ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Обращаясь к анализу внутренних контуров, мы сначала условимся, какие именно линии мы будем иметь в виду. Сюда войдут прежде всего внутренние очертания конструктивных частей лица, затем различные обрезы и края драпирующих одежд, не выступающих за пределы фигуры, тогда как линии, обрисовывающие освещенные площади, мы будем рассматривать, как и разного рода теневые складки, в качестве форм, служащих выражением для света и тени.

а) Лицо

За характерную черту для контурных линий на лицах целой группы произведений XII века можно принять их четкость. Эта резкость, даже острота, придает лицам вид выточенности из чего-то твердого. Таковы, например, интересующие нас контуры во фресках Старой Ладоги, Мирожского монастыря, на иконах «Оранта», Димитрия Солунского, Святителя Николы Святодуховского монастыря и на других.

Контуры глазных впадин, совпадающие с бровями, составляют четко выраженное непрерывное целое с контуром носа. Этот признак, придающий лицу большую организованность, с XIII века отступает на второй план. Изгибы прямых, обрисовывающих нос, дают внешний контур развилка, который почти неизменно наблюдается в верхней части носа на древнейших иконах, но который, впрочем, встречается даже так поздно, как в XVI веке (например, на иконе Георгия на коне из Гуслицкого монастыря или на иконе Святителя Николая, тоже XVI века, в б. собрании И. С. Остроухова).

В XII веке линия бровей зачастую образует крутые дуги, причем нередко эти дуги несколько приподняты у наружного конца брови (Димитрий Солунский, Никола Святодуховского монастыря; Младенец Христос Ярославской «Оранты»). Но эти признаки далеко не являются общими и даже исключительными для XII века. Так, например, брови Богоматери «Благовещения» московского Успенского собора представляют совсем отлогую дугу, а брови Святителя Николая Липенского (1922 год) приподняты у концов, как на некоторых иконах XII века.

Контурная линия носа, как четкая, так и менее четкая, получается от резкого или менее резкого перехода освещенного гребня носа в тень, причем резкости такого перехода способствует, конечно, и опись, встречаемая на многих памятниках XII века. Опись прокладывалась по наиболее отдаленной от зрителя стороне носа. Это так, например, на фресках Старой Ладоги или Мирожского монастыря (пророк Илия Старой Ладоги, книжники Мирожских фресок), на иконе Димитрия Солунского из Дмитрова, где опись, крайне выпрямленная, наблюдается на правой стороне носа и за которой следует уже тень от носа, затем у Святителя Николая Новодевичьего монастыря. Резкость контурных линий носа без помощи описей сказывается, например, на иконе Ярославской «Оранты», на некоторых фресках Старой Ладоги, на иконе Николы Святодуховского монастыря и на других. Тут, говоря о контурных линиях, мы уже невольно вторглись в область форм, служащих выражением для света и тени, линейные системы которых было условлено рассматривать отдельно от контурных линий.

В XIII веке мы прослеживаем одностороннюю опись носа на иконе «Воскресение» («Сошествие во ад», в Новгородском музее), на иконе Илии Пророка из Выбуты. На иконе Богоматери Свенской (датируемой каталогом Выставки ЦГРМ второй половиной XIII века) нет ни описей носа, ни резких контуров. Такое же отсутствие контурной резкости в линиях носа следует отметить и у Христа на миниатюре хроники Георгия Амартола (в бывшей библиотеке МДА), датируемой Д. В. Айналовым концом XIII века.

В XIV веке наблюдается применение как не слишком четко выраженного контура носа, так и четкого, иногда усиленного описью. К первой группе должны быть отнесены, например, такие иконы, как «Битва суздальцев с новгородцами» в Новгородском музее и «Три святителя» и «Мученица» в Третьяковской галерее. Более четко выраженный контур носа можно видеть на иконе Илии Пророка из б. собрания И. С. Остроухова, где он подчеркнут с правой стороны описью. На иконе «Спас Ярое Око» московского Успенского собора сказывается двусторонняя опись носа, которая позже наблюдается на лицах Ангелов «Троицы» Рублева, где наиболее близкая от зрителя опись проложена более тонко, нежели дальняя. Однако такой прием не всегда выдерживается и Рублевым, если относить к его кисти Ангелов фресок владимирского Успенского собора (композиция «Лик апостольский и ангельский») или раскрытую в 1926 году икону Димитрия Солунского в иконостасе Троицкого собора б. Троице-Сергиевой Лавры, где видна лишь односторонняя опись носа, а именно со стороны, наиболее удаленной от зрителя.

Внизу носа на фресках и иконах XII века обычно наблюдается дулеобразное расширение, как, например, на иконе «Оранта» из Ярославля, у Святителя Николая из Новодевичьего монастыря, у пророка Илии во фресках Старой Ладоги. Однако и этот признак (дулеобразное расширение), как и развилок вверху носа, не является исключительной особенностью произведений XII века. В XII веке наблюдаются носы или несколько загнутые, или прямые. Примером загнутого носа может служить нос у Ангела (отдельная голова Ангела XII века, теперь в Русском музее), в качестве примера прямых носов назовем икону «Прославление Креста» на обратной стороне Нерукотворного Спаса (ГТГ).

