ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

СОБОР ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ РЕСТАВРАЦИЯ БАРОЧНОГО ИКОНОСТАСА

Раевский С.И., Фомичева Н.М.

Сергей Иванович Раевский - Председатель Приходского Совета собора Владимирской Божьей Матери

Наталья Михайловна Фомичева - Реставратор позолоты высшей категории

 

Деревянная церковь в честь иконы Владимирской Божьей Матери была заложена в 1747 году с благословления Императрицы Елизаветы Петровны.

25 августа 1748 года был освещен престол во имя Владимирской иконы Божьей матери. С1756 по 1759 годы собирались средства, делались чертежи и планы для постройки каменной церкви на том же месте. Заложили фундамент каменного храма 20 августа 1761 года, а через восемь лет закончили строительство первого этажа каменного храма с тремя престолами. Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской иконы Божьей Матери была закончена в 1783 году. Уникальная алтарная преграда главного престола состоит из двух иконостасов, которые примыкают друг к другу внутренними плоскостями. Внутренний иконостас, менее пышный, является первоначальным, подлинным иконостасом каменного храма, выполненным в 1766 году в стиле барокко. Иконостас «внешний» был перенесен в алтарь в начале XIX века, украшен золоченой резьбой на белых фонах. Это произошло после приобретения его в 1809-1810 годах из так называемой кабинетной церкви Аничкова дворца после ее закрытия. Иконостас почти идеально подошел по своим размерам Владимирскому храму, а по своей стилистике гармонично и величественно вписался в барочный интерьер верхнего храма. Четырехъярусный иконостас лицевой стороны выполнен в конце 1740-х годов руками талантливых русских мастеров по рисункам Ф. Б. Растрелли и является великолепным образцом подлинного петербургского барокко. Именно его в 2000-х годах и решено было реставрировать.

В 1868 году в северной стороне верхней церкви был устроен новый престол во имя Божьей Матери Всех скорбящих Радости. В 1872 году в южной стороне верхней церкви был устроен еще один престол - во имя святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. После этого Владимирская церковь стала шестипрестольной.

Иконостасы боковых пределов верхнего храма не сохранились.

В 1930 году храм был закрыт, в его помещениях размещались в разные годы книжные фонды Публичной библиотеки, строительный трест, хранилище книг Библиотеки Академии наук, Ленпромкомбинат.

В этот период иконостас верхнего храма понес самый значительный ущерб. Были утрачены иконные рамы и декоративные детали (рокайли) нижнего яруса, разрушены Царские врата и Сияние над ними. Нарушения температурно-влажностного режима помещения храма привели к частичному разрушению левкаса, позолоты и красочного слоя икон. Некоторые иконы нижнего яруса были полностью утрачены. Повреждению и деформации подверглись и несущие конструкции каркаса иконостаса.

В 1990 году храм возвращен Православной церкви. С этого периода в храме проводятся проектные и реставрационные работы по воссозданию боковых иконостасов, реставрации и воссозданию резного декора центрального иконостаса.

В 1998-2006 годах, по проекту архитектора Юрия Викторовича Кирса, были выполнены работы по реставрации Царских Врат и воссозданы утраченные элементы резного декора нижнего яруса центрального иконостаса («Сияние» над Царскими Вратами, декоративные панели нижнего яруса). Все работы выполнялись в едином стиле, аутентичном периоду церковной архитектуры середины XVIII века.

Большая работа по восстановлению, отмывке и реставрации икон была проведена Ларисой Викторовной Медведевой - хранителем икон собора Владимирской Божией Матери.

В январе 2005 года начался новый этап в реставрации Главного иконостаса верхнего храма собора. По просьбе архитектора собора Юрия Викторовича Кирса, Фомичева Наталия Михайловна, реставратор позолоты высшей категории, в содружестве с главным специалистом отдела технологий ремонтно-реставрационных работ КГИОП Тучинским Сергеем Георгиевичем и реставратором скульптуры и произведений из дерева высшей категории Чекушиным Владимиром Константиновичем провели тщательное визуальное и оптическое обследование основы, обшивки, каркаса и всех золоченых элементов декоративной отделки Главного иконостаса: скульптур больших и малых ангелов, сохранившихся рам к иконам верхнего яруса, двух карнизов и фонов.

