ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Сохранение исторического квартала Санкт-Петербурга: возможности и пределы

Никонова А.А.
кандидат философских наук, доцент кафедры музейного дела и охраны памятников факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета
 

Особенность и уникальность средового потенциала исторического центра Петербурга требует новых подходов и новых моделей решения пространственного развития исторического центра. Необходимо провести не только историко-культурную и общественную экспертизу, учитывать градостроительные доминанты, но, прежде всего, привлекать жителей, мелких и средних инвесторов к сохранению и восстановлению исторической структуры городского пространства. Городской нарратив образует своеобразный «эйдос» города, который создается и передается горожанами из поколения в поколение. Опека государственных органов власти продлевает их материальное существование, но не гарантирует их включение в процессы воспроизводства культурных паттернов. Скорее способствует включению их в новые практики, в частности, туристический бизнес и в современные формы коммуникации. Возникает проблема конкуренции мест памяти с современными формами городского пространства. Удивительно то, что в российских городах жители не стремятся сохранять свое прошлое. Если памятный объект не находит своего попечителя-инвестора (частного или государственного), то он разрушается и сносится. Сегодня музеефикации подвергается именно повседневность, с ее парадигмальными границами мышления в самых обыденных вещах. Поэтому в постиндустриальном глобализирующемся мире музей является одной из форм проявления самоидентификации

человеческих сообществ, центром социокультурной адаптации. Однако новое экологическое мышление применительно к культуре города включает в себя и историческое мышление. Сохраняя традиции, вносящие стабильность в общество, современный музей претерпевает значительные изменения, становясь все более открытым для общества и все активнее интегрируясь в социокультурную среду.

Регенерация и музеефикация культурного наследия может быть решена путем создания новой системы организации и координации, в частности, музейной деятельности -создание межмузейных центров, обеспечивающих развитие партнерских технологий. Партнерские организации позволяют аккумулировать разнонаправленные информационные потоки, учитывать интересы и опыт различных организаций, привлекать специалистов и консультантов. Таким партнерским проектом впервые стал «Музейный квартал», объединивший в 2008 году четыре музея (Центральный музей связи имени А.С. Попова, Санкт-Петербургский Государственный музей истории религии, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Музей-квартира В.В. Набокова) и кафедру музейного дела и охраны памятников Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета для изучения, сохранения и использования научно-исследовательского, фондового и рекреационного потенциала и для реализации межмузейных проектов и туристических программ на территории бывшего «Почтового городка» в историческом центре Санкт-Петербурга, ограниченного набережной реки Мойка, площадью Труда, Конногвардейским бульваром, площадью Декабристов и Исаакиевской площадью.

Целостность историко-культурной среды квартала раскрывается через сложившуюся и не менявшуюся в течение трех столетий функциональную направленность - квартал включает в себя «Почтовый городок», возникший в конце XVIII века, здания которого в большей части и сегодня принадлежит Управлению Федеральной почтовой связи по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Территория Почтового городка культурно обустраивалась на протяжении весьма длительного времени, и сегодня здесь расположены не только известные памятники архитектуры, но исторические улицы, площади, бульвар и другие памятные места. Вся совокупность памятников, городского и природного ландшафта создают вместе незабываемый образ, который может быть назван культурной ценностью. Но в то же самое время отдельные элементы такой среды могут быть рассмотрены как историко-культурная среда, которая имеет культурную ценность как комплексный объект, в котором собраны воедино недвижимые памятники разных типов и периодов. В культурно-историческое пространство квартала входят органично и музейные фонды, коллекции которых отражают также историю Петербурга, но скрытую от взгляда прохожего. Разрабатывая проект «Музейный квартал/Санкт-Петербург» участники творческого коллектива предполагают создать такую зону городского пространства, где должно быть особое регулирование и движения транспорта, и рекламной политики, и реконструкции домов и дворов. Сохранить уголок старого города, его особенности, историческую специфику, но не консервируя, а развивая его путем поиска новых форм и пространств досуга туристов и жителей района. Создание особого «музейного» пространства в городе будет сопровождаться разработкой навигации по кварталу и созданию межмузейной информационной зоны для расширения выставочных площадей и размещения в открытом доступе информации просветительского, воспитательного и рекламного характера музеев, участников проекта. На сегодняшний день социокультурный, интеллектуальный, пространственно-средовой и туристический потенциал обозначенного квартала остается практически невостребованным. Находясь в непосредственной близости от центральных туристических маршрутов, основных городских объектов осмотра экскурсионных групп и одиночных туристов, квартал оказывается «черной дырой» в культурном пространстве Петербурга. Вместе с тем, участок исторического центра города, обладающий колоссальным пространственно-средовым потенциалом, с полным правом может претендовать на статус одной из важнейших культурно-исторических и туристско-рекреационных зон Санкт-Петербурга. Три направления в разработки модели музеефикации квартала необходимо учитывать: 1) историко-культурный потенциал; 2)развитие экономики и инфрастуктуры, 3) создание необходимых условий для достойного по современным меркам уровня жизни жителей квартала.

