ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Пахунов А.С, Бурова A.A.
Пахунов А.С., Consciquence Lab
Бурова A.A., РГГУ

В настоящее время естественнонаучные исследования являются неотъемлемым компонентом в работе крупных музеев и реставрационных центров. Выделение отдельного научного направления — conservation science — является подтверждением наличия специфики в работе с произведениями искусства, даже при использовании общепринятых методов, по сравнению с аналогичными исследованиями в академических организациях или промышленных лабораториях. Эти особенности обусловлены теми задачами, которые ставятся перед исследователем и характером материалов, с которыми приходится работать.

Сфера естественнонаучных исследований произведений искусства начала формироваться в конце ХIХ-начале XX века. После первой мировой войны создаются первые исследовательские лаборатории при музеях:

• 1919 г. — Британский музей,

• 1925 г. — Лувр,

• 1930 г. — Художественный музей Фогга.

В 1930-е годы лаборатории открываются в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Музее изящных искусств в Бостоне, Национальной галерее в Лондоне и в другие странах. Объединению ученых и развитию направления также способствовала конференция по исследованию произведений искусства, организованная ООН в Риме в 1930-м году[1].

С момента открытия лаборатории при музее Фогга и по 1942 г. в ней издавался первый специализированный журнал "TechnicalStudiesintheFieldoftheFineArts", который являлся площадкой для коммуникации исследователей обоих континентов.

На этом этапе разрабатывалась общая методология исследования, активно накапливались экспериментальные данные по капельному анализу пигментов, интенсивно изучалась стратиграфия произведений по микрошлифам. Из доступного аналитического оборудования в распоряжении ученых был только рентгеновский дифрактометр, позволявший определять минеральный состав проб.

Следующий выделяемый нами период можно ограничить временем Второй мировой войны и подписанием в 1964 году Венецианской хартии — первого документа, регулирующего процессы консервации и реставрации. В данный период было начато промышленное производство широкого спектра аналитического оборудования. Если в предыдущие годы многие приборы были доступны только для ученых, работающих совместно с инженерами, то после появления приборов на рынке их смогли приобретать и музейные лаборатории.

Уже во время Второй мировой войны, в 1941 г., поступает в продажу первый спектрометр в видимом и УФ-диапазонах фирмы Beckman, с помощью него стали возможны исследования лаков и технологии крашения. В 1944 г. компания Perkin-Elmer выпускает первый промышленный инфракрасный спектрометр [2]. Метод ИК-спектроскопии применялся для исследования связующего вещества красок с полотен Тернера [3] в 1954 г. и воска фаюмских портретов [4] в 1960 г.

В начале 1950-х годов открываются новые лаборатории, ориентированные, прежде всего, на естественнонаучное изучение произведений искусства, и в меньшей степени — на проведение консервационных и реставрационных работ. Например, такой лабораторией являлась TechLab при Художественной галерее Фриера, которую возглавил Р. Геттенс. Несмотря на доступность УФ- и ИК-спектрометров, на первом этапе развития из сложного аналитического оборудования в лаборатории была только установка для проведения рентген-дифракционного исследования [5]. Аналогичная ситуация была и в исследовательской лаборатории при Национальном музее в Цюрихе [6]. Первое упоминание о проведенной на собственном ИК-спектрометре работе относится к 1964 г. — в Центре по консервации произведений искусства при Университете Карнеги-Меллон исследовались эпоксидные покрытия картин [7].

В дальнейшем развитие приборной базы ускоряется. В статье 1966 г. о сравнительном исследовании натурального и искусственного азурита, Геттенс и Фитцхаг приводят 10 различных характеристик пигментов, от морфологии частиц и микрохимических реакций до параметров кристаллической решетки и их цветовых различий [8].

Существенная роль в этом процессе принадлежит журналу StudiesinConservation, являющемуся с момента выхода первого номера в 1952 г. наиболее авторитетным периодическим изданием по исследованиям объектов культурного наследия. На рубеже 50-60-х годов в журнале была опубликована серия статей, где описывалось устройство вновь созданных исследовательских и реставрационных лабораторий, на которые могли ориентироваться те учреждения, где пока не было своей лаборатории [9].

Таким образом, к началу 1970-х годов во многих лабораториях по всему миру уже присутствовало необходимое оборудование для проведения комплексного анализа как неорганических (металлов, пигментов, стекла], так и органических материалов (связующих, лаков), позволяющее проводить исследования на современном нам уровне. Многие статьи того периода стали классическими, например, исследования Бирштейна и Тульчинского связующих веществ и покровных лаков с использованием ИК-спектроскопии [10, 11] и Миллса с использованием газовой хроматографии [12]. В это же время начинается формирование специализации, получившей название "conservationscience": так была обозначена должность сотрудника лаборатории Геттенса Т. Чейза в ежегодном отчете за 1976 г. [13].

