ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Практика реставрационных работ 1830–40-х гг. Жилые постройки (памятники, связанные с правящей династией)

Москва. Теремной дворец. Вид от церкви спаса на Бору. Гравюра с акварели Ф. Дюрфельдта. Конец XVIII в. РГБ ИЗО
Москва. Теремной дворец. Вид от церкви спаса на Бору. Гравюра с акварели Ф. Дюрфельдта. Конец XVIII в. РГБ ИЗО

Почти одновременно с временным жилищем Михаила Федоровича Романова в Ипатьевском монастыре в Москве, в Кремле, восстанавливается Теремной дворец. На его фасаде барон Л. К. Боде, вице-президент Московской дворцовой конторы, предполагал поместить надпись, «подобную той, какая высечена на теремах повелением царя Алексея Михайловича... Она могла примерно выражать следующее: «Сии остатки древнего обиталища Российских царей повелением Государя императора Николая I-го возобновлены с сохранением древнего их вида в 183... гг.».

Москва. Проект фасада Теремного дворца, новой галереи и лестницы. Не ранее 1840 г. РГИА
Москва. Проект фасада Теремного дворца, новой галереи и лестницы. Не ранее 1840 г. РГИА
Москва. Вариант того же проекта фасада Теремного дворца. Не ранее 1840 г. РГИА
Москва. Вариант того же проекта фасада Теремного дворца. Не ранее 1840 г. РГИА
Москва. Теремной дворец. Южный фасад. Обмер с проектом реставрации, б/д. Архит. Ф. Рихтер. НИМАХ
Москва. Теремной дворец. Южный фасад. Обмер с проектом реставрации, б/д. Архит. Ф. Рихтер. НИМАХ

Возобновление Теремного дворца было поручено академику Ф. Г. Солнцеву и группе архитекторов, в которую входили К. Тон, И. Мироновский, Ф. Рихтер, П. Герасимов и др. Работы продолжались с 1836 по 1849 гг. К реставрации Теремного дворца приступили в то время, когда еще совсем не умели «читать подлинные остатки», когда сами памятники молчали и не выдавали своих тайн. Не знали даже, кто строил царские чертоги, и приписывали их сооружение только итальянским мастерам.

Москва. Роспись свода и столба в Теремном дворце. Худож. Ф. Г. Солнцев. ГНИМА
Москва. Роспись свода и столба в Теремном дворце. Худож. Ф. Г. Солнцев. ГНИМА»

Проекты восстановления фасадов Теремного дворца, которые нам удалось обнаружить в архивах, свидетельствуют о направлении поисков их решения и об общем характере работ – проектирования «в стиле». Архитекторы ищут наиболее выигрышный размер окон и рисунок наличников. По-разному пробуют сделать и первый ярус – то рисуют галереи со столбами, то стену с прямоугольными окнами, обрамленными узенькими филенками.

О том, как свободно обращаются со старым зданием, свидетельствует описание работ:

«По наружному фасаду Теремов нижнего и 3 этажей приложить пилястры из кирпича с пробиркою стен от одного до двух кирпича. По нижнему этажу пробить вновь окна и заложить старые окна и полуциркульные проемы. Окна и двери 1, 2 и 3 этажей обделать из белого мячниковского камня наличниками с сандриками и высечкою арабесок (далее зачеркнуто: и окраскою на масле колерами по рисунку...).

Во 2-м этаже существующие кирпичные колонки с пьедесталами разобрать и сделать вновь из белого камня с высечкою арабесок и окраскою масляными колерами. Разобрать существующие барьеры и сложить вновь из кирпича с кладкою в оные метопов и рамы из белого камня с высечкою арабесок и окраскою колерами на масле. Верх барьеров перекрыть мячковскою лещадью с вытескою кирпича. Существующий карниз разобрать и перетесать с добавкою нового камня. Фризы карнизов положить вновь из цветных изразцов с выпуклыми орнаментами».

Кроме того, барон Боде предлагал «устроить из 4-го этажа сего дворца ход на террас самого верхнего этажа, гораздо удобнее того, который ныне находится, пристроив на сей предмет, для помещения лестницы, четырехугольную башенку, подобно уже существующей таковой же при входе в Терема с площадки, что между оными и церковью Спаса за Золотой решеткою. Башенка сия будет совершенно в одном вкусе с Теремным Дворцом и нимало не повредит характеру оного, которая в прочем будет только видна с заднего фасада теремов со стороны кухонного двора...». Было разрешено сделать кирпичную башню в три окна, наличник двери и окон устроить из белого мячковского камня с высечкою арабесок, на верху башни установить шпиль, покрытый поливной черепицей.