Для проекта «Музейный квартал\Санкт-Петербург» предметом охраны является уникальность средовой территории Адмиралтейской части Санкт-Петербурга, которая в полной мере отразилась на формировании исторических, функциональных и градостроительных доминант указанной территории, поэтому в перву. Очередь необходимо учитывать при реконструкции и музеефикации градостроительные особенности территории.

1. Целостность архитектурно-пространственной среды, которая и должна сохраняться и музеефицироваться.

2. Уникальность градостроительного плана СанктПетербурга, объединившего общеевропейские культурные традиции и новые планировочные решения.

3. Новые планировочные и архитектурные принципы органично сочетались с природными условиями (ландшафтом, реками, островами, побережьем Балтийского моря).

4. Одновременное формирование структурных частей города. Адмиралтейская сторона - многолучевая структура с радиально-дуговыми направлениями. «Музейный квартал» соединяет в себе черты дуговой планировки (наб. реки Мойки) и регулярной застройки.

5. Именно на примере рассматриваемого квартала можно не только показать развитие рациональной, геометрически правильной планировки со свободными очертаниями водных протоков (р. Мойка, Крюков канал, р. Нева), но характерную систему доминат, организующую видовые панорамы и перспективы.

6. Градостроительный каркас Санкт-Петербурга сложился в эпоху классицизма, когда были созданы основные ансамбли города. В квартале и прилегающей территории можно выделить следующие ансамбли: ансамбль Исаакиевской пл. (Исаакиевский собор, памятник Николаю I, Мариинский дворец, особняки и дворцы площади, Манеж со скульптурами, выход на Сенатскую пл. и р. Неву); ансамбль пл. Труда (Благовещенская пл.) (Николаевский дворец, Казармы, Мост, выход к Неве); Ансамбль Казармы Конногвардейского полка; ансамбль Новой Голландии.

7. Стилевое единство - барокко и классицизм. Изначальная градостроительная структура сохраняла свою логику на протяжение трех столетий.

8. Развитие законодательства в области строительства: а) регламент ширины улиц, разбивка кварталов, модуль и характер застройки, типовые проекты домов.

9. Садово-парковые и ландшафтные зоны: сквер у Исаакиевского собора, Конногвардейский бульвар.

10. Историко-культурное единство, а) Петербург -морской и торговый порт (Б. Морская ул., Адмиралтейские верфи, Адмиралтейство, Новая Голландия ), б) Петербург - официальная столица (Дворцы царской семьи, гвардейские казармы, Манеж, посольство Германии), в) Деловой Петербург (Почтамт); г) Литературный и художественный Петербург.

На основании выделенных приоритетов можно определить специфику охранной зоны квартала и предложить сам термин «охранная зона квартала».

1. Вся территория «Музейного квартала» определяется как «охранная зона квартала», в которой устанавливается особый режим градостроительной и хозяйственной деятельности.

