ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Результаты испытаний атмосферостойкости, механических и физико-химических свойств разных видов естественной патины хорошо согласуются с требованиями, предъявляемыми к защитно-декоративным покрытиям на металлах. Лучшими механическими свойствами обладают коричневая патина и внутренний слой всех видов естественной патины, представляющий собой закись меди (куприт). По некоторым показателям к коричневой патине близка черная. Механическая прочность зеленого слоя патины несколько ниже, чем коричневого, но по ряду показателей он близок к нему и к металлической меди.

Наиболее высокой устойчивостью против атмосферных воздействий обладают различные виды зеленой патины. Коричневая и особенно черная патины отличаются более низкой атмосферостойкостью и именно поэтому они постепенно превращаются в зеленую.

По совокупности физико-химических свойств, особенностей состава и строения, а также стойкости против агрессивных воздействий наилучшие защитные свойства имеет двухслойная зеленая (и аналогичные ей) патина, второе место занимает коричневая, последнее — черная. Таким образом, в процессе превращения окисных пленок в первичную коричневую патину, а затем в зеленую, после временного ухудшения защитных свойств на черной стадии происходит их улучшение : повышается атмосферостойкость при сохранении высокой прочности сцепления с основой и хороших физико-механических свойств благодаря наличию внутреннего слоя закиси меди.

Хорошо сформировавшаяся зеленая патина обеспечивает сохранность медных и бронзовых памятников искусства в любых атмосферных условиях в течение неопределенно долгого времени без какой-либо дополнительной защиты искусственными покрытиями.

Благодаря оптическим особенностям слагающих минералов и красоте фактуры естественные патины обладают высокими декоративными качествами. Они придают старинной скульптуре и другим памятникам из меди и ее сплавов неповторимую художественную выразительность, подчеркивая своеобразие материала и возраст.

Искусственные пленки, особенно пленка сульфида меди, получаемые на поверхности памятников при их реставрации (перепатинировка), имеют плохие физико-химические и механические свойства, совершенно нестойки в коррозионном отношении и потому не отвечают требованиям к защитным пленкам на металлах. Перепатинирование старинных памятников связано с утратой естественной патины и первоначальной (авторской) поверхности металла, а повторное патинирование сопряжено с искажением рельефа памятников. Нанесение на поверхность памятников искусственной патины и дополнительного органического защитного покрытия либо полностью прекращает, либо надолго задерживает процесс образования естественной патины и резко ухудшает ее качество.

Декоративные качества искусственных сульфидных и черных окисных пленок весьма низки и не соответствуют художественным особенностям ни новой, ни старой бронзы.

Образование естественной патины — природный процесс. Отсюда, однако, не следует, что человек бессилен влиять на него.

Во-первых, можно прекратить вмешательства, приводящие к отрицательным результатам. Это означает, что существующая практика реставрации и хранения на открытом воздухе скульптуры и других памятников из меди и ее сплавов должна быть пересмотрена. Необходимо учитывать при этом желательность быстрейшего образования естественной патины. Появление на черной или коричневой пленках зеленых участков следует рассматривать не как разрушение, а как начало образования зеленой патины. Безусловно следует запретить периодические тонировки и перепатинирования памятников во всех вариантах как по старой патине, так и по очищенной поверхности металла, а также всевозможные органические покрытия литых бронзовых памятников, ухудшающие качество патины, тормозящие и делающие неравномерным ее образование.

Во-вторых, имеется возможность оказывать положительное влияние на процесс образования патины. С этой целью необходимо организовать систематический рациональный уход за памятниками. Этот уход, по-видимому, прежде всего должен заключаться в регулярной (несколько раз в год) промывке поверхности памятников щетками и горячей водой с каким-либо нейтральным синтетическим моющим средством типа ОП-7, «Новость», «Прогресс» и т. п., последующем ополаскивании большим количеством воды и тщательной протирке поверхности тканью, не оставляющей ворса.

