ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Напоминалки - Загрязнение воздуха

Аватар пользователя Inform
209
points

Одной из причин старения и разрушения материалов, из которых изготовлены музейные предметы, являются загрязнители воздуха. Задача рубрики: напомнить о профилактических мерах направленных на обеспечение сохранности памятников.

Составители: Inform

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ХРАНЕНИЮ :

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
128
points

Старение и разрушение происходит от загрязнителей воздуха.

  1. Старение и разрушение музейных предметов происходит не только под воздействием температуры, влажности и света, но и от загрязнителей воздуха: пыли, копоти, хлоридов, а также газовых засорителей (сероводород, аммиак, сернистый газ), озона и др.

  2. Недопустимо применение в музейном оборудовании прокладок из резины, а также окраска оборудования и помещений казеиновыми красками, так как при старении этих материалов выделяется сероводород.

  3. Ускоряет старение музейных предметов наличие пыли. Загрязнение поверхностей предметов не только искажает их вид, но и способствует их увлажненности. Загрязнители воздуха в соединении с влагой вызывают химические реакции, которые могут привести к разрушению поверхности вещи.

150
points

Одноразовые бахилы (чехлы для обуви).

  1. В целях предохранения от загрязнений мебели, скульптуры, крупноразмерной керамики со сложной поверхностью и т.д. на них после закрытия музея для посетителей надевают чехлы. Особенно нуждается в чехлах гипсовая скульптура.

  2. В помещениях запасников мебели, скульптуры, неглазурованного фарфора, одежды, чучел и т.д. все хранящиеся в открытом виде предметы должны постоянно находиться в чехлах.

  3. Для сохранения художественных паркетов целесообразно иметь для посетителей чехлы на обувь. При входах в музеях должны быть установлены специальные решетки и щетки для очистки обуви от грязи.

146
points

Воздух городов загрязнен газами (сернистым газом, сероводородом, аммиаком, озоном, двуокисью азота и т. д.), дымом и пылью.

  1. Состав воздуха оказывает большое влияние на сохранность музейных экспонатов. Воздух городов загрязнен газами (сернистым газом, сероводородом, аммиаком, озоном, двуокисью азота и т. д.), дымом и пылью. Все эти загрязнения, проникая в музейные здания, отрицательно влияют на сохранность экспонатов.

  2. Аммиак NH3 — газ, легко растворимый в воде; раствор имеет щелочную реакцию. Реагируя с находящейся в атмосфере сернистой кислотой, аммиак превращается в сульфат аммония. Сульфат аммония гигроскопичен и поэтому играет главную роль в «посинении» лака на картинах, а также в разрушении картона.

  3. Сернистые и аммиачные соединения губительно действуют на многие краски: свинцовые белила, неаполитанскую желтую, желтый и красный хром, медные зеленые и др. От сернистого аммония свинцовые белила становятся черными. Очень вредны серные газы для хлопка и полотна.

151
point

Сернистый газ.

  1. Сернистый газ (SO2), образующийся при сгорании топлива (преимущественно угля и кокса и в меньшей степени от автомобильного топлива), разрушает бумагу, вызывает обесцвечивание некоторых пигментов.

  2. При соединении с водой сернистый газ образует сернистую кислоту, которая, взаимодействуя с влагой, находящейся в атмосфере, и кислородом воздуха, превращается в серную кислоту, оказывающую еще более разрушительное действие на экспонаты.

  3. Находящаяся в воздухе серная кислота оседает на предметах, поражая химически нестойкие материалы, а попадая в трещины красочного слоя, активно разрушает их.

158
points

Сернистый водород

  1. Сернистый водород (сероводород) H2S образуется как в городе, в результате деятельности промышленных предприятий, так и в сельской местности в результате биологической активности болот, мелких озер и т. д. Сероводород поражает серебро и экспонаты из меди, свинца, вызывая их потемнение.

  2. Значительное количество сероводорода иногда выделяется резиной и другими веществами, которые могут находиться в витринах. Свинцовые белила становятся от сероводорода красно-коричневыми, сурьмяные краски буреют.