2. Особенности охранной зоны квартала: уникальность объемно-пространственного планировочного каркаса квартала (модуль кварталов и участков, масштаб, высотность и членение участков), поддерживающего общегородской силуэт и объединяющий ансамбли площадей (Исаакиевской пл., пл. Труда) и перспективы улиц (Вознесенского пр., Большой Морской и Малой Морской, Адмиралтейского пр., Конногвардейского бульвара, ул. Труда).

В рамках проекта «Музейный квартал» разработан ряд тематических пешеходных экскурсионных туристских маршрутов внутри обозначенного квартала, рассчитанных на разные категории слушателей и наиболее полно раскрывающих специфические особенности исторической среды и духовного наследия этой части Петербурга. Новация экскурсионных программ, разработанных Научно-практическим центром, заключается в объединении в цельный рассказ сведений об архитектурных особенностях построек квартала, бытовой истории одного из старейших районов города и его жителях, носителях петербургской культуры, и установление глубоких взаимосвязей с богатейшими фондами представленных в квартале музеев. Программы формируются из циклов пешеходных и музейных экскурсий, выездных занятий с учетом пожеланий каждой группы. Основные тематические направления:

а) История Санкт-Петербурга

б) История архитектуры Санкт-Петербурга

в) История почты и телеграфа Санкт-Петербурга

г) Художественная культура Санкт-Петербурга

д) Военная и военно-морская история Санкт-Петербурга

е) История науки и техники Санкт-Петербурга

В ходе работы Научно-практического центра «Музейный квартал» предполагается тесное взаимодействие с научными сотрудниками музеев-участников для разработки новых тематических маршрутов. В рамках данного мегапроекта осуществлен проект "Нулевая верста", поддержанный Благотворительным фондом В. Потанина.1

Создание особого «музейного» пространства в городе будет сопровождаться разработкой навигации по кварталу и созданию межмузейной информационной зоны для расширения выставочных площадей и размещения в открытом доступе информации просветительского, воспитательного и рекламного характера музеев, участников проекта.

Используя результаты историко-культурной экспертизы и дизайнерской визуализации проекта, был создан презентационный буклет, в котором наряду с информацией о музеях-участниках проекта представлены сведения о 21 памятнике истории и культуры, что позволяет использовать буклет в качестве карты-навигатора по «Музейному кварталу». Для более глубокого, аналитического погружения в специфику музейной информационной зоны на карте обозначены архитектурные стили, доминирующие в застройке квартала, а также места информационных стендов, обеспечивающих удобство ориентирования в границах квартала, с помощью которых жители и гости города смогут получить дополнительные сведения о музеях, учреждениях культуры и объектах культурного наследия в границах «Музейного квартала».

О проекте «Нулевая верста» см. статью Бакаютовой Л.Н. «Музеефикация квартала «Почтовый городок» в Санкт-Петербурге. Итоги выполнения проекта «Нулевая верста» //Сборник методических материалов по итогам проекта «Нулевая верста». СПб., 2010. С. 3-12.

Сохранение культурного наследия не может быть разделено на две независимых друг от друга сферы культурной практики — музейную и архитектурно-реставрационную, так как стратегия и теория сохранения как движимых так и недвижимых объектов культурного наследия одна. Поэтому задачи, стоящие перед музеем, как социокультурным институтом сохранения наследия и государственными органами сохранения памятников недвижимости одни. Сложившаяся исторически практика выявила неправомерность такого деления и необходимость совместной разработки теоретических основ сохранения, использования и воспроизводства культурного наследия. Изучить и сохранить музейный предмет или памятник истории или архитектуры недостаточно, необходимо еще понять как его использовать, сделать памятник истории, фрагментарный по определению, понятным и узнаваемым современному человеку. Создание модели регенерации и музеефикации исторической территории города на примере «Музейного квартала/ Санкт-Петербург» будет способствовать повышению статуса Санкт-Петербурга как культурной столицы, развитию реставрации, туризма и городской инфраструктуры.

Первоисточник: 
Культурное наследие: сохранение, реставрация, реновация (Материалы семинара «Проблемы реставрации и обеспечения сохранности памятников культуры и истории» - 2011) СПб., 2012
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.