ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Опыт научно-практической работы по мониторингу и стабилизации условий окружающей среды в Государственном Эрмитаже

Большакова Т.Ф., Алифиренко В.Э.

Мониторинг музейного микроклимата в Государственном Эрмитаже

Климат внутри музея формируется под влиянием ряда факторов: внешних климатических условий; особенностей архитектуры здания; работы систем отопления и вентиляции; тепла и влаги, выделяемых посетителями. Эти факторы в различных сочетаниях оказывают разное воздействие. Составляющими микроклимата музейных помещений, помимо температуры и влажности, являются: свет, вибрация, а также химические и биологические факторы. Некоторые из них можно исключить или свести к минимальным значениям — биологические, химические, свет, вибрацию, но исключить в условиях действующего музея температуру и влажность невозможно даже теоретически. Во-первых, они взаимозависимы. Во-вторых, их влияние на объекты более сложно и разнообразно, поэтому для них особенно важно установить допустимые границы. Кроме того, для произведений искусства опасны не только выходы за эти границы, но и скорость и амплитуда изменений этих величин внутри заданного диапазона [7].

Определение норм музейного хранения и мониторинг микроклимата — задачи музейного хранения, в то время как стабилизация температурно-влажностного режима сегодня — скорее инженерная задача. Еще десять лет назад контроль за температурно-влажностным режимом в Эрмитаже осуществлялся «вручную», традиционными бытовыми и аспирационными психрометрами, волосяными гигрометрами и термогигрографами. В настоящее время мониторинг микроклимата в музее осуществляется тремя разными системами:

• системой СКТВ, использующей для передачи информации телефонную сеть общего пользования Государственного Эрмитажа [1, 2, 3].


Ил. 1. Радиосистема

Ил. 2. Радиодатчик

Ил. 3. Логгеры

• радиосистемой контроля параметров музейного климата.

• системой локирования данных, использующей электронные самописцы с сохранением данных в памяти логгера с последующей компьютерной обработкой информации.

1. С 1999 г. в музее работает система автоматического контроля температуры и влажности воздуха (СКТВ), разработанная сотрудниками АОЗТ «Экар-инвест», Научно-исследовательского Института Арктики и Антарктики совместно с климатической группой Государственного Эрмитажа. В процессе разработки системы и после ее ввода в эксплуатацию, на международных конференциях, проходивших в Санкт-Петербурге [1], Киеве и Вильнюсе [2], был сделан ряд сообщений с подробным изложением технических характеристик и возможностей системы. В настоящее время система обслуживает 6 зданий музейного комплекса. Она обеспечивает накопление и обработку значений по температуре и относительной влажности воздуха. Вывод данных в удобной форме на монитор компьютера позволяет в любое время и в любой контролируемой точке определить значение температуры и влажности за любой предыдущий промежуток времени. Собранные за длительный период данные, хранящиеся в памяти компьютера, позволяют быстро анализировать ситуацию и оперативно принимать оптимальные решения по регулированию микроклимата. Компьютер ведет наблюдения круглосуточно и выдает сообщения о выходе контролируемых параметров за пределы заданного диапазона. Система контроля температуры и влажности в настоящее время включает в себя комплект из 75 датчиков, электронный коммутатор и управляющий компьютер. Датчики установлены в залах музея на высоте 2 м от пола за пределами возможного контакта с посетителями и проводными линиями через коммутатор подключены к последовательному порту компьютера. Для питания датчиков и связи их с компьютером использована существующая телефонная сеть общего пользования, так как прокладка дополнительных кабельных линий в интерьерных музейных помещениях невозможна.

2. Радиосистема контроля английской фирмы Hanwell— новая система приема и обработки информации. Эта система разработана специально для работы в условиях музея и исторических зданий. Очевидным ее преимуществом является то, что она не требует специального монтажа. Передача сигнала от датчика к управляющему компьютеру происходит телеметрическим способом. Достаточно разместить датчик рядом с объектом и активировать его. Вследствие их абсолютной мобильности датчики могут использоваться как на постоянных экспозициях, так и в отдельных витринах. В настоящее время кроме датчиков температуры-влажности мы располагаем датчиками освещенности и уровня УФ-излучения, наличие которых позволит оценить динамику изменения освещенности и степень ее накопления предметами искусства. Подобных измерений в нашем музее до этого не проводилось. Система обеспечивает точный мониторинг параметров окружающей среды. Датчики регулярно опрашиваются управляющим компьютером по заданной программе для анализа и архивного хранения и могут работать в режиме логгирования и использоваться для передачи информации по модему.

