ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Для оценки качества всевозможных искусственных защитных и защитно-декоративных покрытий (окисных, фосфатных, хроматных, металлических, лакокрасочных и др.) используют различные методы испытаний физико-химических и механических свойств, разработанные на основе требований к защитным пленкам на металлах. Было решено провести аналогичные испытания также различных видов естественной патины, образовавшейся в разных условиях, на памятниках разного характера и находящейся в разных стадиях формирования. Параллельно испытанию подвергали искусственные патины и перепатинировки, полученные общепринятыми способами.

В научно-технической практике принят ряд стандартных методов испытаний защитных пленок [36, 37, 38]. Однако в связи с нестандартностью и спецификой образцов патины, взятых с памятников искусства и материальной культуры, многие из стандартных методов оказались непригодными (определение толщины пленки химическими и магнитным способами, определение пористости по маслоемкости и т. д.). Поэтому пришлось либо использовать видоизмененные методики, либо искать новые, нестандартные способы испытаний, не дающие абсолютных показателей, но позволяющие получить сравнительные оценки тех или иных качеств различных видов естественной патины и искусственных пленок.

Для получения данных, позволяющих сделать достаточно обоснованные обобщенные выводы, было обследовано около 200 памятников, хранящихся на открытом воздухе, но в различных атмосферных условиях. Обследование проводили в следующих географических районах: в Таллине и Ленинграде — влажная промышленная атмосфера; в Москве — умеренно влажная промышленная атмосфера; в Тбилиси — сухая промышленная атмосфера; в Севастополе, Одессе, Баку — промышленно-морская атмосфера; в г. Ломоносове (б. Ораниенбаум) и в Херсонесе — морская чистая атмосфера; в Пушкине, Павловске — влажная сельская атмосфера; в Ростове Ярославском и Подмосковье (Кусково, Архангельское) — умеренно влажная сельская атмосфера; в Самарканде — сухая сельская атмосфера.

Обследованию подвергали скульптуру и другие памятники искусства и материальной культуры прошлого: оклады икон, старинные пушки и колокола, детали архитектурного декора, а также крыши, купола и т. д. Памятники эти значительно различались по возрасту: среди них были «молодые» — от 10 до 50 лет — и совсем древние, насчитывающие до 550 лет (все данные обследования памятников см. в сводной табл. 8).

В тех случаях, когда было возможно, с памятников брали пробы металла и их состав исследовали спектральными методами. Результаты анализа свидетельствуют о больших различиях в составе металла обследованных памятников, причем эти различия характерны не только для памятников разных групп (скульптура, колокола, крыши и т. п.), но и для памятников одной и той же группы.

Как показал анализ, обследованная скульптура отлита большей частью из оловянной, оловянно-свинцовой и оловянно-свинцово-цинковой бронз с примесями железа, никеля, серебра, мышьяка, сурьмы и других элементов. Суммарная концентрация легирующих элементов в статуарных бронзах изменяется от 1—2 до 20—25% (см. табл. 8). В больших пределах колеблется содержание и отдельных компонентов: олова от 0,1 до 15,9%, цинка от 0,1 до 25,0%, свинца—от следов до 10,0%. Интересно отметить, что некоторые статуи отлиты из сплавов с необычайно низким содержанием примесей (0,84—1,86%), т. е. по существу из красной меди. Из листовой красной меди с количеством примесей от 1 до 1,5% выполнена вся чеканная круглая скульптура, входящая в архитектурные композиции (Зимний дворец и др.). все рельефы и другие архитектурные украшения, а также купола икрыши зданий. Небольшая часть памятников (например, скульптура на крыше Исаакиевского собора) выполнена способом гальванопластики, и материал, из которого она изготовлена, представляет собой электролитическую медь с содержанием примесей менее 0,5%. Некоторые исследованные памятники оказались выполненными из латуни с небольшими примесями олова, свинца и других элементов. Наконец, такие предметы, как колокола и пушки, отлиты из специальных бронз, одновременно содержащих иногда более 20% Рb, 25% Sn, 2% Zn, а также примеси As, Sb, Fe, Ag, Ni и др., что значительно превышает количество добавок, указываемое для этих сплавов в литературе.

Обследованные памятники значительно различаются по характеру первоначальной обработки поверхности. Одни из них безусловно имели когда-то непатинированную металлическую поверхность разной степени чистоты — от шероховатой до полированной, которая лишь с течением времени покрылась естественной патиной. Таковы старинные пушки и колокола, дверные накладки и кольца, крыши и т. п. (см. рис. 16, 26, 30). К другой группе принадлежат памятники, поверхность которых была когда-то позолочена и покрылась патиной только после разрушения и утраты позолоты (рис. 32) или прямо по позолоте. Сюда относятся купола церквей и соборов, оклады икон, декоративные детали надгробий и т. п. Естественное происхождение патины на этих памятниках не вызывает сомнений. В третью группу входят те памятники, главным образом скульптура, поверхность которых первоначально была либо оксидирована, либо патинирована искусственно, но со временем покрылась естественной атмосферной патиной. Сопоставление современного состояния патины памятников разных групп очень важно в связи с существованием мнения о том, что на старинной скульптуре сохраняется первоначальная искусственная патина, требующая защиты дополнительными покрытиями [6].

Рис. 32. Мемориальная Воска на стене Архангельского собора в Новодевичьем монастыре 1782 г., Москва


Самостоятельную, четвертую группу образуют старинные и современные памятники, перепатинированные химическим способом.

Для исследования химического состава, особенностей строения и механических свойств патины были собраны пробы в виде порошка («соскоба») и кусочков металла. Получить кусочки литой бронзовой скульптуры чрезвычайно трудно. Поэтому большая часть таких образцов была взята с медных крыш, листочеканой скульптуры, архитектурных и декоративных деталей, старинных пушек и окладов икон. Полное совпадение составов патины этих памятников и бронзовой скульптуры, а также совпадение их строения, обнаруживаемое при анализе порошков и при визуальном изучении непосредственно на памятниках, позволяют не делать различий между патинами медных и бронзовых памятников, а также между патинами памятников искусства и предметов материальной культуры и все данные, полученные при исследовании шлифов патины медных крыш и т. п., экстраполировать применительно к патине бронзовой скульптуры.

Первоисточник: 
Естественные защитные пленки на медных сплавах. Калиш М. К., М.,1971
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.