ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

3. СКОРОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ АТМОСФЕРНОЙ ПАТИНЫ

Особенности процесса формирования атмосферной естественной патины на художественных памятниках из меди и ее сплавов определяются влиянием многих факторов, одни из которых ускоряют, а другие замедляют этот процесс. В связи с тем, что степень их влияния не поддается точному количественному определению и к тому же изменяется во времени, предсказать скорость образования патины на том или ином памятнике практически невозможно. Однако, базируясь на известных примерах, можно говорить о вероятных сроках образования патины вообще и о сроках образования первичной темной патины и превращения ее в зеленую в частности.

Возникновение окисной пленки, о чем свидетельствует потускнение поверхности памятника, в зависимости от условий обнаруживается либо уже через несколько дней, либо лишь через несколько недель. Для образования более толстой и плотной пленки, которая представляет собой уже собственно патину, требуется более продолжительный срок, величина которого колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет. Однако срок в 10 лет, даже в условиях закрытого помещения, является максимальным для образования коричневой патины толщиной порядка 5—10 мкм. Это подтверждается тем, например, что многочисленные бронзовые светильники и декоративные детали на станциях Московского метро (там, где их не чистят) приобрели коричневую патину именно за указанный срок. В условиях открытой атмосферы, особенно загрязненной агрессивными примесями промышленной и морской, этот срок значительно меньше. Так, памятник Ш. Руставели в Москве (М. Бердзенишвили), установленный в 1966 г. и имевший первоначально тонкую окисную пленку, лишь слегка приглушавшую блеск бронзы, покрылся коричневой патиной за 2—2,5 года. При отсутствии окисной пленки патина формируется еще быстрее. Например, на расчищенном от органического покрытия памятнике В. И. Ленину в Переславле-Залесском (Б. Д. Королев) она образовалась за 1—1,5 года.

О скорости образования патины на художественных предметах в разных по агрессивности атмосферах можно судить по результатам натурных коррозионных испытаний образцов меди и медных сплавов [29, 62, 64]. После 20-летних испытаний было установлено, что в промышленной атмосфере скорость образования пленки продуктов коррозии (патины) колеблется в пределах 1,25—2,6 мкм в год, т. е. в среднем равна примерно 1,8 мкм в год (без учета разницы в скорости коррозии в начале и в конце этого срока). Минимальная скорость образования патины в сельских условиях составляет 0,05—0,08 мкм в год (см. рис. 14).

Самого длительного времени требует образование зеленой патины. Принято считать, что это время неопределенно велико, во всяком случае равно многим десятилетиям и даже столетиям. Действительно, на отечественных памятниках возрастом 100—200 и более лет можно видеть патину, лишь частично достигшую зеленой стадии. Так, статуи на крыше Исаакиевского собора (около 120 лет) покрыты зеленой патиной примерно на 50—75% поверхности. Однако нужно иметь в виду, что большинство наших памятников неоднократно реставрировали и на них имеются искусственные покрытия, задерживающие образование патины. Есть очень старые памятники, на которых совсем или почти совсем нет зеленой патины. Оказывается, такая патина была на этих памятниках, а теперь она просто закрыта позднейшими наслоениями, если не уничтожена. Так, например, уже упоминавшийся памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе («Медный всадник») к началу нашего века покрылся зеленой патиной [4]. В настоящее же время памятник имеет грубую черную искуственную патину и, возможно, органическое покрытие. Благодаря частичному разрушению вторичных покрытий на поверхности памятника можно видеть несколько крупных пятен зеленого цвета. С помощью пробных расчисток можно обнаружить зеленую патину на многих памятниках.

Таким образом, на основании изучения большинства наших памятников трудно судить о скорости образования зеленой атмосферной патины. Однако в Англии, в условиях промышленной и морской атмосферы в отсутствие тормозящих факторов зеленая патина на скульптуре и медных крышах полностью формируется за 10 лет и даже меньше [15, 20], но во всяком случае не больше, чем за 20 лет [25]. В ФРГ и ГДР медные крыши многих старинных зданий, восстановленных в 1945—1950 гг., уже давно покрыты хорошо развитой зеленой патиной.

Известны случаи очень быстрого образования зеленой патины также в Москве и других городах нашей страны. Так, в 1954 г. при реставрации здания бывшей Ссудной кассы (1913—1916 гг., Москва, Настасьинский пер., 3) пескоструйной обработкой был расчищен шатер крыльца, покрытый фигурными медными пластинами. Уже через 1—2 месяца шатер имел зеленую патину. Такую скорость образования патины в данном случае можно объяснить высокой активностью поверхности металла после пескоструйной обработки. В другом случае на местах взятия проб патины с поверхности латунного предмета черная патина образовалась через 1—2 месяца, зеленая — через 2—3 года. Примерно с такой же скоростью — за 2—3 года — возникла зеленая патина на памятнике Э. И. Тотлебену в г. Севастополе.

Исходя из сказанного, можно предполагать, что в условиях промышленных городов Европейской части Советского Союза скорость образования патины на медных и бронзовых памятниках близка к скорости этого процесса в городах Западной Европы. Это означает, что продолжительность формирования патины на памятниках, находящихся в городских условиях, при благоприятных условиях может составлять в среднем 20—30 лет, а в отдельных случаях — менее 10 лет.

Первоисточник: 
Естественные защитные пленки на медных сплавах. Калиш М. К., М.,1971
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.