ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗДАНИЯ ГРИДНИЦЫ В НОВГОРОДЕ

Захарова В.Н., Давыдов С.Н.

На торговой стороне Новгорода, на территории Ярославова Дворища, являвшегося после кремля вторым центром древнего города, среди дошедших до нас построек XII— XVII столетий высится стройный шатер так называемой Гридйицы.

Она расположена между Никольским собором (1113 г.) и церковью Параскевы Пятницы (1207 г.), на запад от этих памятников, на одной линии с построенной в XVII веке шатровой колокольней Никольского собора, с силуэтом которой она прекрасно гармонирует.

Восточный фасад Гридницы выходит на Никольский переулок, западный — обращен к реке Волхову, от которой Гридницу отделяет довольно широкий участок, ограниченный аркадой бывшего Гостиного двора, тянущейся по набережной реки. Здание Гридницы поставлено поперек склона, спускающегося к Волхову, так что западный фасад выше восточного.

Возникновение Ярославова Дворища связано с именем князя Ярослава Мудрого1.Столетием позднее новгородские князья, вынужденные покинуть кремль, обосновались на некоторое время на Ярославовом Дворище. В период воссоединения Новгорода с Москвой великий князь московский Иван III потребовал передачи ему Ярославова Дворища для его резиденции. В XVI—XVII веках2 здесь находился так называемый «государев двор», занимавший пространство между Волховом и Гридницей.

Вопрос о первоначальном назначении рассматриваемого сооружения до сего времени не решен. В различных описаниях, посвященных древнему Новгороду, памятник этот встречается под двумя названиями: Вечевая башня и Гридница. Была даже сделана попытка рассматривать его как дворцовую постройку времен Ярослава Мудрого («Ярославова башня»3). Однако исследования 1948—1950 годов показали, что нет оснований связывать дошедшее до нас сооружение не только со строительством времен Ярослава, но даже и с вечевым периодом Новгорода (до XV в.). Поэтому для обозначения реставрированного нами памятника условно принято наименование Гридница.

Различные авторы по-разному толкуют это слово. Так, А. А. Строков и В. А. Богусевич утверждают, что «само название — Гридница— указывает на наличие здесь какого-то правительственного учреждения»4. В. С. Передольский также считает, что «Гридницы имели в нашем городе, в последние века его самобытия, значение приказных изб Московских» 5. И. И. Красов полагает, что гридницами назывались канцелярии вечевых дьяков6, а П. Л. Гусев указывает на «гридницы для общественных пиров»7.

Такого же мнения придерживается и Н. Н. Воронин8, считающий, что в домонгольский период гридницы представляли собой обширные помещения зального типа, вмещавшие большое количество людей и служившие для собраний и пиров. Тот же автор далее высказывает мысль, что с возникновением феодального строя (конец XI в.) гридницы уступают свои функции «сеням», а сами используются для других целей, например, для содержания военнопленных. При этом указывается, что в Новгороде и Пскове «гридницы прожили дольше, изменив свое назначение».

На иконе Знамения XVII века Гридница изображена в составе сооружений, ограждающих территорию Ярославова Дворища. Несмотря на условность рисунка, здание по своей конфигурации очень близко сохранившемуся до нашего времени сооружению, состоящему из трех основных объемов: центральной трехъярусной части с восьмигранной башней, увенчанной шпилем, и двух симметричных двухэтажных крыльев, прорезанных арками проездов. Это дает основание предполагать, что Новгородская Гридница изначально являлась надвратным сооружением 9.

По данным В. С. Передольского10, здание Гридницы, долгое время пустовавшее, в 60-х годах XIX века городским управлением было приспособлено под жилье «для бедных старух», причем древний проход с лестницей в западной стене (?) был будто бы расширен, и лестница заменена деревянной11.

По тем же сведениям, в 70-х годах прошлого века в Гриднице находилось городское училище, причем «своды во многих помещениях (очевидно, в палатах над проездами,—3. и Д.) были уничтожены». Одновременно с этим к южному торцу Гридницы было пристроено двухэтажное здание, сильно исказившее не только архитектурный облик Гридницы, но и закрывшее северный и западный фасады колокольни Никольского собора (XVII в.).

В последние годы перед Великой Отечественной войной первый этаж южного крыла был приспособлен под жилое помещение, и проездная арка была заложена. Кроме того, здесь размещался архив и другие учреждения, установившие в помещениях перегородки. Фасады оставались переделанными под «стиль» пристроенного с юга двухэтажного здания, с измененными формами и размерами оконных проемов, срубленными декоративными поясками и частями пилястр.

Западный вход был частично заложен, в проемы башни вставлены оконные переплеты, кладка стен скрыта под штукатуркой позднейшего времени (рис. 1). С севера к Гриднице были пристроены торговые помещения.