3. Система логгеров. Небольшие габариты, малая инерционность и незначительная погрешность измерений позволяют использовать их для контроля микроклимата в экспозиционных витринах, а также в упаковочных ящиках при транспортировке экспонатов на временные выставки.

Все системы мониторинга имеют программное обеспечение, совместимое с основным пакетом прикладных программ Microsoft Office и сравнимы по своим метрологическим характеристикам.

Таким образом, существующий в настоящее время в музее уровень мониторинга позволяет объективно оценивать обстановку в различных ситуациях (экспонирование, хранение, транспортировка) для принятия адекватных мер, обеспечивающих безопасную жизнь предметов искусства.

Способы стабилизации микроклимата в Эрмитаже

Найти баланс между существующим противоречием сохранения коллекций и одновременного экспонирования их для публики — основная задача музеев и картинных галерей. Экспонирование сопровождается изменением условий жизни предметов искусства, в то время как сохранность обеспечивается постоянством условий. Разрушение — это естественный процесс, происходящий даже в идеальных условиях. Активное разрушение предметов искусства могут вызывать значительные колебания микроклиматических условий, а также неблагоприятные значения его отдельных составляющих.

В музейных условиях наиболее эффективным решением проблем стабилизации микроклимата является оборудование помещений музея системами кондиционирования воздуха. Наряду с центральными системами кондиционирования, в мировой музейной практике широкое применение нашли местные установки осушения-увлажнения воздуха, а также специальные витрины.

Системы кондиционирования воздуха

В Эрмитаже в настоящее время работают 3 системы кондиционирования воздуха, обслуживающие Галерею драгоценностей, часть Нового Эрмитажа и выставочную галерею Кутузовского коридора.

Галерея драгоценностей. Система работает только в дневное время. Относительная влажность в помещениях поддерживается ниже 50 % в течение всего года, что соответствует благоприятному режиму хранения предметов из металла. Суточные скачки, связанные с отключением системы в ночное время сглаживаются экспозиционными витринами.

Часть Нового Эрмитажа (включает в себя Просветы, Итальянские кабинеты, галерею Древней живописи, Бриллиантовую Кладовую и часть прилегающих залов). Несмотря на то что по техническим меркам система спроектирована и смонтирована уже достаточно давно, она имеет хороший ресурс. Однако использование системы ограничено особенностями расположения залов — анфиладность помещений не позволяет поддерживать в залах параметры, значительно отличающиеся от параметров соседних некондиционируемых помещений, так как перекрытие залов по окончании работы музея способствует возникновению значительных скачков относительной влажности.

Выставочная галерея Кутузовского коридора. Данная система была спроектирована и смонтирована в очень короткие сроки, а окончание доводки совпало со сроками монтажа выставки «Вглядываясь в фотографии». Тем не менее грамотность постановки задачи инженерными службами Государственного Эрмитажа позволяет этой системе бесперебойно и в рамках требуемых параметров работать по сию пору и выставлять в этом помещении такой сложный и чувствительный к микроклиматическим условиям материал, как фотографии.

Местные приборы осушения-увлажнения воздуха

Для стабилизации микроклимата в залах и хранилищах могут применяться небольшие, местные приборы осушения-увлажнения воздуха. В Эрмитаже есть положительный опыт использования увлажнителей Defensor.

Достоинством этих приборов является их мобильность. Если такого рода увлажнители размещать с учетом объема и системы вентиляции помещения, то применение их может быть достаточно успешным.

Однако необходимо помнить, что при интенсивном использовании каждый такой увлажнитель требует ежедневной заливки 20 л воды вручную. Установка увлажнителей с автоматической заливкой воды в экспозиционных помещениях, как правило, затруднительна. Увлажнители работают от электрической сети, поэтому их установка и эксплуатация должна проводится со строгим соблюдением правил противопожарной безопасности, а перебои напряжения способны вывести увлажнитель из рабочего состояния и тем самым нарушить стабилизацию микроклимата в помещении. Как и любая машина, Defensor требует постоянного обслуживания специалистом. Кроме того, по сравнению с системой кондиционирования, Defensor дают более неравномерные и интенсивные пространственные и временные флюктуации влажности.