Ноздри в большинстве случаев в XII веке выражаются очень резкими контурными линиями, образующими сзади круглые дужки, пригнутые к носу. Тут опять, говоря о контурной линии, мы невольно переходим к вопросам тени, так как эти дужки, составляющие продолжения контура носа и ноздрей, не что иное, как тени имеющейся здесь впадины. Такие дужки, за редким исключением, видны почти на всех памятниках XII века; они особенно четко выражены у «Оранты» из Ярославля, у Димитрия Солунского, у Святителя Николы Святодуховского монастыря. В XIV веке и позже эти скобообразные впадины у ноздрей утрачивают ту резкость, которая присуща им в произведениях XII века.

Контуры губ на памятниках XII в. разнообразны. У Владимирской (древнейшей) верхний контур верхней губы параллелен ее нижнему контуру, дающему линию рта. То же наблюдается, например, и у Богоматери «Благовещения» московского Успенского собора. Наоборот, верхний контур верхней губы отличен от линии рта и расчленен на три дужки на иконах: Ярославская «Оранта», «Благовещение» в московском Успенском соборе (лицо благовествующего Архангела), Святителя Николы Стародуховского монастыря, затем на фресках Мирожского монастыря, как, например, у Богоматери в композиции «Благовещение», у благовествующего Архангела той же композиции, на фресках Старой Ладоги (пророк Илия). Заметим, что расчлененный на дужки верхний контур верхней губы, притом недифференцированный с линией рта, виден у среднего Ангела иконы «Троица» Рублева.

Нижняя губа отмечается своим нижним теневым контуром обычно в виде отлогой скобы, обращенной своими концами вверх (Ярославская «Оранта», Димитрий Солунский).

Рублев на лице среднего Ангела иконы «Троица», выпрямляя нижний теневой контур нижней губы, слегка загибает ее правый (левый от зрителя) конец вверх. Во всех приведенных примерах теневое контурное обозначение нижней губы значительно короче такового верхней губы.

Раньше чем кончить с внутренними контурами лица, скажем несколько слов о контурах уха и рук, которые мы условно рассмотрим в числе внутренних контуров, несмотря на то, что контуры означенных деталей могут входить в состав внешних контуров фигуры, когда ухо или рука не проецируются на фоне фигуры.

В большинстве случаев ухо в иконописных произведениях в своей верхней части закрыто или волосами, или головным убором. В тех случаях, когда оно целиком вырисовывается, то в XII веке замечается значительно большая детализация его раковины, нежели в XIV веке и позже. Так это, например, на иконе Святителя Николая Новодевичьего монастыря, у Младенца Христа на иконе Ярославской «Оранты», затем в XIII-XIV веках — у Младенца Христа обоих Толгских, наконец, у Христа иконы «Одигитрия», вклада князя Тюменского в Троице-Сергиеву Лавру. Упомянутая детализация иногда настолько организовывается, что всей ушной раковине сообщается орнаментальный характер, как это наблюдается у некоторых фигур во фресках Нередицы (например, у Петра Александрийского). Видное полностью ухо зачастую кверху суживается, даже заостряется, как у Младенца Христа на иконе «Оранта» Ярославской. Но уже на иконе «Воскресение Христово» Новгородского музея уши передаются в виде скоб, несколько напоминающих вопросительный знак. Передача уха скобой правильной формы, с минимальным уделением ему внимания, становится преобладающей манерой в XV веке.

Руки, точнее, кисти рук в XII веке довольно типичны. За общую их характеристику можно принять то обстоятельство, что в них опущено или ослаблено обозначение деталей. То же наблюдение распространяется и на большую часть мне известных икон XIII века.

Контуры пальцев в XII веке: в иных случаях делают пальцы слитными в основаниях (Ярославская «Оранта», Димитрий Солунский из Дмитрова, благовествующий Архангел на иконе московского Успенского собора), в других случаях разобщают их настолько, что они получают расстановку, напоминающую таковую у грабель («Оранта» Нередицы, апостол Андрей в композиции «Вознесение» Нередицы, Евдокия, приписная фигура на иконе Святителя Николая из Новодевичьего монастыря).

В русской иконописи эта последняя черта, за редким исключением, исчезает с самого начала XIV века. У Толгской (на престоле) имеются намеки на такую расстановку, то же у Богоматери Любатовской, затем на иконе «Воскресение» из Чухчермы. Есть также склонность к такой расстановке на некоторых руках в иконах «Преображение» из Переславля, «Успение» на оборотной стороне Донской, приписываемых Феофану Греку, и на иконе Николы из Коломны, которую я считаю написанной южным мастером (клеймо с изображением изгнания беса). На иконе «Умиление» Вологодского музея XIV века такую расстановку получают пальцы Младенца Христа.

