ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

К ВОПРОСУ РЕСТАВРАЦИИ НАРУЖНОЙ ОКРАСКИ ФАСАДОВ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Свищевская М.Д.

Научная редакция статьи выполнена проф. В. Ф. Райляном.

Прочность и художественные достоинства фасадной окраски зависят от вида и качества связующего материала, качества пигмента, а также тщательного соблюдения правил технологии всех видов работ по отделке фасада.

Выбор окраски, а следовательно, и связующего материала определяется рядом условий: значимостью здания, требованиями, предъявляемыми к его отделке, состоянием окрашиваемой поверхности и условиями эксплуатации зданий; большое значение имеет также стоимость связующего материала. Кроме того, при реставрации памятника архитектуры следует также добиваться и восстановления его первоначальной окраски, выявляемой историческими документами и данными обследования фасадов.

Наиболее распространенной отделкой фасадов зданий в XVIII—XIX веках являлась обычная штукатурка, окрашенная известковым составом.

Известняк — сырье для получения извести, залежи которого на большей части нашей страны громадны, является дешевым местным строительным материалом. Приготовление извести и на ее основе красочных составов не представляет затруднений и обходится дешево. Известковые краски обладают рядом декоративных достоинств, отличаются бархатистостью, яркостью и чистотой цвета, издавна привлекавшими внимание строителей и художников.

В некоторых исторических документах указывается, что Екатерининский дворец в городе Пушкине — один из замечательных памятников русской архитектуры XVIII века — был окрашен по проекту его создателя арх. В. В. Растрелли известковыми составами. На копии чертежа Растрелли, относящейся к середине XVIII века, окраска дворца имеет голубой цвет. Реставрации фасадов, производившиеся в 1840—1850 годах, восстановили голубую окраску. В 1881—1882 годах цвет окраски впервые был изменен на зеленый, который повторялся и при позднейших ремонтах (1897—1898 гг.) в различных оттенках — от фисташкового до темно-зеленого. На фасадах дворца в некоторых местах под позднейшими наслоениями сохранились краски XVIII века: желтая, нанесенная по проекту арх. Квасова и не возобновлявшаяся около 10 лет, и бирюзовая, простоявшая около 20 лет. Обе окраски сохранили до настоящего времени свежий, чистый цвет и обладают достаточной прочностью.

Доброкачественность известковых окрасок подтверждается вековым опытом. Но некоторые факты, например неудачная окраска многих зданий Ленинграда в последние десятилетия, вызывают сомнение в стойкости окрасок на воздушной извести.

В технической литературе имеются указания на сохранившиеся древние штукатурки и окраски на извести, по-видимому, маломагнезиальной1, но никогда не упоминаются окраски на магнезиальной и доломитовой известях, широко применяемые в настоящее время во многих городах СССР. Кроме того, известковый раствор употреблялся далеко не всегда в том виде, в каком мы его обычно применяем в настоящее время. Так, указывается, что известковые составы часто изготовлялись на гидравлической извести, в составы на воздушной извести вводились различные добавки — толченый кирпич, поваренная соль, алюмокалиевые квасцы, олифа; иногда применялось флюатирование штукатурки., В древней Руси, например, практиковалась особая технология гашения извести, превращавшая известковое тесто в материал, который сильно отличался от современной строительной извести. Поэтому удовлетворительное состояние некоторых старых штукатурок и окрасок не может еще служить доказательством долговечности современного строительного раствора на воздушной извести.

Данные экспериментальных работ и строительной практики показывают, что известковые красочные покрытия в Ленинграде приходят в неудовлетворительное состояние уже через 1—2 года. У строителей и научных работников установилось определенное мнение о причинах скорого разрушения известковых окрасок. Считается, что известь представляет собой материал, который может обеспечить достаточную стойкость фасадных покрытий, а причинами скорого разрушения окрасок являются низкий сорт красителей и скрепляющих составов, неудовлетворительное качество малярных работ и нарушение условий нормальной эксплуатации зданий.

В последние 15—20 лет некоторые научно-исследовательские организации занимались изысканием стойких фасадных красок. Уточнялась технология малярных работ, изучались известковые составы с различными добавками — алюмокалиевых квасцов, хлористого кальция, поваренной соли, портланд-цемента, натуральной олифы, парафина, молока, малярного клея, рыбного рассола (содержащего жиры) и т. д.

Не подлежит сомнению, что качество материалов и малярных работ в значительной степени сказывается на стойкости окраски. Но обследования фасадов показывают, что даже при доброкачественном производстве работ по отделке зданий Ленинграда известковая окраска на магнезиальной и доломитовой известях разрушается через 1—2 года.

В 1950 году перед Инспекцией охраны памятников Ленинграда возникли вопросы: можно ли применять известковые составы для реставрации наружной окраски памятников архитектуры, а также, каковы основные причины быстрого разрушения известковых окрасок и устранимы ли они.

Изучение этих вопросов проводилось нами в течение 3,5 лет в значительной части по заданию Инспекции охраны памятников Ленинграда и состояло из лабораторных и производственных исследований2.

__________

1По старой терминологии — кальциевой извести.

2Работа проводилась в Ленинградском научно-исследовательском институте Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова при консультации проф. Ю. В. Морачевского и проф. Н. А. Торопова.

Первоисточник: 
ПРАКТИКА РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ. СБОРНИК ВТОРОЙ. М., 1958
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.