1. Вид с северо-запада до разрушения. Снимок 1940 г.

В результате военных действий 1941—1944 годов здание Гридницы сильно пострадало: оно лишилось крыши; в боковых крыльях оказались уничтоженными перекрытия; своды над проездами частично обрушились или грозили падением; кладка стен (особенно внутренних поперечных, изрезанных множеством дымоходов) во многих местах была сильно разрушена; значительная часть покрытия шатра была сорвана, пропала венчающая его «булава», отсутствовали двери, оконные переплеты, печи и т. д. (рис. 2).

2. Восточный фасад в начале реставрации. Снимок 1947 г.

В 1948 году одновременно с работами по ликвидации аварийного состояния сводов над проездами, после сноса пристроенных в позднейшее время торговых помещений, были начаты обмер и исследование Гридницы12 (рис. 3, 4, 5 и 6).

3. Планы первого и второго этажей (проектное задание)

4. Планы третьего этажа и башни (проектное задание)

5. Гридница. Разрез по 1—1 и 2—2 (проектное задание)

Исследованием было установлено, что оба широких проезда (4,2 и 4,5 м), перекрытых коробовыми сводами, с восточного фасада закрывались двустворными воротами, от которых сохранились кованые пятники, заделанные в основную кладку стены. Ворота открывались внутрь проездов. В сводах сделаны небольшие распалубки, в которые входили верхние части створок ворот при закрывании их (рис. 6). Позже (вероятно, в XIX в.) над северным проездом под свод были подведены две дополнительные арки, для пят которых в стенках были вырублены специальные гнезда Первоначально северный проезд сообщался с центральной частью посредством дверного проема, расположенного под распалубкой свода и впоследствии заложенного кирпичом.

6. Южная стена северного проезда. След распалубки свода, перекрывавшего проезд. Снимок 1948 г.

В проеме нами обнаружены остатки древней колоды. Как показало исследование, аналогичный проем в южном проезде пробит позднее. На восточной арке северного проезда уцелела первоначальная облицовка из лекального кирпича. По сохранившимся следам нам удалось установить, что палаты, расположенные над проездами, изначально были перекрыты крестовыми сводами.

Центральная часть здания в пределах двух нижних этажей, где расположены лестничная клетка и своего рода сени, подвергалась, как показало исследование, значительно большей перестройке, чем крылья. Удалось раскрыть изначальный вход в Гридницу (рис. 7) в центре западного фасада.

7. Вход на западном фасаде, раскрытый в процессе реставрации. Снимок 1948 г.

Очевидно, здесь же располагался и первый марш лестницы, отличавшейся от ныне существующей четырехмаршевой каменной лестницы на сводах (по-видимому, XVIII в.). Он соединял первый и второй этажи, а затем переходил в винтовую деревянную лестницу, ведущую в третий этаж и на башню. Кроме того, под третьим маршем существующей лестницы нами были обнаружены две ступени из кирпича, уложенного на ребро на известковом растворе, видимо, относящиеся к одной из переделок лестницы.

О перестройке сеней и лестницы свидетельствуют и два дверных проема, расположенных друг над другом в стене, отделяющей лестничную клетку от сеней: верхний, современный постройке Гридницы, перерезан понизу маршем существующей лестницы, а его верхняя часть, завершенная трехцентровой аркой, — сводом, перекрывающим сени; нижний, пробитый позднее для связи сеней и лестницы в пределах нижнего этажа, устроен, очевидно, при перестройке лестничной клетки

Исследованием было установлено, что свод над сенями состоит из двух разновременных частей: западной — более древней и восточной — более поздней, которая перерезает только что упомянутой дверной проем. Возможно, что здесь первоначально была устроена лестница, подводившая к верхнему проему. Из-за наличия жильцов в помещении над сенями нельзя было произвести зондирования стен, что помогло бы решить этот вопрос.

В северной стене сеней находится оконный проем, выходящий в северный проезд. В нем сохранилась кованая решетка.

Невыясненным осталось и назначение двух небольших ниш, находящихся на уровне пола второго этажа в северной и южной стенах лестничной клетки: возможно, это были сквозные проемы в стенах между лестничной клеткой и палатами над проездами Со стороны лестницы ниши перекрыты трехцентровыми арками, причем под изначальную арку северной ниши позднее для укрепления подведена дополнительная 13.

В южной стене, рядом с описанной нишей, несколько восточнее ее, сохранились следы притолоки древнего дверного проема, почти полностью уничтоженного в XIX веке при устройстве существующей двери в палату над южным проездом.

