ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 
Ласка Т.Е.
директор Института искусств СПбГУ, художник-монументалист
 

Естественный ход жизни, к сожалению, приводит к тому, что фрески выцветают, а стены рушатся. Многочисленные причины, такие как безжалостное время или иногда еще более безжалостное вмешательство человека приводят к значительным изменениям или к полному уничтожению произведений искусства. Несмотря на то, что прошло 65 лет со дня окончания войны, многие шедевры древнерусского искусства до сих пор не восстановлены хотя бы до предвоенного состояния. В то же время, большое количество материалов находится в фондах музеев и ждут своего возвращения в интерьеры храмов.

Актуальность темы создания исторических реконструкций также связана и со значительным развитием компьютерных и информационных технологий. Технический прогресс упрощает доступ зрителя к объектам исторического, художественного и культурного значения. Развитие компьютерных технологий можно сравнить с тем вкладом, который в свое время внесли в мировую культуру и просвещение такие открытия цивилизации, как, например, книгопечатание, фотография, технологии записи и воспроизводства звука кино и пр. Поэтому уже сейчас мультимедийные технологии занимают значительное место в экспозициях ведущих мировых музеев. Очень важно, чтобы памятники культурного наследия России были полноценно представлены и заняли достойное место в мировом информационном пространстве. Современные технологии делают музейные экспозиции доступными в любой точке земли, позволяют привлечь и заинтересовать зрителя независимо от местоположения памятника или экспозиции.

Это касается как отдельных исторических или художественных экспонатов, так и ландшафтно-архитектурных объектов. Компьютерные технологии ныне позволяют рассматривать историко-художественное пространство цельно, помогают систематизировать знания, делают доступ к ним зрителя легким и интересным. В то же время, информация может привлечь посетителей, желающих увидеть реальные объекты и памятники культуры. Учитывая недостаточное освещение (на мировом уровне) русского культурного наследия, это достаточно важно.

Информационные технологии никак не мешают работе археологов, реставраторов. Они ни в коей мере не заменяют реальные бесценные экспонаты. Они позволяют лишь нести информацию о них, привлечь внимание к объектам.

Надо заметить, что в России сейчас сотни архитектурных, ландшафтных и художественных памятников с разной степенью сохранности, попросту забытых или известных только узкому кругу специалистов. Создание доступных и централизованных баз данных поможет систематизировать и хранить различную информацию, накопленную учеными, археологами, историками, реставраторами за многие годы работы над объектом.

Виртуальная среда позволяет осуществлять исторические реконструкции и демонстрировать в наглядной форме как тот или иной объект развивался во времени, позволяет визуально воспроизвести утраченные города, памятники и экспонаты.

Компьютерные технологии могут помочь реставраторам и художникам при восстановлении памятников. Они позволяют экспериментировать, разрабатывать версии и гипотезы, работать по аналогам. Результатом же может быть продукт любой сложности: архитектурный чертеж или рисунок, видовая картина, панорамное изображение, видеоролик с сюжетом, виртуальная прогулка. Современные технологии позволяют уже сейчас создавать экскурсии с «эффектом присутствия». Это имеет особое значение касательно утраченных объектов, потому как появляется возможность увидеть их в первоначальном состоянии. Конечно же, подобная работа по созданию художественных реконструкций должна вестись очень осторожно, с привлечением различных специалистов и опираясь на надежные источники.

Проект «Нередица. Связь времен»

В 2008 году в Санкт-Петербургском государственном университете началась работа над научно-исследовательским проектом «Нередица. Связь времен».

Одним из самых ярких памятников русской культуры и искусства является церковь Спаса на Нередице. Расположенная на Нередицком холме вблизи Новгорода, церковь была построена в 1198 году. В 1199 году храм был расписан. Эта роспись, представляющая собой уникальный памятник древнерусской живописи XII века, дошла с незначительными утратами до XX столетия.

В период Великой Отечественной войны храм находился на линии фронта и был практически разрушен. По старым чертежам удалось восстановить верхние части стен, своды и купол, но редчайшие фресковые росписи, покрывавшие весь храм и чудом дошедшие до XX века, были безвозвратно утрачены.

