ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Исследование и сохранение  православного наследия  Албании за последнее десятилетие. 

Аватар пользователя Магделена Стоянова

Без сомнения, одним из очень немногочисленных положительных последствий кровавых межэтнических и религиозных столкновений на Южных Балканах в конце прошлого века было открытие великолепного художественного наследия православных общин, проживавших на территории Албании. Хотя еще с конца 19 столетия это наследие стало объектом целенаправленной документации со стороны историков соседних балканских стран и русских ученых1, широкой публике оно было незнакомо. По иронии судьбы, его сенсационное „открытие“ происходило в самом разгаре террористических действий албанских экстремистов против православного населения соседних областей бывшей СФРЮ и в его храмах (действительные мотивы, как впоследствии выяснилось, с вероисповеданием ничего общего не имели). В 1999 г. в Венеции прошла одна из крупнейших для антикварной торговли Италии распродажа 16 больших икон греческого иконописца Теодора Пулакиса, привезенных именно из „мусульманской“ Албании накануне наполеоновского нашествия и проживших около двух столетий в доме знатной мантованской семьи Моццони Чиконя как „коптские иконы“2. Они оказались частью более многочисленного иконного цикла, чей дебют на западном антикварном рынке начался еще в конце 19 века и компоненты которого путешествовали и до нынешнего дня - несмотря на категоричность международных конвенций о неприкосновенности национального культурного наследия - продолжают перемещаться по разным частным коллекциям Италии, Греции, Голландии, Англии, Германии3.

Сведения об их албанском происхождении застали врасплох как восточных, так и западных искусствоведов. Хотя еще Н.П. Кондаков в своем труде о связях итальянского, византийского и русского искусства проницательно предугадал их более масштабное взаимопроникновение в живописи средневековых балканских держав4, бытующие представления о христианских традициях этой замкнутой и малоизвестной страны, да и о пост византийском периоде православного искусства вообще, никогда не давали повода предполагать существование таких грандиозных феноменов. На русской территории самая близкая иконографическая параллель - ветхозаветные сцены в росписи паперти Св. Пророка Илии в Ярославле5, а в Сербии – фрески Бочанской кафедральной церкви6. В обеих использовались иконографические первообразы иллюстрации к Библии Пискатора.7

Событию сопутствовали первые международные выставки во Франции (Ницца 1993)8, Германии и Италии (2001-2)9, которые позволили более подробно и близко познакомиться с шедеврами иконописи, по настоящее время хранящимися в музеях Тираны, Берата и Корчи. После этого, конечно, интерес к средневековым коллекциям Албании заметно возрос, множество выставочных проектов было реализовано за рубежом: в Аргентине, Китае и пр.; начались „супер технологические“10 (для албанской действительности) инструментальные исследования икон и фресок в этой – после второй мировой войны - «безбожной», подобно другим державам Варшавского пакта, стране. В этой связи стоит напомнить, что официальное отношение к религиозному наследию в социалистической Албании заметно отличалось от остальных стран блока, где нигилизм к церковным делам уже в конце 1950-х гг. был заменен активной исследовательской деятельностью по истории вероисповеданий, церковной археологии и пр., в тесном сотрудничестве со специалистами других соцстран. На их симпозиумах и конгрессах албанские историки редко появлялись, они не принимали участие в обсуждении вопросов христианского искусства региона; их публикации, главным образом на албанском языке, остались трудно доступными. Исключение представляют только годы после т. н. „югославского“ периода, во время кратковременного приближения к политике СССР, ознаменованное 20-ым съездом КПСС, когда (1958) В.Н. Лазарев вместе с реставратором В.В. Филатовым проводил обследование средневековой живописи11 и организацию реставрационной работы в Албании. К сожалению, уже к концу 1950-х гг. это сотрудничество прервалось из-за нового „китайского“ курса правительства Энвера Ходжи, вошедшего в историю с радикализмом внутренней политики и с крайней изоляцией в международном плане. Падение этого режима началось в 1981 г. самоубийством премьера Мехмет Шеху, но не закончилось ни смертью Энвера Ходжи 1985 г., ни при его преемнике Рамиз Алиа. Как и в других бывших социалистических странах, и в Албании не „диктатура“ оказалась настоящей причиной катастрофических событий 1990-х гг.

