ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Фактура живописи

Аватар пользователя larsen

ФАКТУРА КАРТИНЫ

Говоря о фактуре живописи, мы имеем ввиду общий характер поверхности произведения.

Фактура картины достаточно сложна. Она строится из совокупности фактур основы, грунта, красочных слоев, покровных пленок.

Основы играют роль базы для дальнейшего фактурного построения произведения. Дерево, металл, камень, стекло, картон – имеют относительно гладкую поверхность. Холст, в зависимости от вида плетения, имеет ярко выраженную характерную фактуру, которую широко используют художники.

Грунт. в зависимости от способа нанесения и дальнейшей обработки, в той или иной степени меняет фактуру основы. Поверхность грунта может быть почти абсолютно гладкой, иметь кистевую фактуру или фактурные наслоения от применяемого инструмента (валик, мастехин и т.д.) Почти всегда грунт воспроизводит частично рисунок плетения холста Иногда приходится сталкиваться со значительными утолщениями грунтовочной массы на отдельных участках поверхности (нимбы святых на иконах, разного рода рельефный декор). Грунт могли специально обрабатывать чеканом или делать гравировку.

Современные живописцы иногда применяют различные рельефные пасты, наносимые на базовые грунты.

Красочные слои играют наиболее важную роль в общем строении фактуры произведения. Нет необходимости описывать все многообразие приемов наложения и обработки красочной пасты. Реставраторы хорошо знакомы с ними.

на фото показана сложная фактура поверхности, образованная нижним и верхним красочным слоем.

Лаковые пленки могут быть глянцевыми или матовыми, толстыми или тонкими. Они обволакивают и несколько сглаживают мазки краски, создавая окончательную фактуру произведения.

Изучение картин при различных увеличениях микроскопа позволяет увидеть микрофактуру живописи, которая играет существенную роль. Крупицы пигментов различного помола, различные вкрапления в красочную пасту (стекло и т.д.)создают микрорельеф поверхности, который оказывает влияние на цветовое восприятие красочного слоя.

Следует отметить – фактура играет важную роль в восприятии зрителем картины и является инструментом воплощения художником своего творческого замысла.

Временное бытование произведений живописи, в процессе которого происходит старение материалов накладывает свой отпечаток на его фактуру. Она несколько меняется. Усилия поновителей и реставраторов так же способствует этому.

Можно разделить эти изменения на ранние и поздние. К ранним относятся изменения поверхности живописи в результате технологических ошибок автора.

На фото показано сседание красочного слоя (избыток масляного связующего, плотный грунт)

разрывы красочного слоя («асфальтовая» болезнь)

К поздним изменениям можно отнести появление кракелюра и образование деформаций красочного слоя по его рисунку.

Микроснимки красочного слоя часто выявляют очень мелкую сетку кракелюра, которая заставляет рассеиваться световой поток, частично его поглощая.

Картина Леонардо «Мадонна Литта» пленяет зрителя приятным бархатистым характером поверхности. Изучение микрофактуры красочного слоя показывает присутствие исключительно мелкого кракелюра красочного слоя. Он слегка приподнят по краям и зафиксирован при старой реставрации. Когда-то картина, написанная на доске (перевод на холст 19в), производила совсем другое впечатление. Произошло изменение фактуры авторской живописи. На фото-изображение пятки Младенца (микроскоп).

Красочные слои записей, как правило, имеют микрофактуру, которая существенно отличается от авторской.

на фото-поздние фактурные записи в процессе их удаления (микроскоп).

Временные изменения авторской фактуры могут быть дополнены различными неосторожными действиями реставратора.

Часто приходится сталкиваться с попытками уложить красочный кракелюр любой ценой. Это приводит к деформациям живописи. Мазки краски по верхушкам кракелюра могут даже расплющиться!

Основные повреждения авторской живописи (фактуры) связаны с переводом картин на другое основание, ошибками при дублировании, значительным тепловым и механическим воздействием на материалы живописи, применением активных растворителей. Появившаяся «мода» на применение матовых лаков, распылителей – ведет к созданию чуждой произведению старой живописи микрофактуре создаваемых новых пленок.

Предлагаемая заметка только обозначает обширный круг проблем с которыми реставратор может столкнуться.

Средняя оценка
(13 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
254
points

Уважаемый Larsen! Bы подняли очень серьезную и очень больную тему!
Если возможно, расскажите о проблемах, которые могут возникнуть у реставратора при укреплении живописи.

171
point

Все зависит от первоначальной концепции. консервации. С ней очень сложно! До сих пор существует мнение, что жесткий кракелюр красочного слоя необходимо "посадить" любой ценой. Горячие припарки клеем , активное прессование, на первый взгляд, успешно выполняют эту задачу. Гребни кракелюра действительно опускаются! Но посмотрите в микроскоп. Размягченный красочный слой. достаточно часто теряет на этих участках кистевую фактуру. Пиррова победа! Лаковая пленка просто деформируется или частично исчезает. Иногда упорство реставратора приводит к выглаживанию существовавшей фактуры буквально в зеркало. Практиковавшиеся ранее припарки через холст или марлю клеевого раствора приводили к появлению фактуры чуждой автоской живописи. Надо всегда останавливаться при проведении укрепления красочного слоя и грунта, если страдает фактура.

213
points

Да - любой предмет глаз воспринимает благодаря цвету и фактуре. Фактура является таким же носителем информации как и само изображение.
Возьмем простой пример. Восприятие двух совершенно одинаковых керамических плиток (одинакового размера и цветности), но с разной фактурой (матовая/глянцевая) будет различным. Так же и картина, выглаженная , но потерявшая свою собственную фактуру начинает напоминать копию....
Последнее время для дублирования живописи все чаще стали применять вакуумные столы. Так ли это хорошо как кажется на первый взгляд?

127
points

Вакуумные столы используют и для укрепления. Очень фактурную живопись я бы не стал на них укреплять и дублировать.

146
points

SPASIBO

Lesser

275
points


При значительном тепловом воздействии на красочный слой (утюг) возникает ожег красочного слоя. Красочная паста деформируется . Верхушки вздутий оплавляются, осыпаются. Кистевая фактура авторского мазка полностью исчезает. На фото показан участок живописи с такими повреждениями. Как правило, они скрыты под реставрационными записями.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.