Соловецкий параманный крест.

Аватар пользователя Мария Черных
Фото до реставрации: 
Общий вид до реставрации
Фото в процессе реставрации: 
После расчистки, монтаж вставок.
Фото после реставрации: 
Общий вид после реставрации
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Крест наперсный «Параманный». Мастерская Соловецкого монастыря, 19 век. Дерево, металл, слюда; резьба по дереву, литьё, пайка. 7,5х3,5х0,7 см.
Основание для реставрации: 

Памятник загрязнен, сломан на две части, металлическая оправа покрыта темными пятнами, имеются трещины, царапины, деревянная основа имеет утраты, слюда частично руинирована. Памятник не имеет экспозиционного вида, требует реставрации.

Историческая справка: 

"Параманный крест - принадлежность инока, носится на груди, обычно четырехконечный с двумя ушками на концах вертикальной ветви". (Духовные светочи России. М., 1999. С. 130. Кат. 117.).Ушки служат для продевания шнуров парамана.

Состояние до реставрации: 

Описание предмета: Крест четырехконечный, в оловянной оправе, с двумя ушками, находящимися в верхней и нижней частях. Концы перекладин закругленной формы. На лицевой стороне - резьба с декоративными вставками в виде веточек с колечками. В средокрестии надпись – ИС, ХРС, NИ, КА. Внизу - изображение черепа Адама и геометрический орнамент. На оборотной стороне вырезана надпись: «ДА ВОСКРНЕТЪ БГЪ И РАСТОЧАТСЯ ВРАЗИ ЕГО». Деревянная основа закрыта слюдой.
Сохранность предмета: Металлическая оправа загрязнена, покрыта темными пятнами, в нижней части средокрестия разломана. Оправа имеет незначительную деформацию. У нижнего ушка сбоку имеется раковина, предположительно дефект литья. В нескольких углах оправы имеются небольшие трещины, примерно 2-1мм.
Деревянная основа загрязнена, сломана пополам в нижней части средокрестия, излом с рваными краями. Декоративные вставки в средней части утрачены.
Слюда загрязнена, расслаивается, имеет утраты, сломана в том же месте, что и деревянная основа.
При более детальном осмотре памятника, после его демонтажа, было выявлено, что под декоративными вставками находится металлическая подложка - медная фольга с покрытием белого цвета. Фольга покрыта продуктами коррозии зеленого цвета, в нижней части креста металлические пластинки деформированы. Под фольгой на дереве сильные загрязнения. Декоративные вставки в руинированном состоянии, со следами окислов меди.

Методика: 

Демонтаж креста с небольшой разгибкой оловянной оправы (вручную).
Демонтаж декоративных вставок и медной фольги (пинцет, игла).
Расчистка от коррозии металлических вставок (10% водный раствор трилонаБ, ватный тампон)
Исправление деформаций фольги (маленький деревянный чекан, плоскогубцы с кожаной накладкой).
Укрепление декоративных вставок (3% раствор синтетической смолы БМК-5 марки А в изопропиловом спирте, ватный тампон)
Обработка дерева:
а) склейка слома(25% раствор синтетической смолы БМК-5 марки Б в изопропиловом спирте, кисть).
б) очистка от загрязнения(20% раствор ПЭГ-1500 в этиловом спирте 90%:НО= 70:30 масс, ватный тампон, зубочистка, мягкая кисть)
в) расчистка вставок (1% раствор ПЭГ-1500 в этиловом спирте 90%:НО= 70:30 масс, ватный тампон, кисть.)
Очистка оправы от загрязнений и темных пятен, правка.
а) расчистка оправы (моющее средство БИО, с последующей промывкой в дистиллированной воде, этиловый спирт 90%, кисть- стекловолокно, промывка в дистиллированной воде, просушка техническим феном при t 100 С).
б) правка оправы (вручную, плоскогубцы с кожаной накладкой).
Вырезка новой слюды (трафарет, резак, ножницы).
Сборка фрагментов креста (пинцет, тонкий деревянный чекан, плоскогубцы с кожаной накладкой)
Склейка оправы (эпоксидная смола, фиксация креста в тисках на сутки, с подкладкой кожи).