„Плацдармом“ супер технологических экспериментов новейших военных технологий США, привезенных в Албанию, после прекращения бомбардировок мирного населения, с начала 2000-х гг., стали изображения православных святых, главным образом на иконах. В тиранском институте ядерной физики совместно с музеями и архиометрической лабораторией Института памятников культуры на оборудовании, обеспеченном западных компанией12, были сделаны очень интересные и полезные, по их намерению, исследования пигментов и техники некоторых икон. Результаты, благодаря профессионализму доктора физики, Н. Цивичи, несомненно важный вклад и основополагающие для будущего изучения этого наследия13. Но их интерпретация в контексте православной иконописи и сопоставление с другими подобными явлениями, видимо, нуждаются в специалистах технологах, так как в Албании никогда не следили за огромной информацией, накопленной в других православных центрах по этому вопросу. Подобные проблемы касаются и итогов совместного греческо-албанского проекта об исследовании пигментов из палитры Онуфрия в некоторых албанских церквах14. Заметим к тому, что английские софт программы примененных аппаратур и их цифровые библиотеки, как и база данных использованной западной библиографии оказались полностью негодными из-за исключительного разнообразия художественных приемов и материалов представленных в Албании школ и манер, которые никогда не были предметом систематического специализированного изучения. Эксперименты с иконами, например, провалились еще на фазе взятия проб, так как методы их исследования задуманы для произведений живописи без лаковых покрытий и не соображают особенности эмульсий или смешанных техник. Хорошо известно, что художественные школи Албании развивалась в узком контакте с тенденциями как Италии, Венеции в частности, так и Ионийских островах (Корфу, Кефалонии) и Востока (Афона, Кипра), и что применение масла в станковой живописи засвидетельствовано там еще с конца 17в15. Трудно поверить, что очищение поверхности икон алкоголем, этанолом или ацетоном.16 перед снятия проб достаточно, чтобы удалить, например, примесь свинца, внесенной проваренном на свинцовых солях льняном маслом (в качестве связующего, компонент эмульсий или покрытия). При обследовании упомянутых албанских работах Пулакиса я заметила и применения смальта17. Так, эффективность и надеждность описанного метода оказываются сомнительными, и не только в таком сложном секторе как пост византийское искусство на Балканах. Применение каких бы то ни было специфичных инструментальных методов анализа вне рамках общей технологической экспертизе произведения неудачные и для западноевропейской живописи, где тоже имеется очень большое и еще не достаточно проученное разнообразие технических приемов и материалов.

Как хорошо известно, национальную православную церковь Албания никогда не имела, но на ее территории в продолжение столетий сожительствовали православные общины всех соседних стран, католики, униаты, евреи, мусульмане. Южные Балканы, как контактная зона между православным, католическим и исламским миром, были одним из приоритетов внешней политики Русской империи, в частном Московской и Киевской Духовной академии: вид и надписи некоторых албанских икон прямо свидетельствуют об этом.

Уже первыми выставочными каталогами было выявлено общее типологическое сходство средневековой иконописи на нынешней территории Албании с тенденциями живописи стран Южных Балкан начиная еще с 12 века, как и ее специфические особенности, предопределенные географическим положением, внешними контактами и уникальным историческим прошлым. Некоторые из сохранившихся икон выдаются высокохудожественной выделкой золочения на рельефной поверхности и выглядят как далекие родственники металлических окладов македонских икон 12-14 вв. и кипрских икон с лепестковыми позолоченными фонами. Они обогащены барочными и ренессансными мотивами явно итальянского происхождения, но и небезразличны к предпочтениям восточного вкуса, о чем говорят арабесковые очертания орнаментов.

К сожалению, уже в каталогах выставок 2001-2 гг. вместе с техническими недостатками, ошибками и неполностью изложения проявилась националистическая тенденциозность греческих авторов, прежде всего П. Вокотопулоса. Он постарался любой ценой определить как греческие все иконы по настоящее время хранящиеся в Албании, игнорируя свидетельства их надписей, автографов иконописцев, фальсифицируя их идентичность и рассчитывая датировки единственно по греческой системе цифровой кодификации, хотя некоторые из них обозначенные в славянской.