  3. Озон О3 и двуокись азота NO2 обесцвечивают краски, разрушают нестойкие лаки из натуральных смол.

  4. Наличие поблизости от музея промышленных предприятий, выделяющих хлор или пары соляной кислоты, также вредно сказывается на музейных экспонатах.

153
points

Аэрозоли

  1. Аэрозоли – в городах это главным образом сажа (мелкие частицы угля). Когда они ударяются о поверхность, то часто пристают к ней, образуя слой черной грязи, который невозможно стереть.

  2. Более крупные частицы пыли, касаясь острыми краями живописной поверхности, вызывают мельчайшие, вначале незаметные царапины.

  3. Попадая на картину, пыль прилипает к поверхности картины, постепенно засоряя мельчайшие трещины лака и красочного слоя.

166
points

Вредное действие пыли

  1. Вредное действие пыли усиливается при наличии в ней копоти и перегоревших частиц самой пыли. Под действием тепла, излучаемого отопительными приборами, пыль становится клейкой и сильнее прилипает к картинам. Это затрудняет ее удаление простым смахиванием и заставляет прибегать к нежелательным промывкам.

  2. Значительное скопление пыли бывает и с оборотной стороны картины. В соединении с влагой воздуха, даже при нормальной влажности, пыль, в зависимости от своего состава, вызывает химические реакции.

  3. Пыль благоприятствует развитию и распространению спор плесневых грибов, гнилостных бактерий и пр.

159
points

Газета «Искра» №1 декабрь 1900 года

  1. В больших городах с высокой загазованностью воздуха наблюдается повышенное содержание в атмосфере сернистого газа, фосфорного ангидрида, паров соляной кислоты, окислов хлора, азотсодержащих газообразных соединений и др. Как правило, это или сильные окислители, или ангидриды кислот, которые, сорбируясь волокнами бумаги, ведут к ускорению процессов окислительной и гидролитической деструкции целлюлозы.

  2. Потеря прочности бумаги, связанная с деструктирующими воздействиями газообразных примесей, наблюдается, главным образом, на краях листа, т. е. в наиболее удобных для доступа атмосферного воздуха местах книги. Когда количество таких примесей достаточно ощутимо, скорость старения бумаги может увеличиться в десятки раз по сравнению со скоростью разрушения бумаги, находящейся в чистой атмосфере.

  3. Так, имеются сведения, что воздействие на бумагу сернистого газа в течение 240 часов при концентрации его от 0,000002 до 0,000009 части по массе на 1 часть воздуха влечет за собой потерю до 40% механической прочности бумаги.

184
points

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1504

  1. Способствует ускорению окислительных процессов в бумаге и повышенное содержание в атмосфере воздуха кислорода, озона, углекислого газа.

  2. Известно, что соли некоторых металлических ионов, особенно меди, марганца, никеля, кобальта и железа каталитически воздействуют на процессы окисления целлюлозы, что ускоряет старение бумаги.

  3. Сильная запыленность воздуха, наличие в нем микроскопических частиц указанных солей, приводит к дополнительной потере долговечности ценных рукописей, книг, архивных и других документов.

169
points

Нарцисс восхищается собой в фонтане

  1. Наиболее часто наружный городской воздух содержит: сероводород, сернистый газ, аммиак, окислы азота. Все они действуют разрушающе на волокно, чернят металлические нити и т. д. не менее вредна и копоть, трудно удалимая из ткани.

  2. Во время грозы воздух содержит озон и окислы азота, почему в это время не разрешается открывать окна.

  3. Пыль заносится в музейные помещения посетителями, проникает через окна, двери и особенно через отопительно-вентиляционные каналы, почему хранить ткани в непосредственной близости от выходов отопительно-вентиляционной системы нельзя.

  4. Действие пыли на ткани сказывается и механически, и химически, так как пыль содержит органические и минеральные вещества, в виде иногда очень твердых пылинок.

  5. Пыль чрезвычайно гигроскопична, почему на запыленной поверхности может создаваться кислотная или щелочная среда, что разрушающе действует на волокна. Твердые же песчинки способствуют разрушению волокна.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.