ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ 1951 — 1953 ГОДОВ ПО ЦЕРКВИ БОГОЯВЛЕНИЯ В ЯРОСЛАВЛЕ

Давыдов С.Н.

Церковь Богоявления, находящаяся на одной из центральных площадей Ярославля, занимает особое место среди ярославских храмов XVII века (рис. 1). Построенная в самом конце столетия, она является как бы завершением развития культового зодчества ярославской школы XVII века, которая к этому времени окончательно попадает под влияние архитектуры Москвы.

1. Церковь Богоявления Вид с северо-востока. Снимок 1912 г. (МАСИА)

Данные о точной датировке церкви несколько расходятся между собой. Согласно клировой ведомости, в 1686 году был построен и освящен южный придел, в 1693 году—главный храм, а северный придел — лишь в 1697 году1. Известный исследователь ярославского зодчества Н. Г. Первухин упоминает о существовании еще в начале XX века в самом здании церкви летописного клейма, также содержащего указание об освящении храма в 1693 году. Однако на основании описи конца XVIII века освящение северного придела он относит уже к 1686 году2.

В Богоявленской церкви ярославские мастера приняли за основу структуру приходских бесстолпных храмов Москвы, тип которых сложился в столице к середине XVII века 3.

По высоте центральный куб церкви доминирует над окружающими его с трех сторон приделами и папертью, а также значительно более низкими алтарными апсидами. В отличие от распространенного в Ярославле приема постановки восточной стены центральной части храмов на своды, перекрывающие апсиды, в церкви Богоявления восточная стена сверху до низу ограничивает собой внутреннее пространство основного куба здания (рис. 2). Сомкнутый свод (с металлическими затяжками, но без распалубок) над центральной частью храма несет, кроме пятиглавия, два яруса кокошников, поставленных «вперебежку».

2. План церкви Проект реставрации, 1952—1953 гг. 1— вновь устраиваемые металлические связи 80 х20 мм; 2 — вновь закладываемые металлические балки № 24; 3 — поздняя закладка существующего оконного проема

Фигурный кирпич является основным материалом фасадов. Формы его крайне разнообразны: начиная от простых полувалов и выкружек, они доходят до весьма сложных вставок из парных балясинок, жгутиков, дынек и т. п. Для характеристики разнообразия применявшегося фигурного кирпича достаточно указать, что, например, в наличник каждого окна северного придела и западной паперти входит более сорока различных образцов кирпича.

Исключительно обилен цветной изразцовый декор фасадов главного храма, приделов, паперти, апсид, а также шатровой колокольни, примыкающей к северо-западному углу здания. Внутренние поверхности всех сводов и стен церкви покрыты фресковой росписью; сохранился и пышный резной иконостас.

* * *

Изучение архивных и литературных источников показало, что здание церкви Богоявления неоднократно подвергалось различным переделкам.

Так, после пожара 1753 года, уничтожившего древние маковицы церкви, они были восстановлены в 1780 году. При этом центральная глава получила завершение луковичной формы, очевидно, близкой к первоначальной, а малые главы в соответствии со вкусами конца XVIII века были увенчаны вычурными маковицами4. Наиболее значительным искажениям подвергся южный придел. В 1830 году все оконные проемы южной стены (за исключением крайнего восточного, который тогда же заложили) были растесаны и кирпичные перемычки заменены дощатыми, а наличники из фигурного кирпича срублены и заменены штукатурными. Одновременно с этим к западной стене южного придела был пристроен притвор (ныне не существующий), почти полностью повторивший притвор западной паперти5.

Тогда же заложен и небольшой дверной проем в западной стене паперти, ведущий на лестницу, которая располагалась в толще стены и служила для прохода на колокольню. Вновь пробитый проем выходит непосредственно на фасад паперти.

В 1844 году в северном приделе производились какие-то переделки, но, к сожалению, описание этих работ в архивных документах отсутствует 6.

Во время белогвардейского мятежа в Ярославле в июле 1918 года церковь значительно пострадала- артиллерийскими снарядами на южном фасаде был частично разбит изразцовый карниз, венчающий центральную часть здания, разрушен простенок между средним и западным оконными проемами и пробита юго-западная стена восьмигранника колокольни; пожар уничтожил деревянное перекрытие и крышу над южным приделом, относящиеся к 1830 году (рис. 3).