Так, инверсия существующих тенденций в оценке христианского компонента албанского культурного наследия, намеченных в Западной Европе с 2000-х гг., вовсе не положила конец претензиям и спорам: между заинтересованными странами остался ряд непреодолимых противоречий относительно атрибуции и датировки конкретных произведений, так же как и о методах их исследования и сохранения. Несмотря на эти разногласия и необходимость провести строго научные исследования и документацию всего обсуждаемого материала, ряд западных компаний и институты, которые никогда не занимались вопросами православного искусства и его технико-технологическими особенностями, не теряя времени „великодушно“ занялись филантропообразными начинаниями о его консервации и реставрации. Самая большая итальянская фирма реставрационных материалов, Брешиани с.р.л., даже открыла в своём миланском магазине пункт обучения „отсталых“ албанских реставраторов, а Центральный Итальянский Институт по Реставрации несколько лет тому назад основал в Тиране школу реставрации (включительно и икон) и издал справочник. Стоит заметить в этой связи, что в Италии не существует ни одной университетской кафедры или какого-либо центра, аттестованного или пользующегося признанием министерства образования в секторе православного искусства. В рамках межрегиональных проектов Евросоюза сеть итальянских музеев занялась паспортизацией православных икон Албании. Об их опыте и компетентности на этом поприще каждый может сделать выводы сам, читая опубликованные ими описания по ссылке: http://www.cchnetproject.it/. Так например, православную св. Неделю (Кириаки на греческом) перекрестили на латинском: Доменика; Царские врата иконостаса переименовали итальянским названием „белле порте“; архангел Михаил оказался „кривоногим“ потому что, наверно, больной рахитом и пр., не говоря об отсутствии каких бы то ни было сравнительных исследований с родственными феноменами зарубежного православного искусства и информацией о его технико-технологических характеристиках. Логично, что нельзя ожидать экспертные знания и положительный вклад в сохранение одного произведения от того, кто неспособен даже определить его вид и точное название.

Любопытно, что региональное бюро ЮНЕСКО в Венеции тоже было вовлечено в эти аферы, точнее – его репутация использована для собирания средств для западных фирм и институтов, «великодушно» занявшихся цивилизацией Балканского региона и повышением его культурного уровня18. Припомним, что Италия, как член НАТО, финансировала своим национальным бюджетом бомбардировки и разрушения (в том числе и ряда сербских церквей) на Балканах. Чтобы предугадать какую роль дальше могли бы играть эти западные цивилизаторы в сохранении православного наследия Албании достаточно поглядеть на их работы дома, например на реставрацию православных икон греческой общности в Ливорно - эмблематическая для отношения итальянцев к наследию православных общин на их территории за период после второй мировой войны. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Многие из них можно найти по ссылке www.promacedonia.org

2. Stoyanova M. “I rapporti artistici tra Venezia, l’Albania ed il Levante alla fine del XVII secolo. Riscoperta un’altra icona di Theodoros Poulakis (1620-1692.” Annali di Ca’ Foscari XLV/ 1 (2006) 289-300: 299. По настоящем этому циклу приписываются около 40 работ в яично-масляной темпере и смешанной технике, общей поверхности около 16,4 кв. м.

3. Economopoulos H. „Un ciclo di dipinti con «Le storie di Giuseppe» di Theodoro Poulakis.“ Thesaurismata, vol. 27 (1997) 275-289.

4. Кондаков Н.П. Иконографiя Богоматери. Связи греческой и русской иконописи съ итальянскою живописью ранньго Возрожденiя. С.-Петербург 1910, passim.

5. Stoyanova M. Arte russa in Italia. Nuove scoperte dalle collezioni Abamelek-Lazarev e Demidoff. München (GRIN Verlag) 2011, 61-6.

6. Михайлович Р. ”Бочани и Библиjа Пискатора.” Зборник филозофског факултета, кньига ІХ-1, Београд 1967, 279-295:15 и сл.

