ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

К ВОПРОСУ РЕСТАВРАЦИИ НАРУЖНОЙ ОКРАСКИ ФАСАДОВ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Свищевская М.Д.

Научная редакция статьи выполнена проф. В. Ф. Райляном.

Прочность и художественные достоинства фасадной окраски зависят от вида и качества связующего материала, качества пигмента, а также тщательного соблюдения правил технологии всех видов работ по отделке фасада.

Выбор окраски, а следовательно, и связующего материала определяется рядом условий: значимостью здания, требованиями, предъявляемыми к его отделке, состоянием окрашиваемой поверхности и условиями эксплуатации зданий; большое значение имеет также стоимость связующего материала. Кроме того, при реставрации памятника архитектуры следует также добиваться и восстановления его первоначальной окраски, выявляемой историческими документами и данными обследования фасадов.

Наиболее распространенной отделкой фасадов зданий в XVIII—XIX веках являлась обычная штукатурка, окрашенная известковым составом.

Известняк — сырье для получения извести, залежи которого на большей части нашей страны громадны, является дешевым местным строительным материалом. Приготовление извести и на ее основе красочных составов не представляет затруднений и обходится дешево. Известковые краски обладают рядом декоративных достоинств, отличаются бархатистостью, яркостью и чистотой цвета, издавна привлекавшими внимание строителей и художников.

В некоторых исторических документах указывается, что Екатерининский дворец в городе Пушкине — один из замечательных памятников русской архитектуры XVIII века — был окрашен по проекту его создателя арх. В. В. Растрелли известковыми составами. На копии чертежа Растрелли, относящейся к середине XVIII века, окраска дворца имеет голубой цвет. Реставрации фасадов, производившиеся в 1840—1850 годах, восстановили голубую окраску. В 1881—1882 годах цвет окраски впервые был изменен на зеленый, который повторялся и при позднейших ремонтах (1897—1898 гг.) в различных оттенках — от фисташкового до темно-зеленого. На фасадах дворца в некоторых местах под позднейшими наслоениями сохранились краски XVIII века: желтая, нанесенная по проекту арх. Квасова и не возобновлявшаяся около 10 лет, и бирюзовая, простоявшая около 20 лет. Обе окраски сохранили до настоящего времени свежий, чистый цвет и обладают достаточной прочностью.

Доброкачественность известковых окрасок подтверждается вековым опытом. Но некоторые факты, например неудачная окраска многих зданий Ленинграда в последние десятилетия, вызывают сомнение в стойкости окрасок на воздушной извести.

В технической литературе имеются указания на сохранившиеся древние штукатурки и окраски на извести, по-видимому, маломагнезиальной1, но никогда не упоминаются окраски на магнезиальной и доломитовой известях, широко применяемые в настоящее время во многих городах СССР. Кроме того, известковый раствор употреблялся далеко не всегда в том виде, в каком мы его обычно применяем в настоящее время. Так, указывается, что известковые составы часто изготовлялись на гидравлической извести, в составы на воздушной извести вводились различные добавки — толченый кирпич, поваренная соль, алюмокалиевые квасцы, олифа; иногда применялось флюатирование штукатурки., В древней Руси, например, практиковалась особая технология гашения извести, превращавшая известковое тесто в материал, который сильно отличался от современной строительной извести. Поэтому удовлетворительное состояние некоторых старых штукатурок и окрасок не может еще служить доказательством долговечности современного строительного раствора на воздушной извести.

Данные экспериментальных работ и строительной практики показывают, что известковые красочные покрытия в Ленинграде приходят в неудовлетворительное состояние уже через 1—2 года. У строителей и научных работников установилось определенное мнение о причинах скорого разрушения известковых окрасок. Считается, что известь представляет собой материал, который может обеспечить достаточную стойкость фасадных покрытий, а причинами скорого разрушения окрасок являются низкий сорт красителей и скрепляющих составов, неудовлетворительное качество малярных работ и нарушение условий нормальной эксплуатации зданий.

В последние 15—20 лет некоторые научно-исследовательские организации занимались изысканием стойких фасадных красок. Уточнялась технология малярных работ, изучались известковые составы с различными добавками — алюмокалиевых квасцов, хлористого кальция, поваренной соли, портланд-цемента, натуральной олифы, парафина, молока, малярного клея, рыбного рассола (содержащего жиры) и т. д.

Не подлежит сомнению, что качество материалов и малярных работ в значительной степени сказывается на стойкости окраски. Но обследования фасадов показывают, что даже при доброкачественном производстве работ по отделке зданий Ленинграда известковая окраска на магнезиальной и доломитовой известях разрушается через 1—2 года.

В 1950 году перед Инспекцией охраны памятников Ленинграда возникли вопросы: можно ли применять известковые составы для реставрации наружной окраски памятников архитектуры, а также, каковы основные причины быстрого разрушения известковых окрасок и устранимы ли они.

Изучение этих вопросов проводилось нами в течение 3,5 лет в значительной части по заданию Инспекции охраны памятников Ленинграда и состояло из лабораторных и производственных исследований2.

__________

1По старой терминологии — кальциевой извести.

2Работа проводилась в Ленинградском научно-исследовательском институте Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова при консультации проф. Ю. В. Морачевского и проф. Н. А. Торопова.

Первоисточник: 
ПРАКТИКА РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ. СБОРНИК ВТОРОЙ. М., 1958
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.