Необходимо вблизи памятников уничтожить гнезда голубей, так как птичий помет приводит к серьезным разрушениям коричневой и черной патин.

Литые бронзовые памятники, уже имеющие лакокрасочные покрытия, должны быть расчищены.

В отношении чеканных памятников из листовой меди необходимо решить вопрос о возможности замены паяных соединений сварными. В случае его положительного решения с этих памятников должны быть сняты старые красочные покрытия.

Систематический уход за памятниками обязательно должен включать в себя своевременное и тщательное устранение дефектов металла и поверхности памятников.

При реставрации старинных памятников из меди и ее сплавов ни в коем случае нельзя применять инородные материалы — железо, свинец, цинк, олово, третник и различные замазки и шпаклевки. Для всех работ по починке памятников, как-то: вставка заплат, заделка раковин, трещин, швов и т. п., следует использовать металл соответствующего состава, а соединение выполнять посредством сварки или зачеканки при условии максимального выравнивания качества поверхности доделок и памятника.

Железные каркасы и крепления памятников необходимо тщательно изолировать в местах контакта с медью или бронзой, а также от окружающей среды. Железные, свинцовые или другие детали или части формы памятников необходимо заменить деталями из соответствующего материала.

Объективный критерий оценки качества любой (естественной и искусственной) патины — ее физико-химические и механические свойства и атмосферостойкость, однако судить об этом по внешнему виду патины нельзя. При решении вопроса о состоянии того или иного памятника необходимо тщательно и всесторонне исследовать его патину и металл. Полученные в настоящей работе данные о защитных свойствах естественной патины не следует безоговорочно распространять на все без исключения памятники. Их можно рассматривать лишь как исходные при оценке свойств патины того или иного памятника, однако основанием для решения вопроса о его состоянии должны быть результаты исследования.

Поверхность реставрированных старых (и вновь изготовляемых) памятников может быть оставлена чистой (без защитно-декоративной пленки) до образования естественной патины. В случае же признания необходимости патинирования того или иного памятника это может быть сделано только такими составами, которые дают на поверхности данного сплава или металла пленки, близкие по составу и другим защитно-декоративным свойствам естественной атмосферной патине и не оказывающие отрицательного влияния на процесс ее образования.

С этой точки зрения применение для патинирования памятников, хранящихся на открытом воздухе, растворов различных сернистых соединений — сульфидов аммония или натрия, серной печени и т. п.— следует признать недопустимым. В то же время из огромного числа известных рецептов искусственного патинирования изделий из меди и ее сплавов можно отобрать несколько таких, которые позволяют получать пленки, значительно полнее отвечающие предъявляемым требованиям, чем те, которые применяются в современной отечественной практике. Вот некоторые из них.

Светло-коричневую пленку на бронзе и меди можно получить погружением предмета на 2—3 мин при 90—95° С в раствор сульфата меди (60 г /л) и перманганата калия (7,4 г 1л). Пленка может быть получена также путем нанесения раствора кистью [47, 78, 108].

Темно-коричневую пленку на бронзе можно получить следующим способом: 195 г карбоната меди растворить в 1 л концентрированной гидроокиси аммония, полученный раствор разбавить до концентрации 14,8 г/л, а затем в этот раствор погрузить покрываемый предмет. При 21—27° С пленка образуется при погружении предмета на 3—5 мин, при 80—90° С — на 0,2 мин [108].

Темно-коричневую пленку на меди, бронзе и латуни дает погружение при 21—27° С на 6—7 мин в раствор Н2SеО3 (7,4 г/л), в который добавляют едкий натр до рН = 3,0 [108].

Зеленая пленка на меди может быть образована погружением предмета в раствор сернокислого аммония (104 г/л) при температуре ~ 16° С, через который принудительно прогоняется воздух. Предметы погружают в тот момент, когда рН раствора достигает 5,5—5,7 (при этом на стенках ванны начинает отлагаться зеленый основной сульфат меди), и держат в растворе несколько секунд, после чего следует сушка в течение 10—20 мин при относительной влажности воздуха 75—80%. Такой цикл повторяют несколько раз до образования пленки желаемой толщины, после этого и после некоторой выдержки на воздухе предмет осторожно прополаскивают [108—111].