В 1920 году Ярославское отделение Центральных государственных реставрационных мастерских Наркомпроса РСФСР, осуществлявшее после событий 1918 года работы по восстановлению памятников города, выполнило в церкви Богоявления значительные ремонтно-восстановительные работы, не носившие, однако, реставрационного характера.

3. Вид церкви с юго-запада Снимок после событий 1918 г (МАСИА)

* * *

Ярославская реставрационная мастерская, приступая в 1951 году к подготовке к реставрации Богоявленской церкви, разработала следующий план исследования. Параллельно с производством обмеров; 1) установить первоначальные формы покрытия центральной части церкви и апсид, а также завершений малых глав; 2) исследовать приделы и западную паперть в целях установления их переделок и возможности реставрации.

Обследование колокольни, имеющей довольно значительный уклон на юго-восток, в результате которого в кладке западной части северного придела образовались некоторые деформации, было проведено еще в 1913—1917 годах7. Несмотря на то, что тогда никаких мер по укреплению колокольни и ее фундаментов принято не было, вплоть до настояще-

го времени дополнительных изменений в кладке здания не наблюдается. Принимая во внимание указанное обстоятельство, а также отсутствие каких-либо позднейших переделок, колокольня не была включена в план исследования 8.

* * *

Первый осмотр верхней части центрального куба церкви Богоявления вызвал сомнения в изначальности форм его покрытия: пояса из небольших кокошников, выложенные из фигурного кирпича в основании всех глав, частично были закрыты существующей четырехскатной железной кровлей. Это дало основание предполагать, что первоначально центральный куб имел кровельное покрытие, аналогичное по форме покрытию вышеупомянутых московских церквей середины и второй половины XVII века, т. е. четырехскатную крышу с переходом на килевидные завершения кокошников верхнего яруса. При такой форме кровли весь кирпичный декор нижних частей глав доступен для обозрения.

В Богоявленской церкви четырехскатная крыша своими свесами ложится на очень скромный карнизик, выложенный из трех рядов кирпича и не доходящий до кокошников верхнего яруса (рис. 4). Казалось очевидным, что необходимость увеличения уклона кровли повлекла за собой частичное закрытие декоративных кокошников в основании шеек глав. Но решение этого вопроса было возможно лишь при вскрытии существующего покрытия.

4. Карниз над кокошниками верхнего яруса и наклонная стенка между ними на восточном фасаде церкви. В правой стороне снимка часть кладки разобрана и обнажено жерло стропильного свода между кокошниками

Для этой цели была использована часть крыши у юго-восточной главы, где кровельное железо было утрачено, причем под ним обнаружилась выстилка из керамических плиток. Дальнейшее исследование показало, что упомянутые плитки представляют собой хорошо обожженную красную черепицу прямоугольной формы размерами 18х27 см при толщине 4,5 см (рис. 5). Одна сторона плитки гладкая, а другая представляет собой широкий лоток; один торец обработан в виде манжета, а в другом выбран паз для соединения с манжетом следующего (выше расположенного) ряда черепицы. Черепица оказалась уложенной в два слоя: первый из них (нижний) уложен гладкой стороной вниз, а лотком вверх; второй выложен поверх первого, наоборот, лотком вниз, а гладкой стороной вверх.

5. Черепица с кровли центрального куба церкви

Швы между черепицами обоих слоев идут вразбежку. Манжеты каждого ряда черепиц входят в пазы смежного с ним ряда и т. д. Свободное пространство между верхним и нижним слоями черепиц заполнено известковым раствором. В черепицах крайнего ряда у свеса кровли проделаны специальные отверстия, через которые в швы нижележащей кирпичной кладки стены забиты большие кованые гвозди.

Удаление нескольких черепиц показало, что нижний их слой уложен по известковой подготовке, покрывающей и выравнивающей собой криволинейную поверхность системы легких (в полкирпича) сводов, которые выложены поверх основного сомкнутого свода, перекрывающего центральную часть здания. Эти своды играют роль конструкции, поддерживающей кровлю, поэтому в дальнейшем мы будем условно называть их «стропильными».

Система стропильных сводов состоит из четырех основных и четырех дополнительных сводов. Шелыги основных сводов параллельны свесам карниза, а пяты их находятся в разных уровнях: верхние — у основания центральной главы, а нижние — на отметке карниза. Дополнительные стропильные своды выложены между двумя основными кокошниками верхнего яруса каждого фасада. Жерла этих сводов упираются в наклонную стенку, завершенную вышеупомянутым небольшим карнизом (рис. 4).

