ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Эпоха, непосредственно предшествующая XIII веку

Еще очень недавно исследование русской иконы было ограничено памятниками XIV века, и только самое незначительное число икон позволяло выходить за пределы этого века и говорить о XIII веке.

Только в самые последние годы, благодаря работам ЦГРМ, обнаружено и раскрыто более десятка памятников, которые стилистически и по близости к прямо или косвенно датированным фрескам должны быть отнесены к эпохе, непосредственно предшествующей XIII веку и обнимающей приблизительно два века.

Отметим попутно, что от столь раннего периода, насколько нам известно, в Западной Европе не сохранилось ни одного памятника станковой живописи.

Однако объединять упомянутые памятники одними общими для них стилистическими признаками не приходится. Даже в столь незначительном числе икон, какое нам теперь известно, сказываются два направления, получившие определенное отражение и в монументальной живописи, включая мозаику того времени, и сказывающиеся в той или иной мере во все последующие иконописные периоды. Направления эти, объединяющие разнороднейшие признаки, — абстрактность и натуралистичность; их критерием определяется характер как отдельных форм, так и всего произведения.

Для иллюстрации высказанного положения остановим наше внимание, с одной стороны, на иконе Святителя Николы из б. Свято-духовского монастыря в Новгороде, датируемой XII веком, и на иконах, стилистически с нею близких, а с другой — на иконе, скажем, «Прославление Креста» (оборотная сторона иконы Нерукотворного Спаса).

При выпуклости лица Святителя Николы, говорящей о введении в рисунок элементов объемности, достигнутых путем соответствующих линейных образований и оттенков раскраски, наблюдается большая четкость и резкость, которая при поверхностном отношении к иконописи могла бы быть принята за условную схематичность. Вследствие этого голова кажется выточенной из чего-то твердого. Сухое лицо, с проваленными щеками, с большими глазами, с высоким лбом, подернутым морщинами; на голове — редеющие волосы, короткая седая борода плотно облегает низ лица, — вот те детали, которые как бы по необходимости включены в композицию, но тут же все они подвергнуты строгой организованности: контуры черт лица как-то подчеркнуто симметричны, спускающиеся на лоб две верхние пряди волос образуют концентричные кривые, число основных прядей одной стороны головы точно повторяет таковое другой, борода с обеих сторон ложится одинаково, и ее нижние завитки одинаково пригнуты концами к подбородку. Пальцы правой руки, единственно видной, сложены в знак благословения. В трактовке удлиненной кисти руки и удлиненных пальцев опущены почти все детали, уделено самое незначительное место для выражения ее объемности, контуры настолько обобщены, что внутренние очертания руки состоят из прямых линий при гибкости наружных; внутренний контур кисти между первым и указательным пальцами образует построение, напоминающее трапецию, обращенную своим основанием вверх. Евангелие, придерживаемое левой рукой, окутанной фелонью, трактовано в обратной перспективе, что видно из расходящихся по мере удаления сторон его верхнего обреза.

Внешний контур фигуры выпрямлен и симметричен, но в нем определенно нащупываются плечи, а также подъем к шее.

Еще более плоскостно, нежели руки, трактованы облачения, как фелонь, так и омофор. На фелони видно незначительное количество темных, т. е. вдавленных, складок, организованность которых лучше всего заметна в области правой руки. Выпрямленные, скорее длинные складки образуют острые углы, расположенные в елочном порядке, обращенные вершиной вверх, причем нижний угол больше верхнего. Мы отмечаем такое расположение складок как характерное для произведений именно этой эпохи.

Если складки фелони только вдавленные (темные), то на омофоре мы видим разнообразие продольных складок, представляющих как освещенные гребни ткани, так и теневые ее впадины. Строгая организованность этих складок сказывается в их выпрямленности и резкости переходов от одного оттенка к другому. Однако наряду с такими резкими, четко выраженными переходами, обобщающими случайные нюансы неровно лежащей ткани, в некоторых случаях наблюдаются и мягкие, натуралистические переходы от света к тени, как, например, в нижней части того же омофора.

Следует при этом отметить, что тень в иконописи обычно составляет основной тон, который так или иначе высветливается. Только в редких случаях тень наносится поверх высветленных мест, как, например, мы встречаем это в трактовке лиц на некоторых фресках XII века (юноши Антониевских и Аркажских фресок), затем на лице пророка Илии из Выбуты (памятник станковой иконописи XIII века), наконец, на иконе Николы от Кожи из Пскова XIII — XIV веков, а именно на омофоре, где такие тени мягко переходят в общий светлый тон.