Пятнадцать процентов уцелевшей стенописи, многочисленные фрагменты штукатурки с остатками росписи, черно- белые фотографии, зарисовки и копии - это всё, что осталось от этого выдающегося ансамбля древнерусской архитектуры и монументального искусства.

Архивные материалы: фрагменты фресок, фотофиксации интерьеров храма, подробные описания памятника, копии фресок в сочетании с современными техническими возможностями дают уникальную возможность виртуального возрождения утраченного шедевра древнерусской живописи - фресок церкви Спаса на Нередице.

Учитывая несоответствие высокой роли и значимости древнерусского искусства и недостаточно полного его освещения в популярных, общеобразовательных информационных источниках (научно-популярные и художественные книги и издания, образовательные фильмы, Интернет), результаты работ смогут восполнить этот пробел и достойно представить шедевр древнерусского искусства в масштабе мирового информационного поля. Это тем более важно в связи с тем, что церковь Спаса на Нередице входит в состав памятников, имеющих особый статус Юнеско.

Композиция «Страшный суд». Церковь Спаса на Нередице. Существующее состояние.

«Нередица» - научно-исследовательский проект, позволяющий объединить интеллектуальный, творческий и научный потенциал государственных и общественных учреждений, организаций культуры, искусства и образования в целях создания условий для достижения реального результата в области сохранения высочайших образцов национальной культуры и искусства.

В рамках проекта в 2009 году была создана трехмерная модель храма. В архивах хранятся фотографии, архитектурные чертежи и планы храма Спаса на Нередице. Представленные исторические справки, документы и фотоматериалы дают достаточное представление обо всех этапах строительства, реконструкции, разрушения и восстановления церкви Спаса на Нередице. Кроме документальных материалов, имеется редчайшая коллекция архитектурных деталей, строительных материалов XII века и других археологических находок: плинфа, кирпич, камень, напольные плитки и т.д. Эти материалы и позволили создать достаточно точную модель церкви.

В 2010 году начаты работы по созданию компьютерной реконструкции монументальной живописи церкви Спаса на Нередице.

Реконструкция

После воссоздания архитектурного облика памятника естественно встал вопрос о его живописном ансамбле, так как восстановление храма без восстановления живописи - это разрыв целого, живого организма. Существующие реставрационные методики не всегда учитывают современный уровень развития технологии и материалов.

На примере нередицкой росписи, состоящей из 325000 фрагментов, становится очевидным, что процесс восстановления фресок может занять долгие годы и потребует огромных усилий. Более того, мы понимаем, что значительная часть материалов утрачена безвозвратно как в момент разрушения храма, так и вследствии дальнейшего перемещения фрагментов. То есть, мы понимаем, что полностью объем росписи не удастся восстановить никогда по объективным причинам.

Бесспорно, огромной ценностью для нас и будущих поколений представляет даже крошечный фрагмент уникальной росписи, но для искусствоведческих и художественных исследований древнерусской живописи необходимо восстановить весь живописный ансамбль.

В то время как технологии трехмерной графики, художественного моделирования позволяют осуществлять сколь угодно точную с научной и художественной точки зрения реконструкцию утраченных (полностью или частично) росписей храма. Проект дает надежду на распространение этого опыта и на другие утраченные памятники русского искусства и архитектуры.

Вопрос о том, какой должна быть реконструкция, которая удовлетворяла бы требованиям искусствоведческой науки, не может не привлечь внимания. Проекты реконструкций, выполнявшиеся коллективом ранее на примере других объектов, рождают вопросы о теоретических принципах реконструкции памятников культуры и искусства.

1-ый метод - документальное историческое воссоздание (виртуальная реставрация).

В данном случае реконструкция представляет собой создание виртуальной модели объекта и воспроизведение только сохранившихся фрагментов и деталей, и, следовательно, играет роль исключительно дистанционного информационного источника (или же может фиксировать существующее состояние памятника в случае, например, дальнейшей фактической реставрации). В том случае, если существуют абсолютно точные исторические документальные свидетельства сохранившихся вне памятника деталей и фрагментов (например, фрагменты росписи или детали интерьера, хранящиеся в музейных фондах, точные документальные источники: чертежи или фотографии и т.д.), существующую модель памятника можно дополнить такими материалами.