Использование малогабаритных осушителей в Эрмитаже ограничено небольшим количеством случаев, поскольку относительная влажность в нашей географической зоне в помещениях летом редко превышает 60 %. Малогабаритные осушители работают на небольшие объемы, а использование более мощных осушителей связано с определенными техническими трудностями (обеспечение автоматического отвода конденсата).

Витрины

При отсутствии в музее систем кондиционирования или невозможности эксплуатации их в том или ином режиме, стабилизацию влажностного режима можно успешно решать с помощью витрин.

Способы стабилизации микроклимата внутри витрины

Стабилизация микроклимата внутри витрины может осуществляться несколькими способами [8]:

• с помощью отбалансированных сорбентов;

• с помощью механических установок кондиционирования;

• с помощью конструктивных особенностей (соотношения объемов экспонатов и воздуха, степени уплотнения щелей и т. д.);

• с помощью насыщенных растворов солей;

• с помощью создания бескислородной среды (заполнение витрины инертным газом, или смесью азота и водяных паров).

Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки. Кроме того, при выборе витрины следует учитывать характер материала экспонатов, период экспонирования, состояние воздуха в экспозиционном помещении, а также разницу температуры и относительной влажности воздуха в помещении и витрине, необходимую степень стабилизации (необходимость убрать суточные колебания, или также и сезонные) [6].

Витрины с использованием сорбентов

Витрины с предварительно отбалансированным силикагелем или арт-сорбом широко применяются в мировой музейной практике [4, 8].

Первой витриной с использованием этого принципа в Эрмитаже была витрина с Лиможскими эмалями, расположенная в экспозиции искусства Франции XV-XVI вв. Поскольку эти эмали не подлежат реставрации и могут оставаться стабильными только в условиях относительной влажности ниже 40 %, в 80-х гг. XX в. для них была сконструирована специальная витрина, позволяющая разместить в отсеке, расположенном под экспозиционным объемом витрины, 40 кг высушенного силикагеля. Наблюдения, проводимые за состоянием климата витрины в течение 5-ти лет, показали, что силикагель, размещенный в витрине, не требует ежегодного кондиционирования, так как происходит его самобалансировка в период продолжительного отопительного сезона. Необходимо отметить, что при изменении климатической ситуации в зале, например введении в строй системы кондиционирования, витрина в таком режиме работать не сможет.

В настоящее время в качестве влажностного буфера используют арт-сорб и про-сорб, влагоемкость которых в 4—5 раз больше влагоемкости силикагеля.

В Эрмитаже витрины с арт-сорбом успешно используются на временных выставках и двух постоянных экспозициях «Искусство Византии» и Голландского искусства [4]. Эффект такой стабилизации влажности в течение отопительного сезона ограничивается тем, что относительная влажность в витринах не опускается ниже 40 %, в то время как в зале она может опускаться до 15—20 %.

Механические системы для витрин с управляемым климатом

В витринах этого типа используются механические системы подачи воздуха: электрический насос нагнетает в витрину предварительно откондиционированныи воздух. Таким образом, внутри витрины создается небольшое избыточное давление, которое не пропускает внутрь наружный сухой (или избыточно влажный) воздух. Этот метод в последнее время широко использует в своих витринах Британский музей.

Необходимо заметить, что этот тип витрин может быть очень эффективным при условии развитых технологий. Если же существует опасность перепада напряжения в электрической сети, поломок и тому подобного, то витрины этого типа могут не справиться с задачей стабилизации микроклиматических параметров.

В настоящее время такого типа витрины (впервые в России) используются в Государственном Эрмитаже на новой экспозиции «Индия и Тибет».

Конструктивные особенности витрин

При транспортировке предметов искусства на временные выставки вещи попадают из привычного окружения в условия транспортного ящика, затем — в условия принимающей стороны, а при возвращении — вся эта цепочка вновь повторяется в обратном порядке. В связи с этим очень интересен опыт зарубежных коллег по заключению картин, написанных на деревянных основах, в микроклиматические витрины малого объема, которые одновременно являются и выставочными, и транспортными [5, 9].

