ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Игошев В.В.

В публикациях последних лет внимание исследователей нередко привлекают драгоценные оклады древнерусских икон, выполненные в технике басмы, или тиснения по металлической фольге. Оклады икон рассматриваются не просто как образцы декоративно-прикладного искусства, имеющие большую художественную и историческую ценность, но как часть самой иконы, составляющая с ней единый и неразрывный комплекс. Он складывается порой веками, обладает сложной символикой и литургическим смыслом [1].

В ходе многолетней работы нами изучены серебряные, золотые и медные басменные оклады XV—XVII вв., хранящиеся в музеях страны [2]. При этом были выделены оклады начала XX в., воспроизводящие памятники XV—XVII вв. [3]. Однако на иконах и переплетах Евангелий встречаются приемы, очень близкие к драгоценной басме не только по стилю, но и по технике изготовления. Это — тиснение по левкасу и тиснение по коже [4]. Техника тиснения по левкасу, так же как и приемы тиснения по коже и по металлической фольге, наследуют византийские традиции украшения литургических предметов и произведений церковного убранства (окладов икон, окладов Евангелий, ковчегов-мощевиков и др.), получивших широкое распространение в церковном искусстве во всем христианском мире.

Особый интерес представляет техника тиснения по левкасу, которая была широко распространена в Древней Руси не только в иконописи, но и в декорировании деревянных рак [5]. Как известно, левкас на древнерусских иконах обладает удивительной прочностью и долговечностью.

В различных изданиях XIX—XX вв. имеются рецептура и способы приготовления обычного гладкого левкаса на иконную доску [6]. Однако до настоящего времени техника тиснения по левкасу остается неисследованной. По этому вопросу не опубликовано почти никаких материалов, не были атрибутированы образцы тиснения, сохранившиеся в музейных собраниях.

Кроме тиснения по левкасу, поля, венцы и свет икон украшались узорами, выполненными цировкой (процарапыванием), резьбой (гравировкой) [7], чеканкой [8], лепкой [9]. В публикациях эти приемы нередко путали, вместо тиснения иногда писалось о гравировке или лепке по левкасу [10].

Однако такие техники отличаются, и это хорошо видно при исследовании поверхности икон, выявлении следа инструмента, изучении технологических приемов, с помощью которых выполнен тот или иной декор на левкасе. Все это позволяет раскрыть творческую лабораторию средневековых мастеров, понять характерные особенности стиля, техники, что необходимо для атрибуции памятника.

Каждая из этих техник, имитирующих драгоценный оклад, заслуживает подробного изучения, однако это выходит за рамки нашей темы.

Техника тиснения по левкасу с последующим золочением также подражала технике изготовления драгоценных окладов. Ею пользовались при украшении полей, света и венцов икон. Драгоценные оклады и отдельные их части, украшенные камнями, жемчугом, полихромной эмалью, нередко воспроизводились также средствами живописи [11].

Целью статьи является исследование не только стиля, но и технологии изготовления тисненых по левкасу узоров и рельефных изображений на древнерусских иконах. Нами были изучены образцы тиснения на произведениях XVI в. из Государственной Третьяковской галереи [12], Архангельского музея [13] и частных собраний (кат. I—V).

Техника тиснения по левкасу с последующим золочением была особенно широко распространена в Новгородских землях и на Русском Севере в XVI в., о чем свидетельствуют монастырские и церковные описи этого времени, фиксировавшие многочисленные иконы с «басмленым» левкасом. Например, в описи Соловецкого монастыря 1582 г. отмечено: «Да Спасов образ на полотенцы штипядной. А венец басмлен на левкасе золочен. А по полям левкас же басмлен золочен» [14]. Далее, в описи Соловецкого монастыря 1597 г.: «Да над дверми же пядница на левкасе басмлена О Тебе радуетца...». «Да на столпе же на задней стороне три образа большие, Борис и Глеб да преподобный Семион столпник, на левкасе золочены басмлены» [15]. По описи 1603 г. монастыря Николая чудотворца на Лятке под Новгородом в одноименном храме имелся образ Николы Чудотворца «вдеяньи, на золоте, левкас басменной» [16].

