ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

РАСКРЫТИЕ ЖИВОПИСИ В КИОТАХ СПАССКОЙ И НИКОЛЬСКОЙ БАШЕН МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Филатов С.В.

Сергей Викторович Филатов - Директор «Межобластного научно-реставрационного художественного управления», художник-реставратор высшей квалификации, кандидат искусствоведения

 

Фонд Андрея Первозванного уже несколько лет озадачен вопросом восстановления икон на башнях Московского Кремля. На совещании попечительского совета была продемонстрирована фотография с бумажной иконкой, выполненной в 1918 году, которая в то время хранилась у адмирала А. В. Колчака. На иконке была написана копия с образа святого Николая Можайского, находившегося в киоте Никольской башни Московского Кремля. На ней были видны повреждения и большая утрата штукатурки с живописью до кирпичной кладки, справа от фигуры Николы. О наличии росписи в киоте Никольской башни было известно от архитекторов, которые в 1998 году проводили исследование в связи с ее реставрацией.

Из истории Кремлевских башен известно, что в киот над проездной аркой Спасской башни был помещен образ Спаса Смоленского. Иконография этого изображения связана со Смоленской крепостью: над проездной аркой в Смоленский Кремль с XVII века была помещена икона с изображением Спаса в полный рост с благословляющей правой рукой, в левой - раскрытое Евангелие. К ногам Спаса припадают преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.

Изначально башня Московского Кремля называлась Фроловской, так как на ней находились образы Флора и Лавра. Переименование башни произошло после замены этой иконы на образ Спаса Смоленского. Легенда связывает появление этого образа с видением одной монахини, которой, в связи с осадой Москвы Девлет-Гиреем в XVI веке, было видение о том, что за спасение Москвы от нашествия молились Господу Сергей Радонежский и Варлаам Хутынский. Моление возымело успех, и осада Москвы была снята. Это событие и нашло свое отражение в появлении новой иконы и переименовании башни. В исторических сведениях достаточно редко упоминается Никольская башня (в отличие от Спасской): известно, что в XVII веке образ Спаса уже существовал и на протяжении нескольких столетий многократно вычинивался, что было связано с пожарами и войнами. Так, в 1812 году башни пытались взорвать французы при отступлении из Москвы. При этом Никольская башня сильно пострадала, но образ Николы уцелел. Образ Спаса находился под остекленным киотом, кроме того, фон изображения был закрыт металлической ризой, которую французы хотели снять, но не успели.

После 1812 года, в течение всего XIX века, оба изображения неоднократно поправляли, они были закрыты остекленными киотами и козырьками; передними висели специально изготовленные спускные фонари, огонь в которых было поручено поддерживать постоятелю храма Покрова на Рву (храма Василия Блаженного).

Из литературных источников о Спасской башне известно, что последний раз образ поновляли масляными красками в 1895 году.

1. Спас Смоленский после удаления штукатурки и металлической сетки

2. Спас Смоленский. До реставрации

3. Лик Спаса. После реставрации

4. Спас, общий вид. После реставрации

Изображение святого Николы было серьезно повреждено во время событий 1917 года, так как башня обстреливалась артиллерией. Как вспоминает И. Э. Грабарь, в 1918 году изображение святого Николы реставрировалось, было раскрыто от двух слоев поздних записей и датируется XVI веком или даже более ранним временем. Никола изображен в полный рост, в своей правой руке он держит поднятый меч, в левой - град Можайск.

Символика обоих изображений вполне очевидна: защита Московского Кремля от врагов. Из того, что и Смоленск, и Можайск находятся на западе от Москвы, можно сделать вывод, что появление на башнях этих святых связано с освобождением Московского государства от польского разорения XVII века.

На попечительском совете было дано поручение провести обследование в киотах Спасской и Никольской башен с целью выяснения наличия в них росписей и, если их там не окажется, выполнить их воссоздание. На проведение обследования был определен апрель 2010 год. Поскольку в мае предстояли праздничные торжества на Красной площади, ставить леса на фасадах башен было невозможно. Поэтому для проведения работ была привлечена автомобильная вышка, с довольно удобной и большой люлькой-площадкой.

Готовясь к работам, группа художников-реставраторов взяли инструмент для резки металла, так как было известно, что штукатурка положена на металлическую сетку. Сделав зондажи, реставраторы обнаружили под штукатуркой сетку-рабицу, закрепленную на металлической решетчатой раме, живопись, в свою очередь, находилась в глубине ниши. Металл реставраторы не стали резать. В верхнем зондаже было видно раскрытое Евангелие с текстом: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные...» -традиционный текст при изображении Спаса с Евангелием; в нижнем - просматривалась преклоненная фигура Преподобного. Стало понятно, что под штукатуркой находится «Спас Смоленский» и роспись не повреждена при оштукатуривании ниши.

5. Лик Николы. До реставрации

6. Копия 1918 года с образа Николы на башне

Аналогичная работа была выполнена и на Никольской башне. В зондаже была видна бело-розовая фелонь святого Николая.

Была выполнена фотофиксация, и затем зондажи снова закрыли; оставлять отверстия в нишах киотов перед майскими праздниками было невозможно.

