ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

На протяжении многих веков фресковую и темперную настенную живопись исполняли по известковым штукатуркам. Уже с конца XV века их начали использовать для настенной масляной живописи итальянские художники, которые в этих целях стали покрывать просохшую штукатурку грунтами, предупреждающими впитывание пористой известковой основой масляного связующего из красок. Позднее в известковые штукатурки начали добавлять гипс (в состоянии алебастра).

В России писать по штукатуркам масляными красками стали с начала XVIII века, восприняв технологию известково-алебастровых вяжущих с песчаными наполнителями от приезжих западноевропейских мастеров. А со второй половины XVIII века росписи иногда выполняли по искусственному мрамору — составу, в который входили алебастр, клей и воск. Со второй половины XIX века начали применять цементные растворы, составлявшиеся из порошков клинкера, минеральных добавок и воды (ил. 7).


7. Е. С. Сорокин. Вознесение (деталь). Храм Христа Спасителя. Живопись по цементной штукатурке. 1878

Клинкером принято называть твердый минеральный сплав, получаемый при совместном обжиге смесей из известняка и глинозема.

Что же касается грунтованных холстов под картины, выполняемые в технике масляной живописи, то они известны западноевропейским художникам уже начиная с рубежа XV— XVI веков. В XVI веке их начинают использовать и для монументальных, большемерных панно. Холсты, натянутые на подрамники, подвешивают к потолкам, монтируют на стены, а иногда — без подрамников — наклеивают на оштукатуренные поверхности потолков и стен или на деревянную обшивку.

Непосредственно по дощатой обшивке архитектурных сооружений росписи в Западной Европе выполняли значительно реже. Однако именно такой тип росписи (роспись по деревянной основе) был наиболее традиционным для России. Возможно, что писали по деревянной основе именно масляными красками, не будучи еще даже знакомыми с усовершенствованной техникой масляной живописи.

На протяжении XVIII — первой половины XIX века продолжается прямое воздействие западноевропейских художников на русских, а со второй половины XIX века по настоящее время техника и технология настенной масляной живописи развивается в нашей стране пусть и в тесном контакте с мастерами других стран, но уже вполне самостоятельно.

Основы и грунты в настенной масляной живописи — в отличие от настенной фресковой или темперной станковой масляной живописи — отличаются большей сложностью в строении и большим разнообразием материалов и технологии. Они часто состоят из многочисленных слоев и прослоек, разнообразных по материалам и технике. Наименьшая послойность, например, характерна для росписи по древесине: проклейка животным клеем или пропитка поверхности доски высыхающим маслом, далее роспись без грунта или по грунту. В том случае, когда здание построено из кирпича и обшито изнутри досками с росписью, кладку стены допустимо принять за подоснову. Если же на кирпичную кладку стены (как на подоснову) нанесен слой штукатурки, он становится основой. Поверхность такой основы покрывают слоем грунта. Грунт пропитывают горячей олифой, эту прослойку можно назвать надгрунтовой пропиткой. На штукатурный слой иногда наклеивают холст, его грунтуют. В этом случае штукатурный слой представляет собой первую основу, клей — промежуточную проклейку (соединительный элемент), холст — вторую основу, далее на холсте — грунт из наполнителя и связующего, затем — красочный слой масляной живописи.

Таким образом, кладку стены и перекрытий целесообразнее всего считать подосновой. Основами же следует называть штукатурки из различных вяжущих с наполнителями, металлы (листы меди, железа), ткани (льняные, пеньковые и т. п.). Однако тот же материал — холст, как видно из приведенных выше рассуждений, может быть квалифицирован и в качестве вторичной (второй) основы. Встречаются и случаи, когда на деревянной подоснове (бревенчатой или дощатой) находится промежуточный, или изоляционный, слой из войлока и дранки. Однако промежуточный изоляционный слой может быть помещен между кладкой стены (подосновой) и грунтованным холстом (основой), например, в виде листового цинка, на который наклеен холст панно «Каменный век» В. М. Васнецова в здании Исторического музея в Москве (ил. 8—11).


8. В. М. Васнецов. Каменный век. Холст, нанесенный на металлическую основу. Состояние в процессе реставрации

9. Тот же фрагмент. Отставание и деформация холста

10. Тот же фрагмент. Отставание холста, подклейка его осетровым клеем. Удаление поверхностных загрязнений

11. Тот же фрагмент после реставрации

Можно привести еще сколько угодно комбинаций из основных и промежуточных слоев и изоляционных прослоек, чередующихся в различной последовательности, что бывает обусловлено разными причинами, в том числе и замыслом строителя или поздними реконструкциями сооружения.

Первоисточник: 
Реставрация настенной масляной живописи. В.В. Филатов М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.