Чувствительность предметов искусства из дерева к колебаниям влажности воздуха всегда была одной из главных хранительских проблем. При заключении деревянных панелей, а также других целлюлозосодержащих гигроскописческих материалов в небольшие объемы (витрины), микроклиматические условия будут полностью определяться содержанием влаги в гигроскопичном материале. Если соотношение объема деревянной панели к объему воздуха внутри микроклиматической витрины составляет примерно 1:1, то внутри такой витрины устанавливаются стабильные микроклиматические условия без использования арт-сорба или других буферных материалов. При этом следует позаботиться о хорошем уплотнении витрин и отсутствии резких колебаний параметров окружающего воздуха.

Использование такого типа витрин представляется очень перспективным в музейной практике как для хранения, так и при транспортировке на временные выставки.

Следующие два типа витрин редко используются на практике, однако в мировой музейной практике есть положительный опыт работы с ними.

Использование насыщенных растворов солей

В витринах этого типа предусмотрены поддоны, содержащие насыщенные растворы солей, имеющие свойство поддерживать определенную относительную влажность.

К сожалению, недостатки, присущие витринам этого типа, настолько весомы, что они не нашли широкого применения в музеях [7].

Создание бескислородной среды

До настоящего времени хранение или экспонирование предметов музея при бескислородных условиях было ограничено обработкой очень небольшого числа музейных экспонатов исключительной ценности, например Американской Декларации Независимости, которая сохраняется в герметической камере с гелием (инертный газ). Использование такой дорогой методики для хранения или экспонирования многих предметов в коллекциях музея нереально.

В настоящее время производители музейного оборудования предлагают витрины, заполненные смесью азота и водяных паров, где также создаются условия дефицита мощнейшего окислителя — кислорода. Предлагаемые витрины привлекают простотой установки и легкостью обслуживания.

Условия транспортировки

Сейчас сотрудниками сектора климата Государственного Эрмитажа начата исследовательская работа по изучению условий транспортировки предметов искусства. Получены первые данные по температурно-влажностному режиму, уже позволяющие давать некоторые рекомендации, а также получен первичный материал по вибрационным нагрузкам. Мы располагаем транспортными логгерами фирмы Harwell, позволяющими регистрировать наклон предмета (в данном случае упаковочного ящика), если он составляет более 35° по отношению к вертикальной оси, фиксировать вибрацию, при которой упакованному материалу сообщается ускорение более 5 g в любом направлении и регистрировать время происшедшего события.

Примечания

1. Р. А. Балакин, Т. Ф. Большакова, Л. М. Вольфсон. Автоматический мониторинг микроклимата помещений в Государственном Эрмитаже // Материалы к Круглому столу Петербургского экономического форума «Культура как фактор экономического возрождения России». СПб., 1999.

2. Т. Ф. Большакова, Т. И. Загребина. Опыт контроля и мониторинга окружающей среды в Государственном Эрмитаже // 6th Triennial Meeting for Baltic States Restores, Vilnius, Lithuania, 21-23 November 2002. Vilnius, 2003.

3. Т. Ф. Большакова. Стабилизация и мониторинг окружающей среды в Государственном Эрмитаже как одно из направлений превентивной консервации // Эрмитажные чтения памяти Б. Б. Пиотровского. Тезисы докладов. СПб., 2003.

4. Т. Ф. Большакова, В. Э. Алифиренко. Микроклимат помещений музея и способы его стабилизации в Эрмитаже. Музейные витрины // Эрмитажные чтения памяти Б. Б. Пиотровского. Тезисы докладов. СПб., 2004.

5. Е . Busshard. Klimavitrinen fur Gemalde // Restauro. 1990. № 3. S. 176-180.

6. M. Cassar, M. Graham. The environmental performance of museum display cases // Preventive conservation. Practice, theory and research. Reprints of the Contributions to the Ottawa Congress, 12-16.09.94. Ottawa, 1994. P. 171-173.

7. D. Erhardt, M. Meklenburg. Relative humidity re-examined // Preventive conservation. Practice, theory and research. Reprints of the Contributions to the Ottawa Congress, 12—16.09.94. Ottawa, 1994. P. 32-38.

8. N. Stolov. Conservation and Exhibitions. 1987.

9. /. Wadum. Mikroklimavitrinen ohne Feuchtigkeitspuffer// Restauro. 2000. № 2. S. 96-100.

Первоисточник: 
Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. ГосНИИР; М., 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.