ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 
Сотникова О.М., Сахарова Л.С.

Дворец Дурасова, расположенный под Москвой, в 1,5 км от станции Люблино Курской железной дороги, является своеобразным и выдающимся произведением русской усадебной архитектуры на рубеже XVIII—XIX веков.

Архивных документов, непосредственно относящихся к строительству усадьбы и дворца, пока найдено еще крайне мало. По литературным данным, дворец в Люблине построен в 1801 году1. Эта дата косвенно подтверждается и воспоминаниями современников, посетивших усадьбу Дурасова в начале XIX века2.

Составленный в 1810 году неизвестным, скорее всего крепостным, художником, генеральный план усадьбы3, на котором несколько условно изображена и вся застройка (рис. 1), показывает, что дворец дошел до нашего времени без значительных переделок фасадов. Акварель Гурьянова4, датируемая 1824 годом, также свидетельствует о том, что дворец внешне сохранил в основном свой первоначальный архитектурный облик (рис. 2).

1. Схематический генеральный план и фасады зданий усадьбы Люблино. Выкопировка из чертежа 1810 г.

2. Обший вид усадьбы. Акварель Ивана Гурьянова. 1824 г (Отдел рукописей Библиотеки имени В. И. Ленина. Архив Писарева)

Из архивных документов5 известно, что ко времени приобретения Люблина бригадиром Н. А. Дурасовым в 1800 году6 усадьба была уже отстроена. Здесь существовали деревянный господский дом, службы, регулярный сад, а по литературным данным 7, и усадебный театр.

Но, очевидно, в годы сооружения дворца все эти здания, расположенные по одну сторону главной въездной аллеи, которая вела к дворцу, в той или иной степени перестраивались или возводились заново, что подтверждается общими для них стилистическими чертами. Часть этих сооружений, хотя в сильно перестроенном виде, существует в настоящее время и дает представление о масштабе застройки и планировке усадьбы. На основе архивных данных и обмеров авторами настоящей статьи графически восстановлен генеральный план усадьбы Люблино в начале XIX века (рис. 3).

3. Генеральный план усадьбы. Проект реставрации 1950 г.

Авторство в создании дворца приписывается арх. И. В. Еготову8. Подтверждением этому может служить общность некоторых архитектурных приемов, встречающихся в известных работах И. В. Еготова (Оружейная палата Московского Кремля, здание Военного госпиталя, главный дом усадьбы Кузьминки) и примененных зодчим при строительстве дворца Дурасова.

Так, например, И. В. Еготов, работая в 1805 году в соседней с Люблиным усадьбе Кузьминки, устанавливает «ад окнами главного дома в Кузьминках барельефы, полностью совпадающие по размерам, тематике и компоновке фигур с барельефами «а фасадах Дураоовского дворца.

Общая композиция здания объясняется желанием владельца усадьбы Н. А. Дурасова увековечить сооружением загородного дворца получение им в 1800 году долгожданного ордена Анны 1-й степени.

Выполняя желание заказчика, Еготов блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Положив в основу плана здания равноконечный крест аннинского ордена, он объединил все четыре крыла колоннадами открытых галерей, включив их в круговую парадную анфиладу. Этим приемом зодчий добился органической связи архитектуры дворца с окружающей природой (рис. 4—8).

4. Дворец Дурасова в Любляне. Восточный фасад. Снимок 1915 г.

5. План первого этажа. Проект реставрации.

6. План третьего этажа. Проект реставрации.

7. План второго этажа. Проект реставрации.

8. Разрез по I—I Обмер.

8а. Разрез по II—II. Обмер.

С присущей ему широтой замысла Еготов развил здесь и тему бельведера. Неотъемлемая часть почти каждого загородного дворца — бельведер возводился обычно в виде венчающей здание небольшой беседки, покрытой куполом. Во дворце же Дурасова весь третий этаж с центральным круглым залом и четырьмя более короткими, чем в нижнем этаже, крыльями превращен в бельведер 9.

Характер отделки интерьеров отвечает назначению отдельных помещений, которые отличаются разнообразием формы и пространственного решения. Художественный образ их создавался на основе синтеза изобразительного и прикладного искусств.

* * *

Последние владельцы усадьбы, купцы Голофтеевы, купившие ее в 1870-годах и проживавшие тут вплоть до Октябрьской революции, произвели ряд переделок. Северная открытая колоннада была превращена в застекленную веранду, а на других наружных галереях между колоннами установлены балюстрады. Открытые площадки за колоннадами, откуда вели лестницы в подвалы, расположенные в северо-восточном и северо-западном крыльях дворца, превратились в крытые веранды с деревянным полом на уровне пола колоннад; лестницы же в подвал—вынесены в наружные деревянные тамбуры Дверные проемы по оси круговой анфилады, выходившие из помещений на галереи, обращены в оконные, а окна, находившиеся за колоннадами,—в двери, причем перед новыми входами в здание на восточной галерее пристроены тамбуры Арки в цоколе заложены.