Один из основных стропильных сводов в месте примыкания его к шейке юго-восточной главы был частично разобран, что дало возможность проникнуть в пространство между сомкнутым сводом и стропильными сводами (рис. 6 и 7). Указанное пространство, имеющее весьма незначительную высоту, оказалось заполненным распыленными остатками истлевшей древесины от установленной в свое время «мертвой» опалубки при выкладке стропильных сводов.

6. Зондаж в кровле у юго восточной главы церкви Кровельное железное покрытие и черепица удалены, причем виден декор шейки, уходящий под стропильный свод

7. Продолжение раскрытия зондажа в кровле церкви у юго-восточной главы. После разборки кладки стропильного свода обнажился сохранившийся под ним декор шейки главы

После удаления мусора было установлено, что полувал и расположенные на нем декоративные кокошники обходят вокруг всего основания юго-восточной главы, причем часть их, находящаяся ниже кровли (под стропильными сводами), отличается тщательной отделкой и хорошим состоянием. У центральной главы также был заложен зондаж, благодаря которому обнаружен кирпичный полувал в основании шейки этой главы, скрытый железной обшивкой подходящей к нему кровли. Все это, казалось, подтверждало предположение о наличии какой-то иной формы кровли при постройке храма, оставлявшей открытым весь декор из полувалов и установленных на них небольших кокошников.

Однако эти предположения не подтвердились. Третий зондаж, произведенный с восточной стороны, у основания юго-восточной главы, обнаружил нижние ряды кладки ее шейки, которые оказались уложенными непосредственно поверх кладки наклонной стенки, проходящей между кокошниками верхнего яруса (рис. 8) Верхние ряды кирпичей наклонной стенки образуют над этими кокошниками тот небольшой карнизик, который, как указывалось выше, поддерживает свесы четырехскатной кровли, покрывающей основной куб здания.

8. Кладка наклонной стенки между кокошниками верхнего яруса на восточном фасаде церкви после снятия железного покрытия

Произведенное сличение кирпичей, растворов и характера кладки шейки главы и наклонной стенки показало их полную тождественность и одновременность. Следовательно, надо считать доказанным, что центральная часть церкви Богоявления с самого начала своего существования была покрыта четырехскатной крышей, не переходившей на кокошники, так как такому переходу препятствует изначально выложенная наклонная стенка, кладка которой служит основанием шеек боковых глав здания.

Поэтому наличие на малых главах тщательно выполненного из фигурного кирпича декора в виде полувала и небольших кокошников в этой части, которая должна быть закрыта стропильными сводами и кровлей, видимо, может быть объяснено внесением изменений в первоначальный замысел постройки еще в процессе строительства. Уровень кровельных свесов был поднят значительно выше, чем это предполагалось вначале, и крыша пересекла декор шеек малых глав. Возможно, что конструкция крыши была окончательно решена уже после полной отделки глав.

Исследование верхней части основного куба Богоявленской церкви раскрыло интересные данные о некоторых приемах ярославских строителей XVII века. В частности, особое внимание привлекают к себе продуманность и рациональность конструкции двуслойной черепичной кровли, исключающей возможность протечек благодаря разбежке швов нижнего и верхнего слоев черепицы и вместе с тем дающей гладкую поверхность кровли. Здесь следует отметить, что поверхность эта, несмотря на свое более чем 250-летнее существование, была к моменту исследования в удовлетворительном состоянии, за исключением отдельных мест, где были обнаружены механические повреждения. Такие повреждении могли быть причинены, например, во время пожара 1753 года.

Очевидно, после этого события черепичная кровля была покрыта листовым железом, прикрепленным коваными, забитыми в швы между черепицами гвоздями, частично сохранившимися до нашего времени. Структура железа подтверждает такое предположение и отнесение указанной работы ко второй половине XVIII столетия.

Мастерская не располагала возможностью изготовить черепицу, и новая кровля на центральной части здания выполнена из оцинкованного железа, укрепленного клямерами к деревянной обрешетке, которая была вновь уложена поверх древней черепицы. Для укрепления обрешетки поверх ее наложена полосовая сталь, связанная с поясами, охватывающими основания всех пяти глав, и в нескольких местах заанкеренная в кладку стропильных сводов Кровля была покрашена в зеленый цвет.