Над сенями расположено равновеликое им в плане помещение, перекрытое коробовым сводом и составляющее западную часть второго этажа. Палата, где расположены лестничная площадка и марши, была покрыта ныне утраченным крестовым сводом, поддерживавшим неправильной формы кирпичную клетку, в которой размещалась вышеупомянутая винтовая деревянная лестница, ведшая в третий этаж и на башню.

Третий этаж центральной части Гридницы первоначально состоял из одной палаты, имевшей двустороннее освещение, перекрытой коробовым сводом и включавшей в себя клетку винтовой лестницы. Кирпичная поперечная стена, разделявшая палату на два помещения, оказалась позднейшей.

Башня, завершающая центральную часть Гридницы, представляет собой почти правильный восьмигранник, диагональные грани которого, как выяснилось при обмерах, слегка вогнуты. Северная и южная стены башни являются непосредственным продолжением стен третьего этажа центральной части Гридницы, хотя они и несколько тоньше последних Остальные стены башни покоятся на арках, специально выложенных выше свода, перекрывающего помещения третьего этажа. При этом западная и восточная стены башни лежат на арках, перекинутых с северной на южную стену центральной части Гридницы, а диа тональные стены башни — на небольших арочках, опирающихся на эти арки и те же стены здания.

8. Башня и шатер до реставрации. Снимок 1948 г.

В каждой из восьми стен башен, как в шатровых колокольнях XVII века, устроено, по сквозному проему, перекрытому трехцентровой аркой. С наружной стороны проемы обрамлены лекальным кирпичом. Углы башни усилены пилястрами, а стены выше проемов украшены четырьмя горизонтальными поясками, верхний из которых является венчающим карнизом. Весь декор башни выполнен из такого же лекального кирпича, который встречается в нижних частях здания14. Декоративные пояски состоят из трех рядов камней каждый, нижней и верхней полочек из плашмя уложенных обычных кирпичей и гуська из поставленного на ребро лекального кирпича между полочками Исследованием установлено, что сохранившаяся система деревянных стропил шатра над башней состоит из брусьев, тесанных топором и скрепленных между собой коваными гвоздями (без применения болтов) По характеру конструкции стропила можно отнести к началу XVIII века. Кроме того, осмотр верха кладки восьмигранной башни показал, что последняя никогда не имела каменного шатра, доказательством чего служит отсутствие раствора на поверхности верхнего ряда восьмигранника.

___________

1Новгородская III летопись под 1030 годом.

2А. А. Строков и В. А. Богусевич, Новгород Великий, Л. 1939, стр. 64; В. С. Передольскнй, Новгородские древности, Новгород, 1898, стр. 64; А. А. Строков, В. А. Богусевич и Б. К. Мантейфель, Раскопки на Ярославовом Дворище, «Новгородский исторический сборник», вып. III—IV, Новгород, 1938, стр. 183.

3В. С. Передольский, указ. соч., стр. 67.

4А. А. Строков и В. А. Богусевич, Новгород Великий, стр. 69.

5В. С. Передольский, указ. соч., стр. 279.

6 И. И. Красов, О местоположении древнего Новгорода, Новгород, 1851, стр. 88 и 89.

7П. Л. Гусев, Конспекты лекций по истории и топографии г Великого Новгорода, изд 2-е, Новгород, 1916, стр 32

8История культуры древней Руси, под ред. Б. Д. Грекова и М. И. Артамонова, т 1, М—Л 1948, стр 220 и след.

9Интересно сравнить Новгородскую Гридницу с надвратными сооружениями Гостиного двора в Москве, построенными в 1660—1665 гг., и, судя по опубликованным Н. А. Баклановой данным, имевшими с Новгородской Гридницей много общих черт (сборник статей «Академику Б. Д. Грекову ко дню 75 летия», М. 1952, стр 190—199).

10В. С. Передольский, указ соч, стр 68

11Никакой внутристенной лестницы, о которой упоминает Передольский, в существующих стенах Гридницы не было и, судя по их толщине, не могло быть Видимо, речь идет о лестнице, соединявшей второй этаж с верхним и заключенной в древнюю неправильной формы кирпичную клетку Клетка эта и свод над первым этажом центральной части, служивший ей основанием, существовали до октября 1950 г., когда по небрежности лиц, производивших в Гриднице работы, они были обрушены.

12Обмер — М. Л. Тулупниковой и В. М. Баранова, исследование памятника — В. Н. Захаровой. До этого времени обмеров и детального исследования Гридницы не производилось.

13Обычный прием для укрепления пришедших в ветхость арок.

14В кладке стен и сводов Гридницы применен кирпич размерами 5,5—6х14—15х28 см и лекальный кирпич декора того же размера.

Первоисточник: 
ПРАКТИКА РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ. СБОРНИК ВТОРОЙ. М., 1958
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.