ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

ПРЕВЕНТИВНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Оганесова Ю.Ю.

Ju. Oganesova

PREVENTIVE CONSERVATION OF MUSEUM COLLECTIONS AND ITS ROLE IN THE PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE

The article regards the issues of the conservation of cultural heritage in museums. Preventive conservation is a necessary condition for the physical preservation of museum collections. The article gives a brief summary of the history of the problem, systematizes terminology, describes microclimatic parameters and summarizes the methods for optimizing museum microclimate.

 

В настоящее время нет, пожалуй, ни одной области знания, которая не обращалась бы к проблемам сохранения и использования культурного наследия. Гуманитарные науки рассматривают культурное наследие как феномен и как предмет культурологического осмысления. Интерес естественных наук направлен, главным образом, на объекты материальной культуры, что, в первую очередь, выражается в обеспечении их физической сохранности.

Не следует преуменьшать значимость этой области деятельности, потому что именно физическое существование объектов материальной культуры даёт возможность для их изучения и осмысления как духовного опыта предшествующих поколений. Наследуя культурное достояние, современное общество также принимает и задачи его сбережения.

Деятельность современных социокультурных институтов — музеев, библиотек, архивов направлена не только на собирание и изучение памятников, но и на продление их существования как материальных объектов.

Сохранение культурного и исторического наследия — одна из важнейших проблем, стоящих перед мировым сообществом. Во всём мире отмечается значительный рост посещений музеев и организаций передвижных выставок. Огромный пласт объектов культуры, хранящихся в музеях, в связи с этим подвергается дополнительным нагрузкам, и в этих условиях задача их сохранения становится особенно актуальной.

Очевидно, что проблема сохранения музейных предметов возникла одновременно с появлением музеев. Опыт музейного хранения неизбежно должен был привести к исследованиям, связанным с необходимостью замедлить процессы старения экспонатов.

Ранний пример обращения к проблеме сохранения музейных ценностей можно обнаружить в работе гамбургского учёного Каспара Фридриха Найкеля «Музеография», изданной в 1727 году и ставшей одним из первых примеров своеобразного руководства для музеев, галерей и библиотек Европы [6]. В ней автор даёт инструкции, как избежать проблем влажности, выставляя объекты в помещениях с юго-восточной ориентацией, и как защититься от насекомых-вредителей. Примечательно, что проблемы, поднятые в «Музеографии», и по сей день остаются актуальными для сохранения культурного наследия.

Область исследования, связанную с проблемами среды нахождения объектов культуры, хранящихся в музеях, в последние десятилетия называют «музейная климатология», или «превентивная консервация». Само появление этих терминов во второй половине прошлого века свидетельствует о признании того факта, что для сохранения музейных предметов важна среда их нахождения, или музейный микроклимат.

Первое упоминание термина «музейная климатология» можно найти в работе Дж. Г. Плендерлиса и П. Филиппота «Климатология и хранение в музеях». Авторы определяют музейную климатологию как науку, изучающую условия, совокупность которых создаёт климат музея, и призванную ответить на вопрос, какое состояние воздуха является наиболее благоприятным, чтобы надолго сохранить предметы искусства и культуры [5, c. 249].

Однако начало формирования научных основ этой важнейшей области музейной деятельности по сохранению коллекций было положено в 1967 году, после проведения Интернациональным институтом консервации исторических и культурных объектов (InternationalInstituteforConservationofHistoricandArtisticWorks(IIC)) конференции по музейной климатологии в Лондоне, где обсуждались вопросы воздействия влажности воздуха, света, загрязнителей воздуха на музейные предметы [2].

В нашей стране со второй половины 1960-х гг. научно-исследовательская работа по изучению оптимальных условий хранения ведётся во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации (ВНИИР) (Сейчас ГосНИИР). Здесь был создан сектор музейной климатологии, который в 1981 году преобразован в лабораторию музейной климатологии. Изучение параметров микроклимата музеев и памятников культовой архитектуры проводится в лаборатории по двум основным направлениям: температурно-влажностный режим и световой режим.

В 1970−1980-х гг. в крупнейших российских музеях появляются отдельные сотрудники, которые занимаются вопросами музейной климатологии. И, как результат нового понимания существующей проблемы, их исследования приводят к созданию секторов, лабораторий, отделов музейной климатологии. Примером здесь могут служить такие крупные музеи, как Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей.

Развитие музееведения как научной дисциплины не обходит своим вниманием и проблемы «среды обитания» музейных экспонатов. Теория тезаврирования включает в себя исследования, связанные с задачей охраны музейных предметов путём создания определённого режима хранения — температурно-влажностного, светового, биологического и т. д.

В последние годы, говоря о режиме хранения экспонатов, в музейном мире всё чаще используют термин «музейный микроклимат». В 2007 году Комитет по консервации ICOM (InternationalCouncilofMuseums— Международный Совет музеев) и Национальный музей Дании организовали Международную конференцию по музейному микроклимату. Доклады участников охватывали практически все вопросы, связанные с воздействием на произведения искусства окружающей среды — от изменений температуры и влажности воздуха в музейных помещениях до хранения экспонатов в замкнутых объёмах без кислорода для замедления процессов старения [4].