Как было сказано выше, тиснение по левкасу с последующим золочением создает всего лишь имитацию басменных серебряных золоченых или золотых окладов. Узоры и изображения на левкасе зачастую точно воспроизводят образцы, характерные для тиснения по фольге, что, вероятно, объясняется использованием одних и тех же штампов как при работе с металлической фольгой [17], так и для тиснения по левкасу. Такие штампы изготавливались в виде бронзовых или железных пластин с контррельефным узором, надписями вязью или лицевыми изображениями, выполненными в технике литья или оброна.

Возможно, штампы для тиснения по левкасу делались и из кости. Небольшой штамп для тиснения XV в., выполненный из кости, был найден археологами в Великом Новгороде. На костяной пластинке прямоугольной формы (3,8x4,5 см) вырезано контррельефное изображение «Вход в Иерусалим» [18].

Способы приготовления гладкого левкаса на икону подробно описаны и хорошо известны [19]. Ниже нами приводится реконструкция средневековой техники изготовления тиснения по левкасу, которая, вероятно, состояла из следующих основных этапов. Мел или гипс замешивали на жидком рыбьем (осетровом) или мездровом клею, добавляли для прочности немного олифы, а для эластичности — меда. Готовый левкас накладывали на икону в несколько тонких слоев. Последовательное нанесение слоев грунта при строгом соблюдении всех нюансов технологии существенно влияло на его прочностные характеристики. Каждый нанесенный слой должен быть высушен.

После того как положен на доску последний слой левкаса, поверхность иконы накрывали мокрой тканью, чтобы левкас быстро не застыл. Это позволяло сделать тиснение штампами до полного его затвердения. После этого рельефные узоры и изображения золотились.

Рассмотрим несколько икон XVI—XVII вв., на которых была использована эта техника. В каталоге, приведенном ниже, даются подробные описания всех видов тиснения, имеющихся на иконе, а также аналогии к ним. На основании сравни­тельного анализа стиля и техники обосновывается атрибуция каждого памятника.

На боковых вертикальных и горизонтальных полях, на фоне, на свету иконы «О Тебе радуется» [20] имеется низкорельефный узор трех видов, оттиснутый штампами по незастывшему («сырому») левкасу (кат. I). На поверхности тиснения хорошо заметны следы раппорта в тех местах, где стыковались края матричной доски. Все три матрицы изготавливались в виде прямоугольных пластин с вырезанными на них контррельефными узорами.

Узоры тиснения по левкасу на данной иконе повторяют узоры новгородской серебряной басмы середины XVI в. и тиснение по левкасу на раке Зосимы Соловецкого чудотворца 1566 г. Это узоры «древовидный» и «линейный бордюр» (кат. I, ил. 1), украшающие горизонтальные и боковые поля иконы «О Тебе радуется», аналогичные тисненым узорам на раке Зосимы Соловецкого 1566 г. Таким образом, на раке Соловецкого чудотворца новгородскими мастерами выполнена не только резьба по дереву [21], но и узоры тиснения по левкасу.

Тиснение по левкасу на иконе «О Тебе радуется», вероятно, можно датировать последней четвертью XVI в. и отнести к кругу работ, выполненных новгородскими мастерами или сделанных под влиянием новгородских традиций. Такие образцы тиснения по левкасу особенно ценны для изучения новгородских окладов, так как в самом Новгороде сохранились узоры тиснения лишь на иконах позднего времени - XIX в.

Значительно реже встречается тиснение с сюжетными изображениями. Большой интерес представляет тиснение на полях иконы «Чудо Георгия о змие» из частного собрания (кат. II, ил. 2—4). На боковых полях видны стыки трех раппортов (ил. 4), на нижнем и верхнем — по два. Клейма киотцы присоединены отдельно. Для тиснения по левкасу были использованы три штампа с сюжетными изображениями и два орнаментальных штампа. Узоры тиснения на полях имеют аналогии в новгородской серебряной басме последней четверти XVI в. [22].