В рекомендации ЮНЕСКО «Об охране в национальном плане культурного и природного наследия» от 1972 г. приводится следующая формулировка задачи проведения естественнонаучных исследований в охране культурных памятников: "П. 9. В проведении мер по охране культурного и природного наследия должны использоваться научные и технические достижения всех дисциплин, связанных с охраной, сохранением и популяризацией культурного и природного наследия" [14], что отражает изначально междисциплинарный характер исследования. Междисциплинарность заложена и в программах подготовки исследователей и реставраторов.

Посредством знакомства специалиста, получившего базовое естественнонаучное образование, с вопросами практической реставрации и истории искусства достигается наиболее полное понимание задач, стоящих перед реставраторами и искусствоведами. В то же время подготовка реставраторов включает обязательные естественнонаучные курсы и практические занятия по исследованию произведений различными методами [15]. Таким образом, исследователь и реставратор уже в процессе обучения знакомятся с языком специалистов смежных направлений.

В сфере исследования произведений искусства работают два типа ученых: первые получили базовое естественнонаучное образование по химии, биологии, геологии и другим наукам, а затем начали работать в лабораториях при музеях, реставрационных центрах и в специализированных независимых лабораториях. Второй тип — это академические исследователи. В сферу их интересов попадают материалы памятников. Специалисты по стеклу или металлу, например, могут принимать участие в исследованиях музейных предметов. Также иногда в академических исследовательских группах разрабатываются отдельные вопросы, связанные с реставрацией или изучением технологии создания произведений.

Таким образом, для решения возникающих у музейных работников вопросов возможно привлекать различных специалистов в одну команду, что обеспечивает междисциплинарность исследования, необходимую при работе с объектами культурного наследия. К этим вопросам относится атрибуция памятников, которая проводится с помощью комплексного использования методов естественных и гуманитарных наук. Кроме того, стратегию проведения реставрационных работ выбирают только после обобщения данных лабораторных и искусствоведческих исследований.

В дальнейшем, на наш взгляд, будет усиливаться разделение специализаций ученых. Данная тенденция уже продолжительное время прослеживается в академической науке, однако сейчас стала заметна и в сфере исследования произведений искусства, тогда как на первых этапах один работающий в музее ученый занимался широким кругом проблем, связанных с хранением, экспонированием и реставрацией предметов. В настоящее время специалист, работающий в лаборатории при музее или реставрационном центре, как правило, владеет одним методом исследования.

Авторы выражают благодарность Юлии Тереховой за помощь при подготовке текста.

Литература

1. Gettens R.J. Teaching and Research in Art Conservation. Science, 21 April 1961: Vol. 133 no. 3460 pp. 1212-1216.

2. Документ в формате ПДФ «60 Yearsof Perkin Elmer Innovation in Infrared Spectroscopy» / PerkinElmer Inc., 1998-2012. URL: http://www.perkinelmer.com/C... 74388BRO_60YearsInfraredSpectroscopy.pdf (датаобращения: 23.06.2012).

3. Hanson N.W. Some painting materials of J.M.W.Turner Studies in Conservation, Volume 01, pp 162-173,1954.

4. Kuhn Hermann. Detection and identification of waxes, including Punic wax, by infra-red spectrography. Studies in Conservation, Volume 05, pp 71-81,1960.

5. Gettens Rutherford J. The Freer Gallery Laboratory for Technical Studies in Oriental Art and Archaeology. Studies in Conservation, Volume 04, pp 140-145,1959.

6. Muhlethaler Bruno. The research laboratory of the Swiss National Museum at Zurich. Studies in Conservation, Volume 07, pp 35-42,1962.

7. Keck Sheldon, Feller Robert L. Detection of an epoxy-resin coating on a seventeenth-century painting Studies in Conservation, Volume 09, pp 1-8,1964.

8. Gettens R.J., Fitzhugh E.W. Identification of materials of paintings: I. Azurite and blue verditer Studies in Conservation, Volume 11, pp 54-61,1966.

9. См. пп. 5-6.

10. Бирштейн В., Тулъчинский В. Об исследовании веществ покровного слоя египетских каменных стел. Художественное наследие 333:8-11.1977.

11. Бирштейн В., Тулъчинский В. Идентификация некоторых материалов живописи иконы "Мученик и сученица" методом ИК-спектроскопии. Художественноенаследие 535:198-201.1979.

12. Mills John S. The gas chromatographic examination of paint media. Part I. Fatty acid composition and identification of dried oil films. Studies in Conservation, Volume 11, pp 92-108, 1966.

13. Сайторганизации / Smithsonian Institution 2012. URL: http://www.asia.si.edu/resea... (дата обращения: 23.06.2012).

14. Рекомендация ЮНЕСКО «Об охране в национальном плане культурного и природного наследия" от 1972 г. / Юридический интернет-портал, 2005-2012. URL: http://www.zonazakona.ru/law... (дата обращения: 23.06.2012).

15. Требования для получения степени Доктор философии / NewYorkUniversity, TheInstituteofFineArts. URL: http://www.nyu.edu/gsas/dept... PhD.pdf (дата обращения: 23.06.2012).

Первоисточник: 
Культурное наследие: сохранение, реставрация, реновация (Материалы семинара «Проблемы реставрации и обеспечения сохранности памятников культуры и истории» - 2011) СПб., 2012
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.