ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Свойства титановых белил в масляной живописи: Стоит негативно относиться к масляным титановым белилам?

Аватар пользователя Валентина Кутлуева

По прежнему ли стоит негативно относиться к масляным титановым белилам? Помнится, ряд видных технологов (Киплик, Виннер, Тютюнник и др.) не рекомендовали их использование в масляной живописи. А если верить Тютюннику, был период (60-е гг.), когда их снимали с производства. Теперь же они продаются на каждом углу, и я знаю многих художников, пользующихся только ими - цинковые белила, мол, трескаются со временем, особенно в пастозной живописи (о хрупкости красочного слоя цинковых белил тоже написано немало).
И кто может сказать что-нибудь о вольфрамовых и цирконовых белилах, - если кто-то сталкивался с ними? Кто производит, где продаются, каковы их свойства?

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".

Вы можете дать такие цитаты из Киплика, Виннера, Тютюнника и если есть то и др. трех-четырех авторов технологов. Пожалуйста выложите эти цитаты и откуда они взяты. Тогда будет о чем говорить.

Пожалуйста.
Самая доступная информация находится в небезызвестной "Школе изобразительного искусства" вып. 6, М., 1963 г. -
там содержится статья Тютюнника В. В. ( в форме конспекта его фундаментального труда "Материалы и техника живописи", М., Издательство Академии Художеств, 1962 год).
"К сожалению, они (т. е. титановые белила) неудовлетворительно ведут себя в смесях с некоторыми другими масляными красками и действуют на пленку масла, ускоряя ее разрушение. Из-за указанных выше недостатков титановые белила в масляной живописи в настоящее время не употребляются."
Киплик Д. И. "Техника живописи". Раздел "Красочные материалы живописи". М., переиздание 2008 г.
"К недостаткам т. б. можно отнести: способность желтеть с маслом, ослаблять крепость масляного слоя и давать непрочные смеси с рядом красок, к каковым относятся ультрамарин, кобальт, кадмиевые краски, краплак".
Виннер А. В. "Материалы масляной живописи" под ред. И. Э. Грабаря, М. Искусство 1956 г.
"Т. б. в смеси с другими красками неблагоприятно действуют на светопрочность последних... Пожелтение титановых белил с маслом - явление довольно обычное и объясняется действием масляных кислот на пигмент". В этой книге описываются опыты с т. б., проводившиеся в течение 15 лет. Перечислены нестойкие смеси.
Помимо этого можно упомянуть следующие труды:
В. Гусев, Ф. Рерберг и В. Тютюнник "Живописные краски" 1936 год.
Ф. Рерберг "Художник о красках" 1932 год.
Добрых слов в адрес титановых белил вы в них не найдете, скорее наоборот. Единственные плюсы - отличная укрывистость (один тюбик т.б. с лихвой заменит два тюбика цинковых белил) и неядовитость не покроют их недостатков.

Позвольте узнать,чем вызван интерес именно к этим белилам? Немного непонятна суть вопроса.
Свинцовые белила (и не только) по Богуславу Сланскому вообще чернеют...

Это информация начала и середины 20 века. Неужели к этому времени технология получения белил не изменилась? А формулы химические и методика получения?

Свинцовые белила в масляной живописи – прекрасный материал. Им не в последнюю очередь обязаны своей хорошей сохранностью работы старых мастеров. Тот же Дмитрий Иосифович Киплик говорил, что свинцовые белила – это становой хребет масляной живописи. Если бы не их ядовитость, по причине которой их сняли с массового производства, то вообще было бы не о чем говорить.
Да, они действительно чернеют от сернистых соединений, но сие легко устранимо с помощью перекиси водорода или света. Кроме того, в смеси с цинковыми белилами отрицательные качества свинцовых резко уменьшаются. А Богуслав Сланский писал, что если белила защищены лаком или связующим самой краски, то они вообще не чернеют. Что касается титановых белил, то речь идет далеко не о праздных вещах, таких как долговечность созданных с их помощью произведений живописи.
Свинцовые белила входят с маслом в тесную химическую связь, а вот титановые белила разрушающе действуют на масляную пленку. Но, может быть, сейчас выпускаются какие-то модифицированные титановые белила, с измененными свойствами?