Все эти переделки нанесли значительный ущерб объемной композиции здания, пространственный эффект которой был почти полностью утрачен.

В послевоенные годы дворец имел вид полуразрушенного здания (рис. 9). Исчезли перекрытия открытых галерей, частично сохранились лишь брусья, связывающие колонны между собой. Капители колонн были полностью утрачены, лишь на некоторых уцелели отдельные элементы. Сильно загрязненный белый камень цоколя и колонн выветрился, имел значительные выбоины и к тому же оказался покрытым масляной краской. Своды под полом галерей, не защищенных кровлей, начали разрушаться.

От постоянного протекания кровли здания сгнили деревянные перекрытия, часть которых обрушилась. Исключительной ценности отделка интерьеров (живопись, лепной декор, искусственный мрамор) сильно пострадала от сырости. Паркетные наборные полы в значительной степени оказались сгнившими под грудами мусора.

9. Дворец Дурасова в Люблине. Восточный фасад. Снимок 1900 г.

В 1950 году Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР на основе произведенных авторами этой статьи обмеров и исследований была составлена необходимая для производства реставрационных работ проектно-сметная документация. К этому времени двухэтажные крылья (северовосточное и юго-восточное), а также весь третий этаж оказались приспособленными под помещения одного из институтов Академии наук. Эта часть здания была уже отремонтирована без какой-либо попытки ее отреставрировать и даже без исследования или хотя бы фиксации внутренней отделки10.

При этих условиях мастерская поставила перед собой следующие задачи 1) снос всех позднейших пристроек и восстановление первоначального внешнего вида дворца, 2) полная реставрация интерьеров трех парадных зал первого этажа.

Планировку обоих этажей в северо-восточном и юго-восточном крыльях, как не имеющую большой художественной ценности, было решено не восстанавливать. Эксплуатирующая здание организация тем самым получала возможность разместиться в соответствии со своими требованиями, но с условием не нарушать наружные стены пробивкой каких-либо дополнительных проемов.

Двойные двери и оконные переплеты, установленные Голофтеевыми, которые приспособили летний дворец для круглогодичного проживания, решено было сохранить. Необходимые для использования здания зимой, они лишь в незначительной степени нарушают характер первоначальной отделки интерьера.

К работам приступили только в 1952 году. В процессе их нужно было решить ряд принципиальных вопросов, с которыми реставраторам постоянно приходится сталкиваться на практике и которые тем не менее до сих пор полностью не разрешены. В частности, не разработана еще методика реставрации и консервации белого камня, а во дворце Дурасова объем белокаменных работ был значителен предстояло реставрировать карнизы, все 48 колонн, покрытых масляной краской и имевших значительные выбоины, полуразрушенные арки цоколей колоннад и пилястры тройных окон на торцах крыльев, а также полностью сменить плиты полов галерей, превратившиеся в щебень.

При очистке стволов колонн от масляной покраски пришлось отказаться от применения каких-либо химических средств из-за плохого состояния камня Расчистку вели вручную карборундом № 4 с расчетом снятия только слоев покраски, поэтому в неровностях камня некоторая доля покраски осталась. В результате фактура и игра тонов белого камня были восстановлены После снятия масляной краски камень получил возможность свободного проветривания, что должно постепенно оздоровить его. В отдельных местах пришлось делать вставки из белого камня, небольшие же выбоины заделывались мастикой следующего состава 1 часть белого цемента, 2—гашеной извести, 3—песка, состоящего в свою очередь из двух частей толченого известняка и одной—речного песка (рис 11).

10. Северная колоннада до реставрации. Снимок 1950 г.

11. Северная колоннада после реставрации. Снимок 1957 г.

При восстановлении карнизов и облицовки цоколей разрушенные блоки были заменены новыми, вытесанными из карабчеевского белого камня 11, вместо примененного при постройке дворца мячковского. Отдельные, менее разрушенные блоки перекладывались с обтеской обратной их стороны. Небольшие выбоины заделывались той же мастикой, которая применялась при реставрации колонн (рис. 12).

12. Арки цоколя восточной колоннады после реставрации. Снимок 1957 г.