Слюда использовалась натуральная.

Для успешной работы в избранной области реставратору необходимо быть не только художником, но и ученым-историком, обладать почти энциклопедическими знаниями.

Средняя оценка
(6 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
156
points

Уважаемая Мария! Из описания памятника ,немножко непонятно из какого металла состоит оправа и есть ли на ней какая-либо пленка? Каким способом был сделан монтаж всех элементов памятника? Очень бы хотелось узнать, почему вы остановили свой выбор на склейке древесины на 25% растворе синтетической смолы БМК-5 марки Б в изопропиловом спирте. Почему старая слюда была заменена на новую? Вы забыли указать "природу" пятен на металле и почему вы их удаляли ,используя такой абразив , как стекловата? Вы упомянули о крашенных вставках. Какая краска? Почему был выбран такой вариант удаления загрязнений с них? Ну, пожалуйста, расскажите немножко подробнее о реставрации и мотивации всех ваших действий.

268
points

Немного не согласен с исторической справкой.

С уважением,grazie

263
points

О назначении креста мне рассказал Епископ вологодский Максимилиан, когда был у нас в гостях в музее.

Для успешной работы в избранной области реставратору необходимо быть не только художником, но и ученым-историком, обладать почти энциклопедическими знаниями.

275
points

Уважаемый Ларсен (надеюсь правильно произнесла имя). Оправа оловянная, пленки как таковой не было, просто черные пятна. Так как олово не приемлет химии, вернее ее не любит совсем, расчистка пятен механическая. Монтаж элементов - положить их на место, медную фольгу и деревянные вставки я не крепила ни чем просто вернула на место с исправленной деформацией фольги. Со склейкой все просто и тривиально - крест готовился срочно на выставку, поэтому под рукой в маленьком музее увы ничего больше не оказалось. Т.к. я "металлист" с деревом мало общалась, проконсультировалась со специалистами по дереву, они сказали можно БМК. вот и все )))). Краска - после исследований оказалась не краской а окислами меди, перешедшими на стружку )). Исправлю потом. Способ удаления загрязнений - результат консультаций с реставраторами дерева и древнерусской живописи. Так на дереве были лишь органические загрязнения я сделала пропитку с удаление грязи спиртом и потом для укрепления прошлась ПЭГ. Вставки - стружка была очень хрупкой удалять окислы я побоялась, просто пропитала ПЭГ и так оставила. При пропитке использовала мягкую кисть и брала обильно раствор, вот и получилось что и загрязнения убрала и укрепила. Слюда была заменена, как видно из фотографий, просто я в описании не отразила. Обещаю исправлюсь.

Для успешной работы в избранной области реставратору необходимо быть не только художником, но и ученым-историком, обладать почти энциклопедическими знаниями.

183
points

Скажу вам одно, проблема реставраторов работающих в небольших музеях, где нет ни химиков, ни других специалистов ОДНА!!! - ПРИХОДИТСЯ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ МАЛЫМ. Увы.

Для успешной работы в избранной области реставратору необходимо быть не только художником, но и ученым-историком, обладать почти энциклопедическими знаниями.

151
point

Вот мне прислала "Птичка" немного информации. Спасибо ей за это большое!!!!
"Параманный крест - принадлежность инока, носится на груди, обычно четырехконечный с двумя ушками на концах вертикальной ветви". (Духовные светочи России. М., 1999. С. 130. Кат. 117.).
Ушки служат для продевания шнуров парамана.
"В приходно-расходных книгах неокладных и братских сумм Соловецкого монастыря кресты такого типа назывались "кресты параментные облитые оловом". Закупались они у братии Соловецкого монастыря, изготовлявших их в среднем по 25 копеек для дальнейшей продажи богомольцам" (РГАДА. Ф. 1201 Оп. 5. Ч. II. Д. 5563. Л. 93. 1868 г.; Д. 5565. Л. 55.).
Поэтому историческую справку исправляю.

Для успешной работы в избранной области реставратору необходимо быть не только художником, но и ученым-историком, обладать почти энциклопедическими знаниями.

Отправить комментарий

ко_сервация:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.