ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

ВОПРОСЫ ФОРМ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Олсуфьев Ю.А.

Формы древнерусской живописи до сих пор мало изучены. Если они известны узким специалистам, то нет исследования, которое систематизировало бы их и вводило бы в колею научной мысли.

Если формы западной живописи стали изучаться сравнительно недавно, то формы древнерусской почти совсем не затрагивались искусствоведением. Это объясняется отчасти тем, что они стали доступны исследованию сравнительно недавно, а именно — после раскрытия древних памятников на научных основах.

Внимание искусствоведа отвлекалось или темой, зачастую сводящейся к фабуле, или эстетическим воздействием на зрителя, или техникой.

В изучении древнерусской живописи доминирующую роль играла иконография памятника (фабула), всецело вытеснявшая собой все остальные искусствоведческие задачи. Но техника, разумеется, не заменяет памятника; фабула не обнимает содержания произведения; перенесение центра тяжести исследования на эмоциональное воздействие будет всегда страдать оторванностью и субъективностью.

Если полнота задачи искусствоведения требует постижения памятника в его связи с «бытием», то задача далеко не будет разрешена механическим сближением. Такое сближение будет всегда носить случайный характер: оно может быть и может не быть. В самом деле, недостаточно сказать, что в такую-то эпоху было построено то-то или были написаны такие-то картины. Нужно показать, что именно такие произведения живописи, а не другие являлись необходимыми для создания данной эпохи.

Отличием памятника одной эпохи от памятника другой будет служить не столько его сюжет, в случае живописи, сколько его формы, иначе говоря, язык памятника. Один и тот же сюжет привлекает к себе внимание, скажем, и в эпоху раннего феодализма, и в период торгово-промышленного капитала, но различие его трактовки в каждый из упомянутых периодов будет огромно. Чтобы учесть наблюдаемое различие в полной мере, необходимо точное знание форм, составляющих это различие.

Отсюда следует, что не голая фабула способна выявить связь между памятником и эпохою, а формы выражения фабулы, отвечающие скорее на вопрос «как», нежели на вопрос «что».

Если это так, то проходить мимо изучения форм, в частности древнерусской живописи, было бы крупнейшим научным упущением. Отсюда выдвижение целей вспомогательной научной дисциплины — формологии, в смысле морфологии древнерусской живописи.

Опубликование такого вспомогательного материала для искусствоведения мы считаем необходимым: без знания форм внутренняя связь фактора, вызывающего памятник к жизни, с самим памятником не может быть установлена.

Знание форм открывает не только конкретные данные искусствоведу, но и реставратору, без которого он обречен на работу ощупью и по догадке. Нам известны случаи, когда видные искусствоведы вследствие незнания форм древнерусской живописи ошибались в датировке памятников на целые столетия. Мы не допускаем возможности таких ошибок, скажем, в архитектуре, музыке, где форма давно уже привлекала исследовательское внимание.

Точная датировка памятников древнерусской живописи, несомненно, расширит возможности обществоведческим музеям использования их для выявления отношений, характеризующих отображаемую эпоху.

Первоисточник: 
Советский музей. М., 1935 № 6; 1936, № 1; № 2.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.