Затруднения в получении белокаменных плит для выстилки пола галереи заставили пойти на замену их искусственными плитами того же размера, изготовленными из белого цемента с примесью крошки белого камня. По своей фактуре эти плиты очень близки к лещади, а, кроме того, применение их дает большую экономию в средствах.

После расчистки и восстановления белый камень предполагалось покрыть горячей известью (кипелкой), однако вместо этого строители, вопреки нашим требованиям, покрыли его легким слоем известкового молока, что, конечно, не дает того же эффекта. Необходимо отметить, что к настоящему времени отреставрированные белокаменные элементы находятся во вполне удовлетворительном состоянии. Разрушение наблюдается лишь в тех местах (например, в облицовке северо-западного крыла), где рабочими, несмотря на запрещение, вместо мастики для заделки выбоин был применен цемент, который отрывает куски камня и осыпается.

Оправдали себя и искусственные плиты на полу галерей. Но на северной галерее, где строители отказались от плит, а только навели швы по залитому цементом полу, в отдельных местах он выкрошен. Очевидно, здесь был применен иной состав раствора, кроме того, не были приняты все меры, обеспечивающие нормальное схватывание его.

Наружная лестница со ступенями из песчаника, ведущая на восточную галерею, потребовала только перекладки по новому основанию без добавления нового камня. Большая же лестница северной колоннады, выходящая в парк, была сильно разрушена. При исследовании нами установлено, что ее устройство не входило в первоначальный замысел Еготова. Об этом свидетельствуют открытые арки, находящиеся за лестницей в цоколе колоннады, которые обработаны белым камнем в точном соответствии с арками цоколей остальных колоннад (рис. 12) Эта лестница показана на чертеже 1810 года, следовательно, зодчий в процессе строительства дворца, видимо, для большей связи здания с природой устроил по всему кругу колоннады лестницу в парк.

Разрушенные и утраченные блоки ступеней лестницы, выполненные из песчаника, при восстановлении в большей своей части были заменены камнем «вазилема», по внешнему виду мало отличающимся от песчаника, правда, по прочности уступающим ему. К сожалению, мы располагали недостаточным количеством этого камня, и верхние три ряда ступеней пришлось выложить из белого камня (рис. 12). Очень трудно было добиться от рабочих плавной кривой ступеней; по нескольку раз приходилось браковать сделанную работу.

Перекрытия, устроенные в конце XIX века над свободными пространствами за колоннадами, где при Дурасове на лето в грунт высаживали померанцевые деревья, были разобраны. Открывшиеся при этом лестницы, ведущие в подвалы, восстановили, что дало возможность освободиться от наружных тамбуров, устроенных в позднейшее время. Сохранившиеся белокаменные ступени этих лестниц были отремонтированы, а нижние, полностью утраченные, пришлось восстанавливать в кирпиче.

____________

1И. К. Кондратьев, Седая старина Москвы, М. 1893; В. В. Згура, Старые русские архитекторы, М. 1923; Памятники усадебного искусства Московского уезда, 1, М. 1928, ОИРУ.

2Записки г-жи Вильмот в октябре 1805 г в статье Н. Врангель, Помещичья Россия, «Старые годы», 1910, июль—сентябрь; С. П. Жихарев, Записки современника, т. I, 1934.

3ГИМ, Обнаружен авторами в 1950 г. и опубликован в книге А. П. Седова «Еготов», М. 1956.

4Отдел рукописей Библиотеки имени В. И. Ленина Архив Писарева.

5ЦГВИА, ф. ВУА.

6В XVIII в. сельцо Люблино было владением Прозоровских, затем оно перешло к Разумовским, позднее — к Урусовым.

7Д. Благово, Рассказы бабушки, Спб., 1885.
8 В. В. Згура, указ. соч.; П. Перцев, Образчик русского классицизма в пору его расцвета, М. 1925; Ю. И. Шамурин, Подмосковные, ч. I, М. 1912, стр. 89; А. П. Седов, Еготов, М. 1956, стр. 38.

9Интересно, что торцовые наружные стены комнат третьего этажа, висящие над пролетами нижних помещений, деревянные. Они рублены из вертикально поставленных бревен, так как горизонтально положенные бревна, соприкасающиеся торцами с кирпичной кладкой стены, подверглись бы более быстрому гниению.

10По дошедшим до нас фотографиям отдельных фрагментов росписи центрального верхнего зала, известно, что купол был расписан розетками цветов, а стены украшены изображениями танцующих женских фигур.

11Карабчеевский камень значительно уступает по своему качеству мячковскому, который в настоящее время не добывается

Первоисточник: 
ПРАКТИКА РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ. СБОРНИК ВТОРОЙ. М., 1958
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.