов, посвятивших себя делу консервации и восстановления памятников архитектуры, сильно увеличилось главным образом за счет молодых выпускников архитектурных учебных заведений, давших им общее архитектурное образование, но не наделивших их никакими сведениями по избранной ими специальности. В некоторых крупных, преимущественно столичных, реставрационных мастерских они учились у более старых, обладавших значительным практическим стажем архитекторов - реставраторов, но в ряде провинциальных мастерских молодые архитекторы - реставраторы были предоставлены самим себе. Такое положение сохраняется по существу и сейчас, так как ни одно из архитектурных учебных заведений нашей страны не имеет такой специальности, как сохранение и реставрация памятников архитектуры.

В этих условиях издание книг, дающих реставраторам памятников архитектуры необходимые сведения как о научных, теоретических основах реставрационного дела, так и о различных практических приемах, употреблявшихся и употребляемых при реставрации старинных зданий в прошлом и в настоящее время, является крайне необходимым.

С другой стороны, рост национального самосознания широких слоев населения и значительный подъем их культурного уровня привели к тому, что сам народ начинает проявлять большее внимание к вопросам сохранения памятников культуры своего прошлого. Одним из следствий этого является возникновение республиканских обществ охраны памятников истории и культуры, нередко доказывающих большой интерес к вопросам реставрации памятников архитектуры. Поэтому необходимо также и издание книг по вопросам реставрации, рассчитанных не только на специалистов, но и на широкие круги читателей.

Наша отечественная научная литература, посвященная исследованию и разработке теоретических основ реставрации памятников архитектуры, очень небогата. Отдельные, хотя и ценные статьи1не могут осветить вопрос полностью. По теории, основанной на зарубежном опыте, нам известна лишь одна статья, напечатанная у нас более 80 лет назад2, представляющая собой перевод статьи Виолле ле Дюка, взятой из его «Словаря французской архитектуры» и явно устаревшей.

Методы реставрации памятников архитектуры освещаются еще в двух изданных работах : в брошюре известного русского реставратора академика архитектуры П. П. Покрышкина, написанной в 1915 г.3, но не утратившей своего значения поныне, и в вышедшем в свет коллективном труде4, подготовленном Научно - исследовательским институтом теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры и Центральной научно - реставрационной мастерской. Эта книга дает много ценных практических сведений и рекомендаций, необходимых нашим реставраторам, но преподносит методы исследования и реставрации памятников архитектуры в том виде, какой они имели во время подготовки этого издания, без показа их развития в прошлом, если не считать краткого очерка развития взглядов на реставрацию памятников архитектуры и ее методов в нашей стране с середины XIX в., содержащегося во введении (автор Ш. Е. Ратия).

Существующее состояние теории и практики реставрации памятников архитектуры было подготовлено почти полуторавековым трудом архитекторов - реставраторов и ученых смежных специальностей, из поколения в поколение совершенствовавших методику реставрационных работ, уточнявших их цели, отбрасывавших как неверные одни из теоретических положений и практических приемов и развивавших и дополнявших другие. Изучение такой эволюции взглядов на памятники архитектуры, их сохранение и реставрацию и самих методов таких работ имеет для архитекторов - реставраторов нашего времени не только познавательную, но и практическую ценность.

Прежде всего, рассматривая методику реставрации памятников архитектуры в ее непрерывном развитии, мы учимся видеть в ней не застывшую догму, но нечто живое, всегда изменяющееся и своим развитием побуждающее каждого реставратора творчески относиться к ней, к поискам новых и совершенствованию старых путей в этой области.

Знакомясь с тем, как в прошлом изменялись интересующие нас взгляды и методы, мы можем видеть, в каком направлении не только происходили, но и происходят сейчас эти изменения, и принимать активное участие в них.

Л изменения эти были велики и касались буквально всех сторон сохранения и реставрации памятников архитектуры. Изменялись в соответствии с социальными и историческими условиями и представление о памятнике архитектуры, и круг таких памятников, считавшихся заслуживающими сохранения, и взгляды на цели и сущность их реставрации. От простого сохранения памятника архитектуры в том виде, какой он приобрел в течение веков, постепенно пришли к реставрации его первоначального облика, нередко с сохранением некоторых позднейших изменений и добавлений. Романтические и стилизаторские реставрации середины XIX в., широко использовавшие аналогии с другими зданиями, сохранившимися лучше реставрируемого, сменились более серьезными, основывающимися главным образом на глубоком изучении реставрируемого здания в натуре и по архивным материалам. Велика разница и между практиковавшимся в прошлом выполнением реставрируемых архитектурных форм в строительных материалах, не имеющих общего со старыми, и установкой на прежнее место всех подлинных сохранившихся частей древних зданий ; между безразличным отношением к окружающей реставрируемое здание застройке и трактовкой реставрации как градостроительной задачи, то или иное решение которой оказывает известное влияние на облик прилегающих частей города.