1. Большая рама №3 Главного иконостаса (левая сторона). До реставрации

2. Большая часть №3 Главного иконостаса (левая сторона). В процессе реставрации

3. Большая рама №3 Главного иконостаса (левая сторона). После реставрации

4. Веточка №1 Главного иконостаса. До реставрации

5. Веточка №1 Главного иконостаса. В процессе реставрации

6. Веточка №1 Главного иконостаса. После реставрации

 

Налицо были серьезные утраты и дефекты деревянной основы всех элементов декора. Некоторые детали были просто руинированы, как, например, рама №6 в правой части и мелкие гирлянды под иконами третьего ряда. Все элементы декора были приколочены гвоздями к обшивке иконостаса. Среди них встречаются кованые гвозди XVIII века и штампованные гвозди квадратного сечения периода 1900 годов.

Покрытые толстым слоем сажи, копоти и грязи фоны иконостаса были ранее отмыты местами до левкаса и имели значительные по площади утраты позолоты. В результате неправильно проведенных промывок фона в предыдущие годы (вызолоченного первоначально с подложкой из сусального серебра), оголенные участки почернели от появившихся на поверхности оксидов и сульфидов серебра.

При обследовании рам к иконам и скульптуры ангелов стало ясно, что такая же картина в разной степени была присуща и этим элементам декора иконостаса, так как в подложке под матовым золочением на этих элементах ранее везде так же было серебро. Левкас местами имел утраты разного размера, кракелюр, сбои и сколы.

У каждого из предметов декора были свои, характерные только для него дефекты основы и отделки поверхности, требующие серьезного индивидуального подхода при реставрации на всех ее этапах.

С целью получения наиболее полных данных об объекте реставрации были отобраны пробы грунта с отделкой с различных элементов декора иконостаса для проведения лабораторных исследований, что впоследствии позволило подтвердить и расширить результаты визуального и оптического анализов различных видов отделки поверхности. Исследования подтвердили наличие серебра на фонах и участках матового клеевого золочения на всех остальных элементах декора иконостаса. Анализ отдельных образцов показал наличие двухслойного левкаса, хотя, в основном, левкас оказался однослойным. Связующим в левкасе был натуральный клей, а наполнителем -мел грубого помола, не всегда белого цвета.

Изученные образцы с участков матового золочения подтверждали выводы визуального анализа о наличии клеевого водобоязненного способа в сочетании с золочением на полименте, характерного для данной техники XVIII века.

К сожалению, никаких иконографических материалов по этому памятнику не сохранилось.

В ходе данного обследования была проведена подробнейшая фотофиксация технического состояния элементов иконостаса до демонтажа по всем видам декора, которая далее проводилась на всех этапах реставрации памятника.

Для проведения натурных исследований была взята скульптура малого ангела, демонтированная из левой верхней части иконостаса. Под толстым слоем сажи, копоти и грязи никакая позолота вообще не просматривалась, невозможно было себе представить истинное состояние отделки данного предмета.

Сначала необходимо было освободить объект от слоя грязи, сажи и копоти с помощью пинена. Для этого использовались медицинские пинцеты и микротампоны из хлопковой ваты, при помощи которых с большой осторожностью была выполнена эта операция. Затем для дальнейшей очистки поверхности подбирались композиции из органических растворителей (спирта, ацетона, пинена) в различных пропорциях, так как поверхность была неоднородной и неравномерной по толщине покрытий.

В результате проведенных мероприятий выяснилось, что позолота на скульптуре присутствует. Она местами сильно потерта, местами поражена оксидами серебра, но эта картина внушала уверенность в том, что спасти историческую позолоту возможно.

На скульптуре имелись участки с разрушениями левкаса различного характера, которые были укреплены при помощи полимеров, так как применение натуральных клеев могло повлечь за собой серьезные утраты исторического клеевого золочения.

Итогом этой работы стала комплексная методика реставрации Главного иконостаса, включавшая в себя разделы по реставрации основы и ее отделки. Она прошла экспертизу в КГИОП и была утверждена как руководство к действию.

Это был тот редкий случай, когда в условиях действующего храма предстояло выполнить настоящую музейную консервацию и реставрацию иконостаса. И в решении этой задачи главная роль по праву принадлежит Председателю Приходского Совета собора Ивану Сергеевичу Раевскому.