Пока не удалось документально определить, когда были закрыты образы в киотах. Известно, что в начале 1920-х годов комиссии Наркомпроса было дано поручение осмотреть фасады стен и башен Кремля с целью убрать с них церковную символику. В отношении образов Спаса и Николы комиссия дала заключение об их высокой историко-художественной ценности и сохранении.

Вероятнее всего, закрытие изображений было связано с моментом установки звезд на башнях. Первые звезды - металлические - были установлены в 1935 году. Но они оказались слишком велики и не соответствовали пропорциям башен. Кроме того, металл со временем потемнел, и в 1937 году звезды заменили на ныне существующие.

Следует отметить, что замуровывание киотов было произведено очень аккуратно, чтобы не повредить росписи. Поэтому на живописи не было следов попадания штукатурки на красочный слой. В процессе проведения реставрационных работ выяснилось, что образ Спаса раскрывали в 1949 году, когда выполнялись вычинка кирпичной кладки и замена белокаменного обрамления киота. После чего живопись снова закрыли по той же системе, а в штукатурке были сделаны отверстия вверху и внизу для воздушной вентиляции. Впоследствии, в результате ремонтов, эти отверстия оказались закрытыми.

По прошествии майских праздников 2010 года можно было приступить к планомерной работе по раскрытию и реставрации изображений. Штукатурку аккуратно сбили с металлической сетки, затем сетку сняли с решетчатого металлического каркаса и демонтировали этот каркас. Что касается Спаса, то роспись сохранилась относительно хорошо, больших утрат не было, красочный слой, вопреки сведениям о поновлении 1895 года, не был сплошь записан маслом. Стало видно, что прописаны были складки гиматия Христа и фигуры преподобных Сергия Радонежского и Ваарлама Хутынского. Прописи сделаны очень качественно. На комиссии Росохранкультуры было принято решение прописи не удалять, а провести консервационные работы, восполнение утрат и тонирование.

Поскольку было известно, что образ Николы в 1918 году реставрировался под научным руководством И. Э. Грабаря, реставраторам интересно было оценить качество реставрации 1918 года и решение вопроса восполнения больших утрат штукатурки с росписью.

После открытия росписи с изображением Николы стало понятно, что ее состояние значительно хуже, по сравнению со Спасом. Живопись, действительно, была раскрыта от записей, но местами неаккуратно. На поверхности красочного слоя, особенно на лике, выступил сильный белесый налет солей. Участки утрат штукатурки были восполнены реставрационным левкасом, но не тонированы, то есть оставлены белыми. Принцип И. Э. Грабаря не дописывать утраченные детали был соблюден. Но при этом выяснилось, что вставки реставрационного левкаса сделаны гипсом. Гипс - влагоемкий материал и при деструкции выделяет соли. Видимо, поэтому на живописи наблюдались белые высолы. Все реставрационные вставки пришлось удалить и заменить на известково-песчаный раствор.

Первоначальная штукатурка в древности наносилась на стену с установленными в кирпичную кладку левкасными гвоздями. Это железные гвозди с большой шляпкой. В XVII веке считалось, что они способствуют лучшему креплению штукатурки к стене. Однако со временем гвозди ржавеют и повреждают штукатурку. Борьба с левкасными гвоздями стала в XX веке одной из проблем для реставраторов.

Реставрационные процессы на обеих композициях были схожи. При реставрации киотов часть левкасных гвоздей была удалена, а те, что остались, были очищены от ржавчины, обработаны антикоррозийным составом и закрыты известково-песчанным раствором. Отставания штукатурки (на Спасе она тоньше) были укреплены инъектированием известково-казеинового раствора, укреплены шелушения красочного слоя, на композиции Николы удалены соли и остатки поздних записей. По краям утрат штукатурки сделано бортовое укрепление, подведена новая известково-песчаная штукатурка и сделаны тонировки в местах утрат акриловыми красками. Утраты позолоты на фонах икон тонированы охрой. Границы новых вставок на образе Николы высветлены и четко просматриваются.

При проведении реставрации стало понятно, что росписи в киотах выполнялись не одновременно, различна и технология. Толщина штукатурок и форма левкасных гвоздей - разные. Манера письма Спаса более дробная, напоминающая живопись Москвы и Ярославля XVIII века. Никола написан более лаконично, без лишних деталировок, и, скорее, напоминает московскую иконопись конца XVI - начала XVII веков.

7. Лик Николы. После реставрации

8. Никола, общий вид. После реставрации

Для защиты от воздействия атмосферных осадков перед иконами установлено поликарбонатное стекло (оно значительно легче обычного), закрепленное анкерами, с отнесением от поверхности живописи на 10 см, стекло примыкает не плотно, по периметру оставлен зазор в 1 см для вентиляции. Сверху зазор закрыт узким козырьком, чтобы под стекло не попадали осадки.

Работа по реставрации Спаса Смоленского была закончена к 28 августа, к празднику Успения, на Никольской башне - в октябре 2010 года.

Первоисточник: 
Реставрационный ежегодник. С-Пб., 2011
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.