Наконец, изучение реставрационных работ, проводившихся в прошлом, знакомит нас и с многочисленными примерами реставрации отдельных зданий, причем приемы их исследования и производства работ далеко не всегда оказываются устаревшими или неверными. Многое из того, что делали наши предшественники и что потом было забыто, может подсказать архитекторам - реставраторам нашего времени правильное решение задач, аналогичных тем, какие возникали в прошлом. С другой стороны, изучение реставрационного опыта прошлого нужно и для того, чтобы не повторять допускавшихся тогда ошибок, рецидивы которых порой встречаются и в наше время не только среди людей, не связанных непосредственно с реставрацией памятников архитектуры, но иногда и среди специалистов - реставраторов.

Отсутствие достаточного количества публикаций о реставрационных работах прошлого уже отмечалось выше. О развитии отечественной теории и практики некоторое представление дают перечисленные ранее книги и статьи, а также материалы по отдельным реставрационным работам, публиковавшиеся в таких дореволюционных изданиях, как «Известия императорской археологической комиссии (Вопросы реставрации) », «Труды Комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества», и отдельные статьи в журналах «Зодчий» и «Старые годы».

В этих изданиях обсуждались проекты реставрации некоторых памятников архитектуры и давались краткие описания проводившихся тогда реставрационных работ, но не было их критического анализа и обобщений.

Еще хуже обстоит дело с литературой на русском языке, освещающей опыт многочисленных реставрационных работ в зарубежных странах, особенно поучительный в XIX в. Ее нет совсем, и даже такие значительные работы этого рода, как реставрация собора Парижской богоматери или комплекса зданий афинского акрополя, неизвестны советским читателям. Обзор такого опыта необходим, так как, несмотря на наличие за рубежом ряда капитальных трудов по истории реставрации или по теоретическим обобщениям в этой области, и там на нынешний день нет труда, который бы дал попытку исследования эволюции реставрационных методов в связи с общим развитием научной мысли, не говоря уже о связи такой эволюции с изменением идеологических особенностей эпохи.

Такое положение объясняет причины написания данной книги. Ее целью является обзор реставрационных работ, проводившихся в различных европейских странах в XIX — начале XX в. Этот период очень важен, так как именно в XIX в., в эпоху образования национальных государств и роста национального самосознания народов (бывших следствием победы капитализма), пробудился интерес к истории и культуре прошлого и реставрация памятников архитектуры получила небывалый до того времени размах. В это время закладывались основы ее теории, вырабатывались и совершенствовались приемы исследования памятников архитектуры и производства реставрационных работ.

С другой стороны, эпоха капитализма, особенно на последней стадии его развития, была временем быстрого и хаотического роста городов, вызванного развитием промышленности и погубившего большое число памятников архитектуры прошлого. Это заставило представителей передовых слоев общества — историков, архитекторов, художников поставить с большой остротой вопрос об общественной ценности таких памятников и о необходимости всемерного сохранения их, а также связанного с ними ландшафта и исторического колорита отдельных городов.

Без обобщения ценного и многообразного опыта реставраций этого периода, а также изучения теоретических основ, специальность реставраторы не может быть полноценной. Предлагаемая вниманию читателей книга возможно не лишена некоторых недостатков, но польза, какую она может принести советским архитекторам - реставраторам и другим специалистам, работающим в этой области, весьма значительна.

_______________

1Грабарь И. Э. Реставрация в свете современной науки. Вопросы реставрации. Сб. 1, М., 1926; он же. Научные основы реставрации памятников архитектуры. Вестник Академии наук СССР. 1944, вып. Ill ; Давыдов С. Н. О научной методике реставрации памятников архитектуры. «Архитектура СССР», 1956, № 5; Максимов П. Н. Основные положения научной методики реставрации памятников архитектуры. «Практика реставрационных работ», сб. 2, М., 1958 и др.

2Никитин Н. В. Реставрация древних архитектурных памятников по Виолле ле Дюку. Древности. «Труды Московского археологического общества», т. XI, ч. III. M., 1887.

3Покрышкин П. П. Краткие советы по вопросам ремонта памятников старины и искусства, Псков, 1916.

4Методика реставрации памятников архитектуры. Пособие для архитекторов - реставраторов. М., 1961.

П. Максимов
Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ (развитие теоретических концепций). Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ, М., 1971
Информисточник: 

www.arch-grafika.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.