ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ВОПРОСЫ ФОРМ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Олсуфьев Ю.А.

Формы древнерусской живописи до сих пор мало изучены. Если они известны узким специалистам, то нет исследования, которое систематизировало бы их и вводило бы в колею научной мысли.

Если формы западной живописи стали изучаться сравнительно недавно, то формы древнерусской почти совсем не затрагивались искусствоведением. Это объясняется отчасти тем, что они стали доступны исследованию сравнительно недавно, а именно — после раскрытия древних памятников на научных основах.

Внимание искусствоведа отвлекалось или темой, зачастую сводящейся к фабуле, или эстетическим воздействием на зрителя, или техникой.

В изучении древнерусской живописи доминирующую роль играла иконография памятника (фабула), всецело вытеснявшая собой все остальные искусствоведческие задачи. Но техника, разумеется, не заменяет памятника; фабула не обнимает содержания произведения; перенесение центра тяжести исследования на эмоциональное воздействие будет всегда страдать оторванностью и субъективностью.

Если полнота задачи искусствоведения требует постижения памятника в его связи с «бытием», то задача далеко не будет разрешена механическим сближением. Такое сближение будет всегда носить случайный характер: оно может быть и может не быть. В самом деле, недостаточно сказать, что в такую-то эпоху было построено то-то или были написаны такие-то картины. Нужно показать, что именно такие произведения живописи, а не другие являлись необходимыми для создания данной эпохи.

Отличием памятника одной эпохи от памятника другой будет служить не столько его сюжет, в случае живописи, сколько его формы, иначе говоря, язык памятника. Один и тот же сюжет привлекает к себе внимание, скажем, и в эпоху раннего феодализма, и в период торгово-промышленного капитала, но различие его трактовки в каждый из упомянутых периодов будет огромно. Чтобы учесть наблюдаемое различие в полной мере, необходимо точное знание форм, составляющих это различие.

Отсюда следует, что не голая фабула способна выявить связь между памятником и эпохою, а формы выражения фабулы, отвечающие скорее на вопрос «как», нежели на вопрос «что».

Если это так, то проходить мимо изучения форм, в частности древнерусской живописи, было бы крупнейшим научным упущением. Отсюда выдвижение целей вспомогательной научной дисциплины — формологии, в смысле морфологии древнерусской живописи.

Опубликование такого вспомогательного материала для искусствоведения мы считаем необходимым: без знания форм внутренняя связь фактора, вызывающего памятник к жизни, с самим памятником не может быть установлена.

Знание форм открывает не только конкретные данные искусствоведу, но и реставратору, без которого он обречен на работу ощупью и по догадке. Нам известны случаи, когда видные искусствоведы вследствие незнания форм древнерусской живописи ошибались в датировке памятников на целые столетия. Мы не допускаем возможности таких ошибок, скажем, в архитектуре, музыке, где форма давно уже привлекала исследовательское внимание.

Точная датировка памятников древнерусской живописи, несомненно, расширит возможности обществоведческим музеям использования их для выявления отношений, характеризующих отображаемую эпоху.

Первоисточник: 
Советский музей. М., 1935 № 6; 1936, № 1; № 2.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

СТЕНГАЗЕТА

RSS Подборка новостей из интернета.

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.