Соединение реставрационных работ с новым строительством – возведением Большого Кремлевского дворца – привело к уничтожению и видоизменению ряда элементов прежнего ансамбля. Владимирский зал занял место Боярской площадки, Верхоспасская площадка была перекрыта и превратилась в зал, из которого попадали в Верхоспасский собор и другие теремные церкви, а с противоположной стороны Золотое крыльцо вело в терема.

При этом обращаются вольно с подлинными деталями дворца – разбирается наружный парапет, существовавший при верхнем этаже, потому что он мешал «устройству металлической крыши над вновь возведенной галереей...». Этот парапет был украшен белокаменной резьбой. Архитекторы, производившие работу в 1843 г., Ф. Ф. Рихтер, Н. И. Чичагов и А. И. Бакарев по общему обсуждению с главным архитектором К. А. Тоном предлагали «для соблюдения более приличного вида в фасаде новой галереи и сообразно украшений верхним этажам теремов, а не менее для сохранения древнего художества косетонов поместить их... в парапете, возведенном над новою галерею...».

Руководя «восстановлением Теремного дворца в древнем вкусе», барон Боде занялся изучением древнерусской архитектуры, и эти его занятия прямо влияли на судьбу вверенного ему объекта: «Узнав, что в бывшем Крутицком монастыре, где ныне помещены жандармские казармы, сохранилась древняя башня, под коей сделаны выездные ворота, я осмотрел оную и с восхищением любовался этими остатками древности. Верхний этаж башни весь облицован изразцовыми украшениями... почему я полагаю... обложить по фасаду Теремного Дворца с концов между пилон изразцовыми украшениями подобно тем, которые сделаны на Крутицких воротах. Таковая работа была бы сколь прочна, так и красива, ибо видно что там, где камень уже стал крошиться, изразцовые украшения почти все еще целы».

Москва. Теремной дворец. Вид теремного покоя после реставрации. Худож. Шадурский. РГБ ИЗО
Москва. Теремной дворец. Вид теремного покоя после реставрации. Худож. Шадурский. РГБ ИЗО

Реставрацией интерьеров – всей внутренней отделкой, убранством и обстановкой теремов занимался Ф. Г. Солнцев. В его мемуарах сохранился рассказ о том, как проходила эта работа: «Восстановление теремов начал я с дверных наличников, которые были лепные и закрашены белой клеевой краской. Чего нельзя было разобрать, то дополнял по общему характеру сохранившихся украшений. Тоже самое сделал и с обстановкой теремов. На чердаках и в подвалах загородных дворцов (Измайловском, Коломенском и др.) были найдены мною некоторые древние вещи, например, стул, кресло; по ним уже не трудно было сделать столько экземпляров, сколько требовалось для всех девяти комнат; отыскался карниз кровати, для которой сделаны были подходящие по рисунку колонны; нашлись наволочки, подушки, ковер, вышитый царевной Софьей Алексеевной, стол царя Алексея Михайловича; в селе Коломенском отыскали кафельную печку; так как некоторые кафели оказались испорченными, то пришлось сделать новые; отыскались некоторые и другие старинные вещи. Собравши весь этот скарб, дополнив недостающие вещи новыми, сделанными по рисункам, тщательно составленным мною с разных древних украшений и предметов, возобновили терема».

Солнцев не только расчистил и дополнил дверные наличника, но провел и другие архитектурные работы. В частности, расписывая палаты, во всех покоях на пятах сводов он установил резных орлов. Основанием для этого были подлинные фигурные камни на соответствующих местах в моленной, но там они разнообразны по сюжетам и характером рисунка заметно отличаются от солнцевских.

Современное общество высоко оценило работу Солнцева по возобновлению теремов. Большинство посетителей и в конце XIX в. и в начале XX принимало интерьер теремов за первоначальный. Тем более, что в путеводителях можно было прочитать: «Старинные стулья покрыты венецианским бархатом... В красном углу царское кресло, покрытое бархатом... Старинные лавки с резными деревянными ножками, изображающими львов, покрыты венецианским бархатом».