Стиль орнамента тиснения, иконография и пластика с изображениями святых позволяет сделать выводы о том, что тиснение на левкасе на иконе «Чудо Георгия о змие» выполнено новгородским мастером в последней четверти XVI в. [23].

Техника тиснения по левкасу использована на иконе «Богоматерь Коневская (Голубицкая)», предположительно происходящая из Коневского монастыря (кат. III, ил. 5, 6), которая была опубликована В. И. Антоновой и Н. Е. Мневой в каталоге икон из ГТГ и датирована 1570-ми гг. [24]. В издании «Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее» эта икона также предположительно датируется XVI в. [25].

Стилистические особенности орнамента тиснения по левкасу на иконе «Богоматерь Коневская» позволяют говорить о его тесной связи с новгородскими традициями изготовления серебряной басмы и скани XVI в. (кат. III). В итоге можно подтвердить датировку, которую эта икона получила в публикации В. И. Антоновой и Н. Е. Мневой — 1570-е гг. Тиснение было выполнено в последней четверти XVI в. Не исключено, что икона происходит из Коневского монастыря, расположенного на острове в Ладожском озере, имевшего тесные связи и находившегося под покровительством Великого Новгорода.

Узоры, тисненые по левкасу, украшают икону «Николай Чудотворец» из Третьяковской галереи (ПТ-13915) (кат. IV, ил. 7). Изучение стиля и техники этих узоров и сопоставление их с аналогичными орнаментами позволяют датировать тиснение серединой XVI в.

Икона «Николай Чудотворец» из частного собрания (кат. V, ил. 8, 9) имеет низкорельефный узор тиснения, скрытый под чеканным окладом конца XVIII — начала XIX в. (ил. 8). Исследование стиля и техники тиснения позволяют датировать тисненые узоры на полях и венце иконы концом XVI в. [26].

Тиснение на древнерусских иконах выполнялось, вероятно, металлическими штампами по верхнему слою незастывшего («сырого») левкаса. На поверхности орнаментального тиснения хорошо заметны границы раппорта в местах, где стыковались края матричной доски (штампа). На всех рассмотренных иконах раппорт на рельефном узоре читается ясно, что позволяет реконструировать контррельефное изображение на штампе, а также размер и форму пластины, с помощью которой были сделаны оттиски.

На узорах тиснения хорошо прослеживаются приемы работы и особенности стиля, широко применявшиеся серебряниками Великого Новгорода и Русского Севера XVI в. Это — скань, басма, оброн, чеканка. Возможно, для некоторых штампов были использованы оригинальные образцы, изготовленные в этих техниках, затем отформованные и скопированные литьем. Не исключено, что отдельные штампы были изготовлены из кости.

Отдельные элементы тиснения в ряде случаев, вероятно, приклеивались на сделанный узор (ил. 2, 3, 5, 7). Под накладными деталями в местах утрат хорошо виден рельефный узор основы (ил. 3, 5). К таким накладным деталям следует отнести цветочные розетки (кат. III, 3, ил. 5), изображения святых (кат. II, 3, 4, 5, ил. 2, 3), дробницы с надписями (кат. IV, 3, ил. 7).

Тиснение по левкасу является неотделимой частью икон, в отличие от металлических окладов их невозможно снять, не разрушив памятник. Произведения, выполненные в этой технике, отличает поразительная прочность, которая не только не уступает, но, скорее всего, превосходит прочность серебряных басменных окладов. Дальнейшее исследование и атрибуция тиснения на левкасе позволит в некоторых случаях уточнить также датировку икон и образцов металлической басмы, отнести их к тому или иному художественному центру Древней Руси.

Первоисточник: 
Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. ГосНИИР; М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.