Комплексное рассмотрение проблематики музейной климатологии невозможно без определения того, что же такое микроклимат музея. Согласно ГОСТ 30494-96, «микроклимат помещения — состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций, влажностью и подвижностью воздуха» [1, c. 2]. Для задач музейного хранения правомерно будет сказать, что микроклимат музейного помещения — это состояние его внутренней среды, оказывающее непосредственное воздействие на экспонаты.

В настоящее время состояние внутренней музейной среды, или музейный микроклимат, определяют следующими характеристиками:

- свет,

- температура и влажность воздуха,

- воздушные потоки,

- загрязнение воздуха,

- биологическое состояние музея,

- температура и влажность ограждающих конструкций музея,

- звук и вибрация.

Обращаясь к составляющим музейного микроклимата, мы считаем важным отметить, что представление о нём применительно к задачам музейного хранения несколько шире традиционного понимания микроклимата помещений.

Целью создания оптимального режима хранения (микроклимата) является замедление процессов старения материалов, а значит, и продление существования музейных коллекций. Поддержание благоприятных условий хранения не предполагает активных воздействий на объект, что важно для сохранения его исторической и художественной подлинности. И здесь особое значение имеет профилактический характер мер по сохранению, то есть по консервации объектов.

Исследования в области сохранения объектов культурного наследия в последние десятилетия привели к возникновению среди специалистов понятия «превентивная консервация». Этим термином, в отличие от известных ранее терминов «консервации» и «реставрации», обозначается особая сфера деятельности по предупреждению старения и разрушения объектов культуры и искусства. Специалисты уже выделяют два вида консервации: терапевтическая и профилактическая [3]. Первая — предполагает работу непосредственно с объектом, например, удаление соли из керамической коллекции, удаление кислоты с графических документов, дезинфекция этнографических коллекций. Вторая часть консервации призвана обеспечить такие условия окружающей среды, в которых объект сохранялся бы в неизменном виде как можно дольше. Именно предупредительный характер такой деятельности и привёл к появлению термина «превентивная консервация» (Prevent(англ.) — предотвращать, предупреждать).

В составе ICOM-CC (CommitteeforConservationofInternationalCouncilofMuseums— Комитет по консервации Международного Совета музеев) существовали рабочие группы по световому и климатическому контролю, контролю биоповреждений и контролю перевозок произведений искусства, которые в 1993 году были объединены в рабочую группу по превентивной консервации. В 1996 году в её состав вошла группа по предупреждению катастроф.

Таким образом, понятие «превентивная консервация» охватывает довольно большую область профилактической деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и оно, пожалуй, несколько шире, чем понятие «музейная климатология», потому что выходит за рамки, ограниченные микроклиматическими условиями хранения в музее. Можно сказать, что музейная климатология — часть превентивной консервации объектов культурного наследия.

Возвращаясь к теме микроклиматических условий хранения, мы считаем необходимым подчеркнуть важность и объёмность деятельности по превентивной консервации объектов культуры, находящихся в музеях. Именно музеи являются важнейшими социокультурными институтами, обеспечивающими сохранение и трансляцию культурных ценностей, предметов и памятников национального наследия, поэтому микроклимат — это совокупность условий среды, которые воздействуют на музейный предмет, независимо от того, где он находится — в фондохранилище, в постоянной экспозиции, на выставке или в транспортировочном ящике во время перевозки.

Значимость этой области музейной деятельности трудно переоценить, следовательно, возрастает не только практическое значение, но и научная актуальность разработки проблем музейной климатологии. В последние годы отмечается рост заинтересованности музейных сотрудников в знаниях, связанных с микроклиматическими условиями хранения экспонатов. Этой теме посвящены обучающие семинары в отделе музейной климатологии Государственного Русского музея для сотрудников музеев России. В лаборатории музейной климатологии ГосНИИР проводится обучение хранителей и студентов, даются рекомендации по нормализации микроклимата музеев.

Опыт, накопленный в этой области, даёт основания предположить, что организация микроклиматического контроля в музее сводится к следующим задачам:

- определение характеристик микроклимата и микроклиматических норм хранения;

- выбор необходимых измерительных приборов и методов замеров;

- организация обработки и оценки результатов измерений;

- оптимизация музейного микроклимата.

Первые три задачи можно условно отнести к «климатологической» деятельности музея, так как она связана, в первую очередь, с контролем микроклимата.

Создание оптимальной среды хранения в музее — самая объёмная и сложная задача музейной климатологии, которая, кроме общеизвестных приёмов, часто требует нестандартных, специфических решений для каждого конкретного музея. Различия в проблемах создания благоприятных микроклиматических условий могут быть связаны с архитектурными особенностями зданий, с используемыми в них инженерными системами, с самими материалами хранимых экспонатов (металлы, кость, дерево, бумага, ткани и др.).

Оптимизация микроклимата любого музея заключается в мерах по защите экспонатов от разрушающих факторов и созданию благоприятной среды хранения с помощью технических средств, приборов, материалов и пр.