7. Ангел №2 Главного иконостаса (левая сторона). До реставрации

8. Ангел №2 Главного иконостаса (левая сторона). В процессе реставрации

9. Ангел №2 Главного иконостаса (левая сторона). После реставрации

 

Начались работы по реставрации иконостаса только летом 2009 года с реставрации рам к иконам верхнего яруса «Св. Пророк Наум», «Св. Царь Соломон», «Св. пророк Иезекииль», двух элементов растительного орнамента, рам к иконам «Несение креста Спасителем», «Св. Апостолы Матфей и Иаков», «Крещение Господне», а также двух скульптур малых ангелов из левой стороны иконостаса.

Реставрацию резного основания рам и скульптуры выполнил художник-реставратор, резчик по дереву Карабанов Вячеслав Геннадьевич. Мастер в своей работе использовал натуральный осетровый клей для склеивания деталей и отборную древесину липы, тщательно подрезая основу на реставрируемых участках. Недостающие элементы, крупные фрагменты рам и скульптуры предварительно моделировались в мягком материале, согласовывались с архитектором Ю. В. Кирсом и КГИОП.

Четыре утраченные двухчастные рамы к иконам местного и праздничного рядов иконостаса были воссозданы художниками-реставраторами Чекушиным Владимиром Константиновичем, Сергеевым Юрием Борисовичем, Карабановым Вячеславом Геннадьевичем и Ширмановым Александром.

С 1 сентября 2009 года две бригады реставраторов позолоты приступили к консервации и реставрации отделки декора Главного иконостаса.

Одной бригадой руководил опытный художник-реставратор позолоты Кайчук Владимир Степанович, работающий в храме с 1989 года. Под его руководством была выполнена позолота двух, воссозданных по проекту Ю. В. Кирса, малых иконостасов, утраченных ранее. Позолоту на этих иконостасах выполняли Чекушина Валентина Николаевна, Ошмарин Александр Юрьевич.

Бригада, возглавляемая Кайчук В. С, выполняла работы, связанные с демонтажом и монтажом деталей, производила реставрацию позолоты на карнизах и пилястрах, а также золочение фоновых участков и трех воссозданных рам нижнего яруса.

Во время демонтажа рам и икон правой стороны иконостаса В. С. Кайчук обнаружил в нише среди мусора небольшой клочок пожелтевшей бумаги. Это была записка с именами позолотчиков, выполнявших золочение иконостаса в 1900 году. Из нее стало понятно, что реставрируемой позолоте 110 лет.

На участках фона местами была обнаружена краска синего цвета. Этот факт говорит о том, что фон был ранее окрашен краской.

Второй бригадой руководил художник-реставратор позолоты высшей категории Фомичева Наталия Михайловна. Под ее руководством работали молодые специалисты Крылова Анна, Финк Виктория, Липпонен Анастасия и Зуенкова Ольга.

Реставраторы с большим желанием, тщательностью и терпением выполняли консервацию сохранившегося левкаса и исторической позолоты, восполняли левкас в границах его утрат, фрагментарно восполняли позолоту на полименте и матовую клеевую, а затем тонировали реставрационную позолоту под цвет сохранившейся исторической.

На участках потертости матовой позолоты выполнялись акварельные тонировки с применением твореного золота. Затем участки тонировок покрывались защитным покрытием.

Тщательным образом обрабатывалась и тыльная сторона деталей для предохранения ее от воздействий продуктов горения и попадания грязи в поры древесины.

После реставрации позолоты на декоре левой стороны иконостаса обе бригады приступили к реставрации правой верхней части иконостаса.

Одновременно с реставрацией проводилась работа по воссозданию левкаса и позолоты двух видов (глянцевой и матовой) на четырех двухчастных рамах нижнего ряда, на первой - бригадой под руководством Фомичевой Н. М., на других- бригадой, возглавляемой Кайчуком В. С, позолотчиками Тепляковой Людмилой, Алексеевой Анастасией, Вотроговой Марией, Егоровой Ольгой, Воронцовой Верой, Кудрявцевым Игорем, Седава Арчилом Михайловичем, Филиной Екатериной.

Одну из сложнейших операций - цировку - мастера-позолотчики выполняли по сохранившимся аналогам на рамах верхнего яруса.

Таким образом, в итоге, реставраторы произвели работы по восстановлению почти всей верхней части иконостаса и воссоздали позолоту на четыре двухчастных рамах нижнего яруса.

10, 11. Фотографии двух сторон записки, датируемой 1900 годом, найденной при демонтаже рам иконостаса.

Первоисточник: 
Реставрационный ежегодник. С-Пб., 2011
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.