ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Технология живописи в атрибуции и экспертизе

Я полагаю, что знание касательно картин троякое.
Первое состоит в том, чтобы различать в картине хорошее от худого;
второе, чтобы знать о имени живописца; третье же касается
до того, подлинник ли какая-либо картина или копия.
Архип Иванов

Произведения живописи минувших эпох редко сохраняются в своем первоначальном виде. Медленно, но неумолимо накладывало на них свой отпечаток время, а порой меняющиеся вкусы людей и мода. Люди редко ценят «старое», будь то домашняя утварь, мебель или картина. Пока старая вещь не перейдет в категорию «старинной», ее переделывают, приспосабливают ко вкусам новой эпохи. Не оставляют произведения живописи без изменения и многочисленные реставрации.

Картины не только меняют внешний облик. Еще чаще они теряют имена исполнивших их мастеров. Истории искусства известны тысячи анонимных картин и немалое число живописцев без произведений: огромно число произведений, канувших в вечность безвестных русских иконописцев, и лишь несколько дошедших до нас имен мастеров; по архивным документам известны сотни имен живописцев, работавших в Южных Нидерландах в XV веке, а в музеях мира хранится четыре с половиной тысячи их картин, среди которых лишь единицы имеют документально подтвержденное авторство; многочисленны анонимные картины западноевропейских живописцев XVII, а также XVIII — первой половины XIX века и их российских современников.

Забывается традиция, связывающая то или иное произведение с определенным живописцем, теряется сама картина, а потом, будучи найденной, начинает жить под новым именем или оказывается безымянной. «Неизвестный французский мастер XV века», «Мастерская Рубенса», «Круг Рокотова», «Псковская школа». Подобные этикетки можно встретить под десятками картин в каждом музее. К изменившимся со временем, утратившим имя творца или получившим фальшивое имя картинам добавляются многочисленные копии. Копирование произведений было распространено во все эпохи. Картины учителей копировали ученики; есть копии, выполненные сразу же после создания оригинала, а есть исполненные через многие десятилетия. Существуют авторские повторения оригиналов и картины, написанные учениками и завершенные мастером. В XVIII веке, с возникновением в России светской живописи, получил распространение жанр парадного портрета. Портреты лиц царской фамилии, придворных и вельмож писали крупнейшие русские и приезжие западноевропейские мастера. Для дворцов и государственных учреждений делали их повторения: иногда авторские, а чаще выполненные другими мастерами. Когда картинная галерея стала обязательной принадлежностью богатой дворянской усадьбы, появились оригинальные произведения безвестных крепостных мастеров и копии произведений наиболее модных западноевропейских и русских художников.

Мир искусства безграничен. Произведения живописи, скульптуры, графики рассеяны по бесчисленным музеям и частным коллекциям. И почти в каждом собрании есть свои шедевры. А если их нет? Тогда под картиной неизвестного мастера или под старой копией появляется этикетка, связывающая такое полотно с именем Рафаэля или Рембрандта, Рокотова или Брюллова. Желание во что бы то ни стало обладать работами крупнейших мастеров не обходится без курьезов.

Известно, что общее количество полотен, приписываемых Рембрандту, Коро и некоторым другим живописцам, в европейских и американских собраниях во много раз превышает число созданных этими художниками произведений. При этом дело не обходится без фальсификации. Напротив, фальсификация в искусстве принимает все более широкие размеры, захватывая все новые и новые области. Художественный рынок скудеет — число подлинных произведений искусства ограничено, к тому же почти все они давно находятся в музеях. И образовавшуюся «пустоту» стремятся заполнить фальсификаторы: соблазн велик — в случае удачи прибыль достигает фантастических размеров. «Одержимость, безудержное желание владеть и непреодолимое стремление назвать определенное произведение искусства своим приводят одного к астрономическим предложениям на аукционах, другого, может быть, к преступлению...» — пишет один из исследователей истоков фальсификации в искусстве.

«Мир хочет быть обманутым». Эти слова, сказанные в 1494 году эльзасцем Себастьяном Брантом в «Корабле глупцов», можно было бы взять эпиграфом к истории фальсификации в искусстве. Во всяком случае, они могли бы открывать главу, относящуюся к этому времени, когда подделки создавались уже в большом количестве.

Еще при жизни Дюрера многочисленные копиисты повторяли картины «великого нюренбергского художника», ставя на них его монограммы (ил. 73).


73. Мадонна с младенцем. Картина издавна считалась оригиналом Дюрера. Удаление поздних записей позволило установить, что это старая подделка или подражание Дюреру

В середине XVI столетия Леопольд Вильгельм Австрийский приобрел 68 подделок Дюрера, считая их оригиналами. В XVII веке с ростом собирательства массовой фальсификации подверглась голландская и итальянская живопись. Голландский антиквар Г. Уленборх организовал мастерскую, в которой молодые художники, в соответствии со своими вкусами и способностями, занимались фабрикацией подделок. В 1671 году Уленборх продал бранденбургскому курфюрсту тринадцать «итальянских» картин. Когда подделка была обнаружена, амстердамский магистрат назначил для разбирательства пятьдесят экспертов, половина которых признала картины подлинными, а другая объявила их поддельными. «Спектакль, — замечает по этому поводу Ф. Арнау, — доступный нам и в настоящее время».

Когда в XVIII веке стали модными произведения голландских жанристов предшествовавшего столетия, появились картины, выдаваемые за произведения этих живописцев. В XIX веке их подделывали наряду с картинами фламандских мастеров. Правда, не все эти «шедевры» были написаны заново: часто на подлинной картине ставили фальшивую подпись популярного художника.

Иногда не подлинной оказывается не подпись, а часть произведения. Встречаются случаи, когда небольшой подлинный фрагмент старой картины врезают в новый холст. В стиле этого фрагмента пишут новый сюжет, оборотную сторону картины дублируют. Созданное таким путем произведение на основании типичной для определенного мастера подлинной детали может быть принято целиком за его произведение.

С появлением спроса на произведения художников нового времени возросло число подделок французских импрессионистов и постимпрессионистов. Вслед за ними пришла очередь Матисса, Пикассо и других современных мастеров. Широкие масштабы уже в наши дни приобретает разного рода фабрикация подделок произведений русских художников рубежа XIX-XX веков и особенно мастеров русского авангарда.

Первоисточник: 
От фаюмского портрета до постимпрессионизма. История технологии станковой живописи. Ю.И.Гренберг, М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.