ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Технология живописи в атрибуции и экспертизе

Я полагаю, что знание касательно картин троякое.
Первое состоит в том, чтобы различать в картине хорошее от худого;
второе, чтобы знать о имени живописца; третье же касается
до того, подлинник ли какая-либо картина или копия.
Архип Иванов

Произведения живописи минувших эпох редко сохраняются в своем первоначальном виде. Медленно, но неумолимо накладывало на них свой отпечаток время, а порой меняющиеся вкусы людей и мода. Люди редко ценят «старое», будь то домашняя утварь, мебель или картина. Пока старая вещь не перейдет в категорию «старинной», ее переделывают, приспосабливают ко вкусам новой эпохи. Не оставляют произведения живописи без изменения и многочисленные реставрации.

Картины не только меняют внешний облик. Еще чаще они теряют имена исполнивших их мастеров. Истории искусства известны тысячи анонимных картин и немалое число живописцев без произведений: огромно число произведений, канувших в вечность безвестных русских иконописцев, и лишь несколько дошедших до нас имен мастеров; по архивным документам известны сотни имен живописцев, работавших в Южных Нидерландах в XV веке, а в музеях мира хранится четыре с половиной тысячи их картин, среди которых лишь единицы имеют документально подтвержденное авторство; многочисленны анонимные картины западноевропейских живописцев XVII, а также XVIII — первой половины XIX века и их российских современников.

Забывается традиция, связывающая то или иное произведение с определенным живописцем, теряется сама картина, а потом, будучи найденной, начинает жить под новым именем или оказывается безымянной. «Неизвестный французский мастер XV века», «Мастерская Рубенса», «Круг Рокотова», «Псковская школа». Подобные этикетки можно встретить под десятками картин в каждом музее. К изменившимся со временем, утратившим имя творца или получившим фальшивое имя картинам добавляются многочисленные копии. Копирование произведений было распространено во все эпохи. Картины учителей копировали ученики; есть копии, выполненные сразу же после создания оригинала, а есть исполненные через многие десятилетия. Существуют авторские повторения оригиналов и картины, написанные учениками и завершенные мастером. В XVIII веке, с возникновением в России светской живописи, получил распространение жанр парадного портрета. Портреты лиц царской фамилии, придворных и вельмож писали крупнейшие русские и приезжие западноевропейские мастера. Для дворцов и государственных учреждений делали их повторения: иногда авторские, а чаще выполненные другими мастерами. Когда картинная галерея стала обязательной принадлежностью богатой дворянской усадьбы, появились оригинальные произведения безвестных крепостных мастеров и копии произведений наиболее модных западноевропейских и русских художников.

Мир искусства безграничен. Произведения живописи, скульптуры, графики рассеяны по бесчисленным музеям и частным коллекциям. И почти в каждом собрании есть свои шедевры. А если их нет? Тогда под картиной неизвестного мастера или под старой копией появляется этикетка, связывающая такое полотно с именем Рафаэля или Рембрандта, Рокотова или Брюллова. Желание во что бы то ни стало обладать работами крупнейших мастеров не обходится без курьезов.

Известно, что общее количество полотен, приписываемых Рембрандту, Коро и некоторым другим живописцам, в европейских и американских собраниях во много раз превышает число созданных этими художниками произведений. При этом дело не обходится без фальсификации. Напротив, фальсификация в искусстве принимает все более широкие размеры, захватывая все новые и новые области. Художественный рынок скудеет — число подлинных произведений искусства ограничено, к тому же почти все они давно находятся в музеях. И образовавшуюся «пустоту» стремятся заполнить фальсификаторы: соблазн велик — в случае удачи прибыль достигает фантастических размеров. «Одержимость, безудержное желание владеть и непреодолимое стремление назвать определенное произведение искусства своим приводят одного к астрономическим предложениям на аукционах, другого, может быть, к преступлению...» — пишет один из исследователей истоков фальсификации в искусстве.

«Мир хочет быть обманутым». Эти слова, сказанные в 1494 году эльзасцем Себастьяном Брантом в «Корабле глупцов», можно было бы взять эпиграфом к истории фальсификации в искусстве. Во всяком случае, они могли бы открывать главу, относящуюся к этому времени, когда подделки создавались уже в большом количестве.

Еще при жизни Дюрера многочисленные копиисты повторяли картины «великого нюренбергского художника», ставя на них его монограммы (ил. 73).


73. Мадонна с младенцем. Картина издавна считалась оригиналом Дюрера. Удаление поздних записей позволило установить, что это старая подделка или подражание Дюреру

В середине XVI столетия Леопольд Вильгельм Австрийский приобрел 68 подделок Дюрера, считая их оригиналами. В XVII веке с ростом собирательства массовой фальсификации подверглась голландская и итальянская живопись. Голландский антиквар Г. Уленборх организовал мастерскую, в которой молодые художники, в соответствии со своими вкусами и способностями, занимались фабрикацией подделок. В 1671 году Уленборх продал бранденбургскому курфюрсту тринадцать «итальянских» картин. Когда подделка была обнаружена, амстердамский магистрат назначил для разбирательства пятьдесят экспертов, половина которых признала картины подлинными, а другая объявила их поддельными. «Спектакль, — замечает по этому поводу Ф. Арнау, — доступный нам и в настоящее время».

Когда в XVIII веке стали модными произведения голландских жанристов предшествовавшего столетия, появились картины, выдаваемые за произведения этих живописцев. В XIX веке их подделывали наряду с картинами фламандских мастеров. Правда, не все эти «шедевры» были написаны заново: часто на подлинной картине ставили фальшивую подпись популярного художника.

Иногда не подлинной оказывается не подпись, а часть произведения. Встречаются случаи, когда небольшой подлинный фрагмент старой картины врезают в новый холст. В стиле этого фрагмента пишут новый сюжет, оборотную сторону картины дублируют. Созданное таким путем произведение на основании типичной для определенного мастера подлинной детали может быть принято целиком за его произведение.

С появлением спроса на произведения художников нового времени возросло число подделок французских импрессионистов и постимпрессионистов. Вслед за ними пришла очередь Матисса, Пикассо и других современных мастеров. Широкие масштабы уже в наши дни приобретает разного рода фабрикация подделок произведений русских художников рубежа XIX-XX веков и особенно мастеров русского авангарда.

Первоисточник: 
От фаюмского портрета до постимпрессионизма. История технологии станковой живописи. Ю.И.Гренберг, М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.