Чтобы остаться в рамках исторической точности, необходимо отказаться от реконструкции утраченных фрагментов по аналогам.

2-ой метод - аналоговая реконструкция.

Дошедшие до нашего времени памятники, зачастую, утрачены частично или полностью. Их восстановление является задачей, решение которой, за недостаточностью документальных свидетельств, возможно только путем искусствоведческого анализа. Целью такой реконструкции является визуальное воссоздание памятника, создание атмосферы, образа. Но, в этом случае, виртуальная реконструкция не может полностью соответствовать документальной исторической точности.

Композиция «Страшный суд». Церковь Спаса на Нередице. Живописная реконструкция. Авторы: Ласка Т., Цымбал И., Филиппов А., Голубков С, Кобышева-Кузьмина С.

Более того, следует понимать, что аналоговая реконструкция может иметь несколько вариантов, не исключающих друг друга, но теоретически обоснованных. Это особенно актуально в свете того, что искусствоведческие изыскания продолжаются и приносят новые и новые открытия.

Мы знаем, к сожалению, достаточно много примеров реконструкций, которые отклоняются от образа памятника, являются «авторскими» (в плохом смысле этого слова).

На практике аналоговая реконструкция должна объединять опыт специалистов различных профессий. Весьпроцесс воссоздания должен контролироваться историками, искусствоведами, специалистами-архитекторами, археологами или специально созданной комиссией. Практическое же осуществление работ возлагается на специалистов соответствующей области знаний - не только специалистов компьютерной графики, но, прежде всего, художников, архитекторов, так как создание чисто компьютерной синтетической модели архитектурного памятника, скорее всего, оттолкнет от нее человека, знающего данный предмет, давая неверное представление об эстетической ценности реконструкции. Данная задача, безусловно, требует высокой профессиональной теоретической искусствоведческой и практической художественной подготовки всех исполнителей. Виртуальная модель росписи должна появиться на основе комплексного всестороннего анализа историко-художественных особенностей Нередицы в контексте Новгородского и, в целом, Древнерусского искусства XII, начала XIII века. Для решения этой задачи в распоряжении авторов проекта имеется достаточный материал: сохранившиеся в храме фрагменты фресок, описание фресок Нередицы, реставрационные отчеты, чертежи, акварели, фотографии, копии фресок.

В защиту реконструкции стоит заметить, что результат работы может быть в дальнейшем дополнен или исправлен. В случае ошибочно принятого решения компьютер предоставляет возможность вернуться к первоначальному варианту на любой стадии, не нанося повреждений предмету.

То есть процесс полностью обратим. Более того, компьютер позволяет фиксировать каждую операцию на любой стадии, что может сформировать наглядное методическое пособие. Процесс реконструкции никак не нарушает хода реставрационных работ, и, если, в дальнейшем, появятся новые технологии, или научные разработки, может иметь продолжение на новом уровне.

Современное представление о росписи Нередицы основывается на разнохарактерном комплексе черно-белых фотоматериалов, копиях фресок, выполненных до 1941 года, немногочисленных изображений, уцелевших на стенах храма. В процессе работ необходимо свести все эти данные в единую систему и на ее основе создать цельную виртуальную модель росписи, стремясь при этом максимально приблизиться к воспроизведению иконографических и стилистических особенностей, как отдельных изображений, так и ансамбля в целом.

Исходя из принципа восстановления полностью всего первоначального облика памятника, необходимо разработать методологию воссоздания утрат. Необходимо сочетать два метода - использование документальных материалов и условное восстановление цвета и формы, согласно аналогам.

Первоисточник: 
Культурное наследие: сохранение, реставрация, реновация (Материалы семинара «Проблемы реставрации и обеспечения сохранности памятников культуры и истории» - 2011) СПб., 2012
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.