7. Белоброва О. А. “ О древнерусских подписях к некоторым нидерландским цельногравированным изданиям ХVІІв.” Труды Отдела Древнерусской Литературы 43 (1990) 70-81; Белоброва О. А. “О библиях с гравюрами в русских библиотеках второй половиной ХVІІ – начала ХVІІІ в.” Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри. СПб. 2001, 308-322.

8. Trésors d'art albanais: icônes byzantines et post-byzantines du 12. au 19. siècle : Nice, Musée National Message Biblique Marc Chagall, 3 juillet-7 octobre 1993. - Paris : Editions de la Réunion des musées nationaux, 1993.

9. Осенью 2001 г. в Этнографском Музее (Völkerkundemuseum) Мюнхена, а потом в Италии: в Анконе (Mole Vanvitelliana) и в Виченце (Gallerie di Palazzo Leoni Montanari) – до начала 2002 г .

10. Впервые элементный анализ пигментов албанских икон и росписей посредством енергодисперсивной рентгеновской флюоресценции (EDXRF) был сделан в 1988 г: Dani S.and Beci M. “Metoda e analizes se veprave te artit nepermjet rrezatimit X te fluoreshences.” Monumentet 2 (1988) 169–172.

11. Собранные документы частично опубликованы в Истории византийской живописи Лазарева.

12. Между этими: software package GRAMS/32 (Galactic Industries, Salem, USA) был применен для спектрального анализа: ассоциация „Galactic Industries”с проектом „звездные войны“ основательна.

13. Civici N., Demko O., Clark R.J.H. “Identification of pigments used on late 17th century Albanian icons by total reflection X-ray fluorescence and Raman microscopy” Journal of Cultural Heritage,Volume 6, Issue 2 (2005)157-164; Civici N.”Non-destructive identification of inorganic pigments used in 16–17th century Albanian icons by total reflection X-ray fluorescence analysis»Journal of Cultural Heritage,Volume.7, Issue 4 (2006) 339-343 и пр.

14. Pavlidou E., Arapi M., Zorba T., Anastasiou M., Civici N., Stamati F., and Paraskevopoulos K.M., ‘Onoufrios, the Famous XVI Century Iconographer, Creator of the “Berati School”: Studying the Technique and Materials Used in Wall Paintings of Inscribed Churches.’ Applied Physics A (2006) 709–717.

15. Stoyanova M. “I rapporti artistici“, 294—9..

16. Примененый метод взятия проб опубликован в цитированных в сн. 13 статях,; см тоже: Klockenkamper R., von Bohlen A., Moens L. Devos W. “Analytical characterization of artist's pigments used in old and modern paintings by total reflection X-ray fluorescence.” Spectrochim. Acta [A] 48B (1993) 239–246; Klockenkamper R., von Bohlen A., Moens L. “Analysis of pigments and inks on oil paintings and historical manuscripts using total reflection X-ray fluorescence spectrometry.” X-ray Spectrom. 29 (2000)119–129.

17. Stoyanova M. “I rapporti artistici“, 298. По своему химическому составу смальто отличается значительным содержанием свинца.

18. На этом переквалифицировалось его бюро в Венеции нескоьлко лето тому назад.

Средняя оценка
(4 голоса)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
88
points

Вы подняли очень актуальную тему!

89
points

Прекращение военных действий в Албании совсем не гарантировало безопасности ее великолепному художественному наследию. В 2006г. в Тиране было и заседание Интерпола о украденных во время войны произведениях искусства балканских держав, но действительных результатов никаких:"филантропическая" деятельность западных компаний, в том числе и трансфер деньги за рубежом с "благотворительными" целями ("реставрация" некоторых албанских икон была финансирована швейцарскими фирмами) вне контроля и никак не установить. Стоило бы говорить и писать более об этом.

103
points

Подробнее о "Сохранении" православного наследия Албании греческими специалистами Византийского Музея Салоники и пр., для чего ими была присуждена и награда Совета Европы 2005 (Council of Europe Museum Prize 2005)
можно найти в книге Анастасии Турты (A. Tourta)
ICONS FROM THE ORTHODOX COMMUNITIES OF ALBANIA
по ссылке:
http://helios-eie.ekt.gr/EIE...

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

СТЕНГАЗЕТА

RSS Подборка новостей из интернета.

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.