Какие там еще модифицированные белила! Вы что! Как была двуокись титана, так и осталась. Разницы в получении титановых белил в 1930г и в наши дни не существует в принципе. Краска однозначно хреновая. Все ее "прелести" видны уже на протяжении жизни автора. Ну не создана она для масла! Для синтетической темперы - да. Торгашам в принципе все равно, что впаривать художникам. "Для сохранения живописи химическая прочность красочного материала имеет огромное значение, но к сожалению, художники не интересуются этим вопросом" - со времен Вибера ни черта не изменилось.

Валентина Кутлуева пишет:

Свинцовые белила в масляной живописи – прекрасный материал. Им не в последнюю очередь обязаны своей хорошей сохранностью работы старых мастеров. Тот же Дмитрий Иосифович Киплик говорил, что свинцовые белила – это становой хребет масляной живописи. Если бы не их ядовитость, по причине которой их сняли с массового производства, то вообще было бы не о чем говорить.
Да, они действительно чернеют от сернистых соединений, но сие легко устранимо с помощью перекиси водорода или света. Кроме того, в смеси с цинковыми белилами отрицательные качества свинцовых резко уменьшаются. А Богуслав Сланский писал, что если белила защищены лаком или связующим самой краски, то они вообще не чернеют. Что касается титановых белил, то речь идет далеко не о праздных вещах, таких как долговечность созданных с их помощью произведений живописи.
Свинцовые белила входят с маслом в тесную химическую связь, а вот титановые белила разрушающе действуют на масляную пленку. Но, может быть, сейчас выпускаются какие-то модифицированные титановые белила, с измененными свойствами?

Будте так добры, Валентина, напишите пожалуйста как изменяют свои свойства свинцовые белила в смеси с цинковыми. В каких пропорциях их смешивают перед применением? И что вообще об этом известно. Подобная информация никогда мне не попадалась
С благодарностью, Анна

С благодарностью, Анна

Свинцово-цинковые белила - это смесь примерно 1-2 весовых частей цинковых белил на 1 весовую часть свинцовых. В такой смеси недостатки тех и других белил как бы взаимно уменьшаются. Такие белила сохнут достаточно быстро, значительно меньше темнеют от сероводорода, содержащегося в воздухе, меньше желтеют и дают прочные и эластичные красочные слои с крепким сцеплением между ними и грунтом.
Если характеризовать по-отдельности минусы каждой краски, то получается:
1) Цинковые белила - плохая укрывистость; медленное высыхание, задерживающее высыхание других красок; хрупкость масляной пленки, склонность к растрескиванию и плохое сцепление красочного слоя с грунтом, что вызывает частые осыпи.
2) Свинцовые белила - потемнение от сернистых газов, в частности от сероводорода, присутствующего в воздухе.
Грубо говоря, свинцовые белила компенсируют хрупкость цинковых белил, а цинковые - снижают способность свинцовых белил темнеть.

Валентина Кутлуева пишет:

В такой смеси недостатки тех и других белил как бы взаимно уменьшаются.

как можно что-то прогнозировать даже не зная точно из чего эти магазинные краски смешаны?
Другое дело Вы сами все смешаете в нужных пропорциях - вот тогда Ваша краска будет иметь все указанные минусы лишь потому, что это, например, "белила цинковые".. а не кучу дополнительных, оттого что на заводе в нее добавили что-то ненужное или не особо качественное...или вообще другой пигмент (такая вероятность тоже есть)
Выход у художников один - перетирать краски самостоятельно)

Ну разумеется, если речь идет о весовых частях, то не имеются ввиду магазинные тюбики. Пигменты хорошо смешиваются и самостоятельно тщательно перетираются с маслом вручную (другой вопрос, где достать эти чистые пигменты).
Что касается последнего заключения, то здесь Вы правы. Переход от ручного производства масляных красок к машинному неблагоприятно отразился как на качестве красок, так и на живописи. И дело не только в том, что на заводе могут добавить что-то ненужное или некачественное. Даже если бы все ингредиенты в тубах были самого высокого качества, то они все равно бы спасовали перед свежеприготовленными красками. Ведь даже химически нейтральные масла при долгом общении с пигментом так или иначе действуют на него и притом в отрицательном смысле. А оксидированные и сгущенные масла при тех же условиях вредно действуют и на сам пигмент и на металл тубы (какой бы защищенной она ни была). Между тем, сгущенные масла - наиболее ценные для масляной живописи; кроме того, они хорошо смачивают порошок краски и потому хорошо растираются с ними.
В самом деле, растирать краски вручную - невелик труд, также, как и очистка масел отстаиванием на солнечном свету с доступом кислорода воздуха (это вообще не труд - многие мои знакомые это делают постоянно).

 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.