Зеленые пленки на меди можно создать также путем распыления с краскопульта состава, содержащего 104 г/л сернокислого аммония, 3,7 г/л сернокислой меди и 1,5 г/л концентрированной гидроокиси аммония. Распыление повторяют 5 раз с интервалами 10—15 мин для сушки. Обработку следует производить при относительной влажности ~75%, при этом недопустимо прямое попадание на патинируемую поверхность воды ранее, чем через 3 ч после обработки1.

Для получения зеленой искусственной патины на бронзовой скульптуре в зарубежной практике применяют специально разработанные пасты. Вот состав одной из них. Раствор какой-нибудь медной соли смешивают со щелочью, например с едким натром, для придания покрытию легкой желтизны добавляют немного раствора сернокислого железа. Избыток щелочи удаляют из пасты фильтрованием непосредственно перед употреблением. Для облегчения нанесения состава с помощью щетки или валика в пасту вводят пластификаторы, например сукрозу. Пасту наносят несколько раз, пока не получают пленку требуемой толщины [108].

Образующиеся при использовании приведенных рецептов пленки по составу одинаковы с естественными патинами. Но, как отмечают сами авторы этих способов, искусственные пленки нуждаются в защите лаком или воском, так как имеют небольшую механическую прочность, слабое сцепление с основой, плохо сопротивляются истиранию, иногда шелушатся при резких изменениях температуры, а коричневые неустойчивы химически [25, 26, 108—111]. Вследствие этого они, хотя и превосходят по качеству пленки, применяемые в отечественной практике, все же не могут соперничать с естественной патиной, и ее образование на памятниках, хранящихся в условиях открытой атмосферы, остается предпочтительным.

Очередная задача в области реставрации и консервации памятников из меди и ее сплавов — разработка способов ускорения процесса образования естественной патины на старых памятниках и способов получения искусственных патин и перепатинировок, идентичных по составу, строению и защитно-декоративным свойствам естественным патинам.

Другая не менее важная задача — дальнейшее изучение влияния различий в составе старинных и современных художественных сплавов на медной основе на процесс образования и свойства патины, в первую очередь — на ее цвет.

Учитывая перспективу образования на современных памятниках естественной патины — красивой и с хорошими защитными свойствами, следует пересмотреть бытующее в среде скульпторов и работников предприятий художественного литья недопустимо небрежное отношение к вопросам качества сплавов, технологии литья и характера обработки поверхности памятников.

В заключение нужно сказать, что для успешного решения назревших теоретических и практических задач в области консервации, хранения и реставрации монументальной бронзовой скульптуры и других памятников из меди и ее сплавов (а также из чугуна и других металлов и сплавов) Министерству культуры СССР необходимо разрешить ряд организационных вопросов:

1. При Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей должен быть создан научно-методический отдел по вопросам коррозии, защиты и реставрации художественных памятников из металлов.

2. Должны быть организованы специальные производственные мастерские или отделы по реставрации скульптуры.

3. Необходимо наладить подготовку квалифицированных реставраторов по металлу.

4. При министерствах культуры СССР и союзных республик должны быть созданы реставрационные советы по скульптуре с участием специалистов по коррозии и защите металлов, скульпторов, опытных реставраторов и др.

Иными словами, дело охраны и реставрации монументальной скульптуры и других художественных и исторических памятников из меди и ее сплавов, так же как и из других металлов, должно быть организовано не менее серьезно, чем охрана и реставрация монументальной живописи, архитектуры и других памятников.

_________

1Мattsоn М. К. Е., Ноlm R. О. US patent 3, 152.927 (October, 13, 1964).

Первоисточник: 
Естественные защитные пленки на медных сплавах. Калиш М. К., М.,1971
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.