ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Нормализация условий освещения реставрационных процессов

Зайчикова С.Ю., Фомин И.В., Чубарова Н.А., Барынина В.С.

Сложившаяся в последние годы в России практика освещения реставрационных мастерских без учета разработанных научно-технических принципов и норм не может быть оценена положительно.

Процесс реставрации характеризуется напряженными зрительными работами наивысшей точности, и освещение реставрационных помещений должно обеспечивать в первую очередь высокую эффективность технологических процессов.

Весь цикл реставрационных работ с объектом требует:

• нестандартного визуального анализа;

• различения и оценки имеющихся дефектов;

• проведения серии разноплановых работ;

• контроля полноценности восстановления прежних структурных и цветопередающих характеристик.

Зрительная работа реставратора при выполнении различных операций реставрационного цикла является важной составной частью сложного информационного процесса. Практически этот зрительный процесс определяет последовательность, объем, содержание и качество каждой реставрационной операции.

Для качественного выполнения реставрационных работ необходимо, как правило, использование предельных возможностей зрения. Это может быть обеспечено при условии создания особых, так называемых комфортных условий освещения каждой группы реставрационных операций. Для создания таких условий освещения различных реставрационных процессов необходимо стремиться к созданию нормируемых параметров светоцветовой среды, характеристики которых представлены в соответствующих нормативных документах, в разработке которых принимал участие ГосНИИР.

Количественные и качественные характеристики световой среды для реставрационных мастерских, согласно нормативным документам, колеблются в значительных пределах в зависимости от типа реставрируемого объекта и процесса реставрации. Зачастую на одном рабочем месте реставратора необходимо получать крайне различные условия освещения (500-20 000 лк, Тцв от 2800-6000 К).

Основные требования реставраторов к осветительным установкам

Обобщив мнения реставраторов различной специализации, мы можем констатировать, что их основные требования к осветительным системам на рабочем месте можно представить в следующем виде.

Наименование реставрационной мастерской Освещенность, лк Цветовая температура, К Относительное содержание ИК-излучений, мВт/лм
Общее освещение Общее + местное освещение
Реставрация масляной и темперной живописи 500 2000-20 000 3100-6000 5-30
Реставрация рисунка, акварели, графики, ткани, изделий из меха, кожи и т. д. 300 1000-2000 2800-4200 30-50
Реставрация ювелирных изделий, часов и т. п. 300 1000-3000 2800-4200 30-40
Реставрация крупногабаритных изделий (мебели, карет, скульптуры) 500 - 3100-6000 30-100

A. Осветительные системы должны удовлетворять следующим условиям:

• позволять использовать источники света с 2 - 3 цветностями излучений;

• не быть громоздкими, быть легкими и понятными в управлении;

• не должны мешать разнообразным рабочим движениям;

• не нагревать чрезмерно объект реставрации.

Б. Необходимо учитывать, что у каждого реставратора могут быть разнообразные привычки и пристрастия (даже при одной специализации могут потребоваться совершенно разные условия и способы освещения). Необходимо предусмотреть некоторую вариантность при устройстве осветительных установок — каждый реставратор должен настраивать рабочее освещение по своему вкусу.

B. Целесообразно предусмотреть возможность быстрого сворачивания систем искусственного освещения при необходимости (и возможности) использования естественного света.

Оценка существующего реставрационного освещения

Для оценки реального положения дел в вопросах реставрационного освещения в действующих реставрационных организациях (в отделах музеев и реставрационных мастерских) проводились обследования. Обобщались также мнения реставраторов, работающих в частных фирмах. Результаты обследования помещений более 10 реставрационных организаций показали, что существующее осветительное оборудование чаще всего не может обеспечивать нормируемых условий освещения. Приобретение отдельных дорогостоящих светильников (обычно пригодных для какой-нибудь одной реставрационной операции) не решает проблемы в целом.

Необходимо отметить, что большое количество реставрационных организаций располагается в памятниках архитектуры. Это создает дополнительные трудности (старые маломощные, не отвечающие современным требованиям электросети, невозможность установки на стенах, сводах, потолках необходимого осветительного стационарного оборудования и пр.).

Из результатов проведенных обследований можно сделать следующие выводы:

• большинство реставрационных организаций при помощи существующих систем освещения не могут достигать нормируемых параметров светоцветовой среды;

• имеющееся оборудование не всегда возможно размещать на сводах, потолке и стенах из-за запрета устанавливать крепления на внутренней поверхности помещений памятников архитектуры;

• государственные организации не всегда могут себе позволить приобретение специализированной аппаратуры зарубежного производства из-за ее высокой стоимости.