Москва. Теремной дворец. Литография А. Дюрана. 1839 г. РГБ ИЗО
Москва. Теремной дворец. Литография А. Дюрана. 1839 г. РГБ ИЗО
Москва. Теремной дворец. Акварель Д. И. Гришина. 1850 г. НИМАХ
Москва. Теремной дворец. Акварель Д. И. Гришина. 1850 г. НИМАХ

Красное крыльцо было парадным выходом на Соборную площадь. Оно играло большую роль и в ее архитектурном ансамбле, и в русской истории. Перестраивая Большой Кремлевский дворец, архитекторы Ш. Ш. Рихтер, Н. И. Чичагов и А. И. Бакарев в 1842 г. просили разрешения переделать крыльцо «с сохранением древнего его вида... ибо ступени и площадки устроенные из дикого камня и в особенности камни ступеней получили от осадки такие неровности, что многие камни вышли за определяемые для них линии и тем делают безобразие, на нижней аркаде, устроенной из белого камня, также имеются большие повреждения, а равно и по наружной стене крыльца и по парапету по оной...».

Авторы полагали, что «чрез переделку означенного крыльца вновь, сохранится приличный вид во всех частях возводимого Кремлевского Дворца».

Хотя высочайшего разрешения не последовало, барон Л. К. Боде поручает этим архитекторам «...сообразиться с древними рисунками прежнего крыльца, хранящимися в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных дел, дабы составить проект на сделание по древнему образцу крыши над Красным крыльцом».

В 1843 г. Ф. Ф. Рихтер из книги «Избрание на царство...» «сделал копию здания Грановитой Палаты и при том с бывшею крышею над Красным крыльцом украшенною башнями...». В связи с этим Николая I спрашивали, «… не благоугодно ли будет разрешить, по случаю необходимой перекладки в ветхость пришедшего Красного Крыльца, возстановить над оным по прежнему и крышу с башнями и воротами. На таковой предмет при сем прилагается копии с древних рисунков, снятых из книги...». Высочайшего соизволения в 1843 г. не последовало, а поведено было оставить как есть, без крыши, но договор на работы уже был заключен в 1842 г. Из договора, заключенного на дикарные (каменные. – О. Щ.) работы с московским купцом первой гильдии Ф. Н. Челнаковым, ясно следует, что все крыльцо перекладывалось88. Старое крыльцо разобрали, а когда начали складывать его «по указанию Архитекторов без малейшего отступления от деталей и шаблонов, какие будут даны от господ Архитекторов», то оказалось, что «...при обделке и окантовке камней ступеней снятых с Красного Крыльца, высота оных по непредвиденности уменьшилась до двух 7/8 вершков... прибавилось ступеней к числу старых тридцати восьми погонных сажен...» (т.е., по-видимому, 15 ступеней по 2,5 сажени в ширину каждая).

Эти работы привели к возведению нового сооружения вместо восстановления Красного крыльца. Очень показателен ответ директора московских дворцов барона Боде княгине Марии Петровне Волконской (урожденной Кикиной), большой любительнице и знатоку старины. Она высказала Боде свое сожаление, что «не пощадили Красного Крыльца, современного московским допетровским царям». «Мы вам лучше его выстроим», – утешительно отвечал барон. «Да не нужно лучше, – возражала княгиня, – оно будет тогда искажением средневекового типа». – «Ну так мы вам его перестроим заново в том виде, каковым он был», – сказал сановник. Ответ не случайный, практика первой половины XIX в. изобилует такими примерами.

Москва. Кремль. Грановитая палата с Красным крыльцом на миниатюре из книги «О избрании на Превысочайший Престол Великого Государя и Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Великая России Самодержца». МЗМК ОРПГФ
Москва. Кремль. Грановитая палата с Красным крыльцом на миниатюре из книги «О избрании на Превысочайший Престол Великого Государя и Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Великая России Самодержца». МЗМК ОРПГФ
Первоисточник: 
Памятники архитектуры в дореволюционной России: Очерки истории архитектурной реставрации - Под общ. ред. д-ра арх-ры А. С. Щенкова — М., 2002
Информисточник: 

www.arhiv-palat.livejournal....

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.