Реставрация оклада с иконы "Николай Чудотворец" XVII век.

Аватар пользователя Мария Черных
Фото до реставрации: 
Общий вид
Фото после реставрации: 
Общий вид
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Памятник сильно загрязнен,на поверхности позолоты сульфидная пленка, продукты окислов медных сплавов, деформация, утраты и разрывы металла. Поверхность металла потерта и исцарапана. Экспонат не имеет экспозиционного вида.

Историческая справка: 

Оклад снят с иконы "Николай Чудотворец". Икона происходит из летнего храма Благовещенского собора г. Сольвычегодска.

Состояние до реставрации: 

Описание предмета: Оклад металлический позолоченный, состоит из четырех полей, венца, цаты и двух прямоугольных деталей. Под окладом имеются четыре металлических пластинки.
Нижняя деталь поля – 31,3х6,5 см, прямоугольной формы, с двух краев деталь выделена чеканными «трубами» или кантом. Верхнее поле – 31,3х5,1 см, прямоугольной формы, верхний край детали выделен кантом, нижний край имеет полукруглый вырез. Левое поле – 36,8х6,2 см, с одного края выделено кантом, с другого имеется полукруглый вырез. Правое поле – 37,2х6 см, прямоугольной формы, имеет аналогичную форму с левым полем. Боковые стороны всех полей срезаны по диагонали.
Цата – 16,8х5,2 см, форма в виде лунницы с двумя симметричными вырезами, на цате с правой стороны прикреплен круглый каст, украшенный эмалью белого цвета. В касте – вставка из пасты, сохранившей форму камня (шестиугольная пирамида).
Венец округлой формы – 26,8х5,2 см, по краю венца припаян опорный бортик – 1,5 см шириной. На венце прикреплены три каста: два овальной формы, с вставками зеленоватого и синего цветов, один каст круглой формы с вставкой зеленого цвета.
Вся поверхность оклада декорирована гравированным растительным орнаментом, в виде побегов с цветами и листьями. На венце орнамент гравирован на канфарном фоне, остальные детали с фоном в виде тонких гравированных линий. Кант украшен гравированной геометрической плетенкой.
Сохранность предмета: Оклад сильно загрязнен (органические загрязнения: сажа, пыль; позолота покрыта сульфидной неравномерной пленкой). По краям деталей многочисленные отверстия от гвоздей, некоторые отверстия с разрывом металла. Между опорным бортиком и венцом имеются разрывы в нескольких местах: 1 – 4 см, 2 – 2,8 см, 3 – 7,2 см, 4 – 5.4 см, 5 – 4,6 см, 6 – 1 см. Позолота на всей поверхности металла сильно потерта и сохранилась частично. На окладе имеются очаги коррозии зеленоватых оттенков (окислы меди).
Цата деформирована, утрачены два каста и вставка в сохраненном касте, один из крепежей цаты изготовлен из латунной проволоки.
Верхнее поле – на канте разрыв 0.6 см, с левой стороны утрата металла, имеются деформации.
Нижнее поле деформировано, в нижней левой части – разрыв с утратой металла 9,2 см. По углам поля небольшие разрывы металла примерно 3 см и 1,2 см.
Левое поле деформировано в верхней части – три разрыва 2,3 см, 2,5 см, 2 см, с утратой металла.
Правое поле деформировано в нижней части разрывы с утратой металла, разрыв возле канта 4 см, в верхней части разрыв 2,1 см.

Методика: 

Демонтаж оклада (пинцет, загнутые плоскогубцы с выемкой для гвоздей)
Исправление общей деформации (деревянная основа по форме изделия, киянка, плоскогубцы с кожаной накладкой, вручную)
Расчистка поверхности от загрязнений (щетинная щетка, моющее средство «Биолан Актив» в теплой воде с последующей промывкой в проточной воде и просушкой техническим феном, спирт 90%, ватный тампон, щетинная кисть)
Удаление сульфидной пленки (Раствор аммиака 10 и 25 %, ватный тампон, промывка в проточной воде, промывка в дистиллированной воде с последующей просушкой техническим феном)
Удаление очагов коррозии (10% раствор Трилон Б на водяной бане, ватный тампон, скальпель промывка в дистиллированной воде, просушка техническим феном)
Сведение разрывов с дублировкой (смола БМК-5 15 % в изопропиловом спирте, микалентная бумага, мягкая кисть)
Консервация (синтетический воск с последующей располировкой, бормашина, насадка – щетинная)
Монтаж (латунные гвозди, ювелирный молоток)

Для успешной работы в избранной области реставратору необходимо быть не только художником, но и ученым-историком, обладать почти энциклопедическими знаниями.

Средняя оценка
(3 голоса)
 
 

Отправить комментарий

иконо_ись:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.