Автономные универсальные системы освещения

С учетом вышеперечисленного решено разрабатывать автономные универсальные системы освещения, используя которые практически возможно получать все многообразие параметров светоцветовой среды реставрационных помещений.

Разработано несколько типов стационарных и передвижных конструкций систем освещения различного качества и стоимости (от 3000 до 10 000 руб.). Лабораторные испытания позволили установить, что при использовании некоторых конструкций этих систем возможно создавать как общее, так и локализованное освещение, а также разнообразные местные подсветки с различной цветностью излучений. В качестве контрольно-измерительной нами использовалась специализированная аппаратура, соответствующая нормативной документации — люксметр «Аргус», колориметр и пульсметр «ТКА», контактный термометр ТК-5.03 (см. Приложение).

Разрабатываемые конструкции автономных универсальных систем освещения позволяют обходиться без крепления светильников на стенах и потолке помещений. В одной системе могут использоваться основные три типа источников света (люминесцентные, галогенные и обычные лампы накаливания) в одном светильнике. Некоторые из систем позволяют получать все нормируемые уровни освещенности.

В настоящее время автономные универсальные системы освещения проходят испытания в ГосНИИР. По результатам испытаний после некоторой доработки планируется определение сферы применения каждого из вариантов конструкций автономных универсальных систем освещения.

Примечания

1. А. В. Бредняков, С. Ю. Зайчикова, А. М. Курицын. Принципы освещения музейных коллекций с защитой экспонатов от действия света. М., 1989.

2. А. В. Бредняков, С. Ю. Зайчикова. Способы создания светового режима в музеях и реставрационных мастерских / Музейное хранение художественных ценностей. Практическое пособие. М., 1995. С. 55-136.

3. Рекомендации по проектированию искусственного освещения музеев. ВНИИР, Тяжпромэлектропроект, Гос. Эрмитаж. Л., 1988.

4. ГОСТ Р 8.586—2001. Средства измерений характеристик ультрафиолетового, видимого и инфракрасного излучений для обеспечения сохранности музейных экспонатов. Методики поверки.

Приложение

А. Основные приборы контроля светоцветовой среды реставрационной мастерской

1. Люксметры, яркомеры, спектрорадиометры

Люксметры и яркомеры — фотометры, спектрорадиометры предназначены для измерения освещенности, яркости и отраженной блескости для любых источников искусственного света: накальных и люминесцентных ламп, а также естественного света прямых и рассеянных солнечных лучей. Динамический диапазон измерений освещенности и яркости составляет 105 при пороговой чувствительности не более 1 лк и 1 кд/м2 соответственно. Основная относительная погрешность составляет 10 %.

2. Колориметры

Колориметры предназначены для измерения цветопередающих свойств искусственных источников света, используемых в реставрационных мастерских (лампы накаливания, галогенные, люминесцентные), а также естественного света (прямых и рассеянных небосводом солнечных лучей) прошедшего через светопроемы, в том числе и оборудованных средствами светозащиты. Диапазон измерения цветовых температур излучателей составляет 2000—6000 К. Основная относительная погрешность не должна превышать 10 %.

3. Пульсметры

Пульсметры позволяют измерять максимальное, минимальное и среднее значение освещенности за период колебаний и автоматически рассчитать коэффициент пульсации для любого источника излучения. Спектральная чувствительность пульсметра должно соответствовать относительной спектральной световой эффективности VX. Угловая чувствительность должна соответствовать стандартной косинусной характеристики. Динамический диапазон измерений — 1-100 %. Основная относительная погрешность составляет 10 %.

Б. Средства контроля температуры поверхности реставрируемых предметов

Для контроля за температурой освещаемой поверхности реставрируемого экспоната используются портативные электронные термометры, снабженные контактными датчиками. Диапазон измеряемых температур — от 40 до + 200°С, погрешность измерения при положительных температурах не велика. Кроме того, многие современные термометры снабжены функцией памяти и фиксации максимальных и минимальных значений. Отечественные разработчики предлагают ряд приборов, среди которых термометр «Темп—ЗХ» и «ТК-5.03», среди зарубежных приборов можно выделить приборы фирмы «Testo», но эти приборы имеют очень высокую цену (600 евро) по сравнению с отечественными приборами, стоимость которых колеблется от 5000 до 7000 руб. в зависимости от комплектации.

В случае если по каким-то причинам невозможно измерить температуру поверхности реставрируемого объекта контактными датчиками (например, аварийное состояние сохранности предмета или не высохшие реставрационные вставки и т. д.), возможно измерение бесконтактными термометрами, представленными на российском рынке приборами «Thermo Point» шведской фирмы «Flir Sistems».

Первоисточник: 
Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. ГосНИИР; М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.