* * *

Пришедшее в ветхость покрытие барочных маковиц 1730 года также требовало замены Прямых указаний об изначальной форме маковиц малых глав Богоявленской церкви в архивных документах не встречается. Но сохранившиеся до наших дней завершения других ярославских памятников культового зодчества свидетельствуют о господстве в архитектуре Ярославля XVII века единообразных форм традиционного пятиглавия с луковичными маковицами 9. Последнее обстоятельство послужило основанием для решения вопроса о восстановлении луковичной формы завершения глав, подобной форме маковицы центральной главы, что нашло свое отражение как в предварительном, так и в окончательном проекте реставрации10.

Шейки всех глав не имеют световых проемов. Однако в кладке малых глав в четырех (из восьми) простенках между полуколонками легко прослеживаются швы, напоминающие закладку узких щелевидных окон. Как показало исследование, под закладками оказались небольшие ниши, глубиной в полкирпича. Видимо, первоначально задуманные и выполненные в натуре, эти ниши вскоре были заложены, что подтверждается идентичностью их растворов. В закладки, как и в остальные четыре простенка шеек, вставлены изразцы Они сходны по характеру рисунка с изразцами простенков, но отличаются тем, что по краям их отсутствует обрамление и они не имеют выгиба для установки на криволинейной поверхности шеек. Очевидно, они вставлены несколько позднее первых и заимствованы из числа изразцов, заготовленных для установки на гладких поверхностях стен здания.

При замене маковиц малых глав (рис. 9 и 10) были сконструированы деревянные каркасы, состоявшие из восьмиугольного, сколоченного из парных досок основания, к которому крепилась дощатая крестовина, служащая опорой для основного стержня каркаса — вертикально установленного бревна. В верхнем конце его было высверлено отверстие глубиной около 70 см, в которое вставлялся стержень металлического креста, снабженный приваренным к нему круглым фланцем. Последний ложится на подобный ему металлический круг, укрепленный на верхнем торце бревна. Двенадцать дощатых кружал (журавцов) врезались внизу в восьмигранное основание каркаса, а вверху — в вертикальный стержень его. Нижние врубки скреплялись угольниками на болтах, а верхние — стяжным металлическим кольцом (из полосовой стали). Кроме того, на кружалах укреплялись шесть горизонтальных (круглых в плане) дощатых поясов. Для крепления всего каркаса к шейкам глав использованы заложенные ранее в кладку железные анкеры.

9. Монтаж каркаса маковицы юго-восточной главы церкви.

10. Общий вид церкви с юго-востока в процессе реставрации завершения малых глав. Снимок 1952 г.

Покрытие маковиц производилось чешуйчатыми шашками, изготовленными из кровельного железа и скрепленными между собой заклепками (рис. 11). Шашки эти размерами от 5X5 до 40X40 см выкраивались из расчета одинакового их числа в каждом горизонтальном ряду покрытия. Сборка шашек производилась сверху вниз.

__________

1Ярославский областной архив, ф 1118, оп. 1, д 356. Клировая ведомость за 1829 г по Богоявленской церкви.

2Н. Г. Первухин, Церковь Богоявления в Ярославле, Ярославль, 1916, стр. 10.

3См, например, церкви Троицы в Никитниках (1628—1653 гг), Николы в Пыжах (1647 г.),- Успения в Гончарах (1654 г) и многие другие

4Н. Г. Первухин, указ соч , В. Н. Иванов, Ярославль, М 1945, стр 43 Подтверждение этому можно также найти в записях прихода и расхода Богоявленской церкви за 1780 г. (Ярославский областной архив, ф 1118, оп 1, д 353)

5Книга прихода и расхода церкви Богоявления за 1830 г., Ярославский областной архив, ф. 1118, оп 1, д. 366.

 6Книга прихода и расхода по церкви Богоявления за 1844 г, Ярославский областной архив, ф. 1118, оп. 1, д. 366.

7ЛОИИМК АН СССР, 1901—1917 гг., д. 134.

8Исследование памятника произведено старшим научным сотрудником мастерской В. Н. Захаровой. Отчет об исследовании и графическая фиксация его результатов хранятся в архиве мастерской.

9Мы имеем в виду памятники, не подвергавшиеся таким переделкам, каким, например, подвергалась церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.

10Предварительный проект реставрации (авторы В. Н. Захарова и С. Н. Давыдов) одобрен научно-методическим советом Академии наук СССР и утвержден Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР Окончательный проект реставрации (автор В Н. Захарова) утвержден тем же Управлением.

Первоисточник: 
ПРАКТИКА РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ. СБОРНИК ВТОРОЙ. М., 1958
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.