Эмпирический и теоретический уровни осмысления изучаемой проблематики позволяют выделить основные способы оптимизации музейного микроклимата, которые являются общими для всех музеев. В приведенной ниже таблице представлены микроклиматические характеристики и меры по их поддержанию на оптимальном уровне.

Микроклиматическая характеристика

Методы оптимизации

Световая среда

1. Защита от естественного света. 2. Выбор безопасного осветительного оборудования

Температурно-влажностный режим (ТВР)

1. Защита от неблагоприятного воздействия наружного воздуха путём регулировки естественной и принудительной вентиляции. 2. Использование СКВ и систем отопления для создания благоприятного ТВР. 3. Использование локальных средств климатизации (увлажнители, осушители, кондиционеры воздуха, сорбенты)

Температура и влажность ограждающих конструкций

1. Периодический контроль температуры и влажности стен здания, особенно в холодную половину года. 2. Своевременный ремонт гидроизоляции, фасадов, кровли, водостоков. 3. Изоляция экспонатов от наружных стен с помощью специальных вставок, фальшстен и т. д.

Подвижность воздуха

1. Регулировка СКВ, систем отопления для уменьшения воздушных потоков. 2. Выбор безопасных мест размещения экспонатов

Загрязнение воздуха

1. Использование музейного оборудования, не выделяющего вредных веществ. 2. Использование витрин, чехлов и т. д. для защиты экспонатов от пыли. 3. Использование сорбентов — поглотителей газовых загрязнителей. 4. Установка защитных экранов в форточки при проветривании. 5. Своевременная замена фильтров в СКВ. 6. Регулярная уборка помещений и обеспыливание экспонатов

Биологическая среда

1. Соблюдение ТВР, препятствующего росту грибов (Т < 25 °C, ОВ<65%). 2. Регулярный осмотр экспонатов и помещений. 3. Микологический контроль. 4. Использование репеллентов. 5. Обработка биоцидами при необходимости

Звук и вибрация

1. Ограничение использования в музеях и поблизости с ними акустической аппаратуры и оборудования, создающего вибрацию. 2. Использование специальных материалов и методов для защиты экспонатов при транспортировке

Изучение характеристик музейного микроклимата и рассмотрение его в качестве решающего фактора превентивной консервации музейных коллекций позволяет утверждать, что оптимизация микроклимата музея — многофункциональная задача, в обязательном порядке требующая создания в структуре музея специальных технических служб. При этом крайне важно, чтобы контроль микроклимата осуществлялся хранительским подразделением музея. Именно хранитель, всесторонне исследуя музейные коллекции, определяет оптимальные параметры музейной среды, ставит перед техническими службами задачу их поддержания и осуществляет контроль.

Если у музея есть возможность создания климатологического подразделения, то оно должно быть частью хранительской службы музея, проводить её интересы и способствовать реализации главной функции музея по обеспечению хранения и презентации объектов культурного наследия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 30494-96. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях Введ. 1999-03-01. М.: Изд-востандартов, 1999. 13 с.

2. Contributions to the London Conference on Museum Climatology / Ed. by G.Thomson. London: International Institute for Conservation of Historic and Artistic Works, 1968. 296 p.

3. Guichen G. Preventive conservation: a mere fad or far-reaching change? // Museum International. Paris, 1999. Vol. 51. № 201. P. 4-6.

4. Museum Microclimates, contributions to the Copenhagen Conference 19−23 November 2007/ ed. by T. Padfield and K. Borchersen. Copenhagen: National Museum of Denmark, 2007. 283 p.

5. Plenderleith H. J., Philippot P. Climatology and conservation in museums //Museum. Paris, 1960. Vol. XIII. №4. Р. 202−305.

6. SeroArt: Lambert S. Italy and the history of preventive conservation [Электронныйресурс] /Lambert, S., 2010 — Режимдоступа: http://ceroart.revues.org/17..., свободный. — Загл. сэкрана.

REFERENSES

1. GOST 30494-96. Zdanija zhilye i obshchestvennye. Parametry mikroklimata v pomewenijah Vved. 1999-03-01. M.: Izd-vo standartov, 1999. 13 s.

2. Contributions to the London Conference on Museum Climatology / Ed. by G.Thomson. London: International Institute for Conservation of Historic and Artistic Works, 1968. 296 p.

3. Guichen G. Preventive conservation: a mere fad or far-reaching change? // Museum International. Paris, 1999.Vol. 51. №201. P.4-6.

4. Museum Microclimates, contributions to the Copenhagen Conference 19−23 November 2007 / Ed. by T. Padfield and K. Borchersen. Copenhagen: National Museum of Denmark, 2007. 283 p.

5. Plenderleith H. J., Philippot P. Climatology and conservation in museums // Museum. Paris, 1960. Vol. XIII. № 4. R. 202−305.

6. SeroArt: Lambert S. Italy and the history of preventive conservation [Elektronnyj resurs] /Lambert, S., 2010 — Rezhim dostupa: http://ceroart.revues.org/17..., svobodnyj. —. Zagl. s ekrana.

 

Первоисточник: 
ПРЕВЕНТИВНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. Ю.Ю. Оганесова
Информисточник: 

www.lib.herzen.spb.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.