Такую расстановку пальцев я не знаю на знакомых мне византийских памятниках, что же касается итало-греческих, то эта стилистическая деталь уже является характерной для икон XIV, XV веков и раньше. Стоит вспомнить репродукции за № 11, 53, 67, 85, 76, 99, 92 и другие в издании: Н. П. Лихачев. Историческое значение итало-греческой иконописи. Такая же расстановка пальцев наблюдается на тенишевской иконе «Богоматери» (manierabyzantina) Музея изобразительных искусств, наконец, на иконе Иоанна Богослова из Деисуса села Кривого. Она встречается и на галицийских иконах XVI века (см.: Свенцицкий.Иконопись Галицкой Украины).

На ранних итальянских произведениях эта деталь весьма редка. По-видимому, она получила преимущественное распространение на почве сближения Ближнего Востока и Запада, не будучи, однако, свойственной ни тому ни другому в отдельности. У Святителя Николы Святодуховского монастыря контуры пальцев дают соединения отлогих дуг с ломаными прямыми, причем промежуток между большим пальцем и ладонью образует трапециевидную фигуру. Во многих случаях контуры пальцев усиливаются описями, столь распространенными вообще в XII веке.

б) Доличное

Теперь обратимся к внутренним контурам драпирующих фигуры одежд. При рассмотрении внешних контуров доличного мы должны были констатировать, что в XII веке в одних и тех же произведениях (уже не говоря о разных памятниках) наблюдаются два направления: одно отвлеченное, обобщенно выпрямляющее линию контура, другое — склонное иллюзионистически приблизить линию к натуре.

Подобная же двойственность замечается и в линиях внутренних контуров одежд, причем как будто преобладают решения натуралистического характера. Таковы, например, соответствующие контуры линии благовествующего Архангела, иконы «Благовещение» московского Успенского собора, где круглится контур гиматия, перекинутого через левую руку, и где нижний обрез гиматия расчленен на мягкие складки. Таковы контурные линии одежд Архангелов в композиции «Прославление Креста» (ГТГ), где мы видим мягкие линии воротов и мягкие складки нижних обрезов гиматия; у трубящего Ангела фресок Димитриевского собора круглящиеся линии даются контуром гиматия на руке; круглящиеся линии внутренних контуров преобладают и во фресках Нередицы. На иконе, как, например, Ярославская «Оранта», или на фреске «Благовещение» Мирожского монастыря (благовествующий Архангел) сказываются оба направления; так, у «Оранты» обрез мафория вокруг лица заключает в себе выпрямленные и гнутые линии, тогда как обрез ниспадающего с правой руки мафория круглится. Ворот Младенца Христа на той же иконе представляет волнистую линию.

В XIII веке преобладает во внутренних контурах круглящаяся линия (Богоматерь Свенская, Христос в хронике Георгия Амартола). Иногда эта круглящаяся линия выливается в типичную стилистическую деталь, каковой является, например, вертикально направленная мягкой извилиной контурная линия одежды, чаще всего проецирующаяся на фоне одежд второго плана. Она видна, например, в XII веке у Спаса Марторана (вдоль левого обреза Евангелия); в XIII веке — на гиматии Христа иконы «Умиление» из Белозерска в Русском музее, несколько ниже типичного напуска, образуемого гиматием на спине Младенца Христа, на миниатюре евангелиста Иоанна Федоровского Евангелия в Ярославле, а именно на спине Прохора, на иконе Толгской Богоматери третьего варианта, также в Ярославле, на спине Младенца Христа, на миниатюре Христа на Престоле в хронике Георгия Амартола, где такая линия дается гиматием Христа по левую сторону Евангелия.

В XIV веке эта линия видна у Спаса из с. Кривого. Затем она снова появляется в барочный период. Назову икону Спаса вклада князя Голицына в б. Троице-Сергиеву Лавру (1608 год), Спаса Симона Ушакова в б. Новодевичьем монастыре.

Однако существует значительное различие между натурализмом внутренних контуров произведений XIII века с таковыми произведений XII века, хотя бы и склонных в этих формах следовать требованиям, выдвигаемым натурой. В XII веке натуралистически круглящейся контурной линии сообщается далекая от натуры организованность, что сказывается, например, в ритмической расположенности расчленений обреза гиматия у благовествующего Архангела Мирожских фресок или обреза также гиматия у евангелиста Иоанна в композиции «Вознесение» в Старой Ладоге. Наоборот, мы не наблюдаем подобной организованности ни на иконе, например, Богоматери Свенской, ни на миниатюре Христа в хронике Георгия Амартола, где внутренние контуры и в целом дают сочетания, стремящиеся подражать натуре.

В XV веке линия внутреннего контура, получая крайне отвлеченный характер, выпрямляется, а во взаимных отношениях организуется в сочетания, выражающиеся в повторности и параллельности.

Первоисточник: 
Советский музей. М., 1935 № 6; 1936, № 1; № 2.
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.