Что касается композиции иконы Николы Святодуховского монастыря, то и в ней преобладают черты организованности, сказывающиеся преимущественно в симметричности, усугубляемой симметричностью тех деталей лица, о которых говорилось выше. Симметрично расположены стороны выреза ворота, симметрично положен омофор, наконец, симметрично направлены руки, причем поднятая кисть правой руки уравновешивается Евангелием, поддерживаемым левой рукой.

Благодаря организованности композиции, устраняющей моменты случайного, достигается впечатление большой устойчивости, постоянства, иначе говоря, монументальности.

Стилистически близкими к иконе Святителя Николы являются иконы «Оранта» из Ярославля и Димитрия Солунского из Дмитрова; последняя косвенно датируется летописными данными второй половиною XII века. Та же резкость и четкость черт лиц, та же строгость их отбора.

В «Оранте» наблюдается обилие золотых пробелов. Благодаря пересечению ткани выпрямленными вдавленными складками пробела приобретают часто форму треугольника. Но в тех случаях, когда они и не окружены вдавленными темными складками, их контуры скорее выпрямлены и весьма четко выражены, что вполне соответствует отвлеченной трактовке пятен света, воспринятых вне случайных условий, свойственных натуре. На оглавии Оранты встречаются золотые пробела одной силы света, разряжающиеся в тень целой серией узких коротких складок, благодаря отвлеченной, суммирующей трактовке получивших выпрямленное направление. Своим видом они напоминают частый гребень. В тех или иных вариантах они весьма распространены в иконописи всех дальнейших эпох.

Нижний обрез мафория Оранты являет ряд выпрямленных линий, образующих острые углы, причем расположение линий обреза одной стороны почти буквально повторяет расположение таковых другой стороны, но в обратном направлении. Такая организованность обрезов свисающей ткани будет особенно характерна для XV века.

Наряду с памятниками абстрактного характера мы встречаем несколько икон, по-видимому, той же эпохи, многие стилистические формы которых носят явно натуралистический отпечаток. К таким иконам следует отнести «Прославление Креста» (икону, представляющую оборотную сторону Нерукотворного Спаса) и две молящиеся фигуры — апостола Петра и Наталии — на оборотной стороне иконы «Знамение» в Новгороде.

Означенные иконы отличаются обилием деталей, введенных преимущественно в одежды: разновидность складок, световых пятен и их взаимоотношений; тут сказывается сюжетный натурализм, от которого далеки иконы, причисленные нами к отвлеченному направлению. Вместо преобладания сравнительно мало прерванных складок «Оранты», вместо как бы нарочито отобранных складок на иконе Святителя Николы из Новгорода или на иконе «Благовещение» из московского Успенского собора, тут все испещрено деталями, причем многие из них трактованы в значительной мере иллюзионистически. Складки обрываются, круглятся, как бы следуя за всеми положениями изменчивой поверхности ткани, мимолетно принимающей на себя световые удары, которые так же легко, как и складки, меняют свои оттенки и свои очертания. Среди всего этого разнообразия форм пробелов мы все же имеем возможность выделить наиболее устойчивые виды их, представляющие собой или эллипсисы (например, у колена Архангела Михаила), или эллипсисы, заостренные к одной из вершин (например, на груди Архангела Михаила или в конце его правой руки). Выпрямленные, как теневые, так и освещенные, складки здесь встречаются сравнительно редко. Так же мало выпрямлены, как и складки, нижние обрезы гиматия и хитона, дающие вместо зигзага из одних прямых, как у «Оранты», сочетание из прямых и скобообразных кривых.

Сюжетная детализация коснулась и лиц, что особенно становится наглядно при сравнении лица апостола Петра на новгородской иконе «Знамение» с лицом Святителя Николы Святодуховского монастыря или Димитрия Солунского из Дмитрова. Черты лица при этом получают значительно менее четкое выражение, склонное к иллюзионистской передаче впечатлений натуры, от которой так далеки иконы типа Святителя Николая.

Если мы обратимся к эмалям и монументальной живописи XI и XII веков, то убедимся в наличии тех же двух направлений (абстрактного и натуралистического), которые наблюдаются в иконах этой эпохи. Вспомним хотя бы грузинские эмали собрания Звенигородского или Торчелло, с одной стороны, и фрески конца XII века Нередицы — с другой. Близость первых к более абстрактному направлению, а вторых к натуралистическому — очевидна.

В заключение обзора стилистических форм икон эпохи, предшествующей XIII веку, мы должны отметить, что краски их в общем если не сумрачны, то во всяком случае неярки. Вохрение лиц на некоторых иконах («Оранта», Димитрия Солунского, Николы Святодуховского монастыря) скорее светлое. Приближаясь к XIII веку, оно темнеет, причем накладывается равномернее, что понижает впечатление объемности («Благовещение», Никола Новодевичьего монастыря, Нерукотворный Спас).

Первоисточник: 
Советский музей. М., 1935 № 6; 1936, № 1; № 2.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.