ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 
Малкиель И.K.
Заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов, Государственный Эрмитаж

 

Лаборатория научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа была создана в 2004 г. За этот период удалось восстановить более 1200 музейных экспонатов. Сотрудники лаборатории участвуют в международных конференциях и семинарах, проводят стажировки для специалистов других музеев и разрабатывают новые реставрационные методики и оборудование. Для реставрации экспонатов в Лаборатории применяются передовые технологии и новейшее оборудование. Реставрационная мастерская оснащена новейшими оптическими приборами (безокулярными микроскопами и стереоувеличителями). Для деликатной, локальной пайки и отжига металлов реставраторы применяют водородные горелки. В Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов для изготовления утраченных деталей конструкции используют системы быстрого прототипирования. Система состоит: из лазерного сканера, компьютера со специальным программным обеспечением, и фрезерно-гравировальной машины. Для бесконтактного сканирования мы используем лазерный сканер, с разрешением 0,1 мм. Разрушенный эмалевый слой на различных музейных экспонатах закрепляется с помощью светоотверждаемых керамически-армированных композитов.

В реставрационной практике было много интересных больших проектов. Один из них (Реставрацию клада М.И. Лихачевой) мне хотелось бы представить.

В мае 1978 года в Ленинграде на фабрике «Восход», нашли клад, состоящий из 217 предметов. Позднее он был передан в Отдел Истории Русской культуры Государственного Эрмитажа. Предметы клада изготовлены лучшими фирмами и мастерами Петербурга и Москвы и датируется 1824-1910 годами. Перед тем как спрятать в тайник, все предметы этого комплекса были тщательно вычищены и упакованы. В состав клада входили разнообразные бытовые предметы. Большинство столовых приборов и адресов украшены гравированными монограммами, юбилейными датами и именами дарителей. Это добавляло индивидуальности в серийных бытовых предметах.

Не исключено, что некоторые предметы из клада либо сдавались в ломбард, или их там могли приобрести. На донце сосуда для приготовления крюшона процарапаны два номера: первый - зачеркнутый 44236, с другой стороны 42736 и вес этих предметов (в фунтах и золотниках). Сосуд для крюшона стоял на круглой чаше, на донце которой - изображение медведя в ромбе (Германия?) и российское «ввозное» клеймо 84 пробы. У края донца сохранился штампованный номер 31899 и 49510, вероятно, номер формы или модели.

На одной из газет удалось прочитать дату (март 1917 г.), следовательно клад не мог быть спрятан ранее этого времени.

Реставрация клада началась в марте 2008 года в Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов. Сложность работы связана с почвенной коррозией, так как все предметы клада, завернутые в газеты и ткань, были спрятаны под полом. В тайнике находились предметы гниения (органика, тряпки, газеты и др.), известь из штукатурки и кирпичных растворов, затекала вода, и скапливался конденсат, был пожар. На некоторых предметах сохранилась копоть, на металле видны следы «побежалости», мастика выплавилась из полых ручек ножей и вилок. Некоторые виды бумаги и ткани содержали свинец и серу, кроме того, в качестве связующего пигмента, в производстве бумаги могли использовать казеин, который легко подвергается бактериальному распаду. При контакте с этими материалами образуется щелочная среда и на серебре появляются темные пятна. В результате воздействия щелочи на серебре и железе образовались углубления и сквозные отверстия. В лигатуре сплавов и припоев изделий использовали медь, после окисления которой спаянные швы сосудов разошлись и развалились.

До реставрации

После реставрации

 

Как известно, под воздействием влажной атмосферы, солевых и сернокислых соединений в воздухе и в земле, медь разрушается с образованием хлоридов, зеленых карбонатов, черной окиси и красной закиси меди, медные сплавы темнеют от окисления.

Сложнее пришлось с реставрацией столовых предметов (вилок и ножей), пустотелые ручки которых были заполнены специальной мастикой. Из-за этого подобные предметы нельзя нагревать, поэтому пришлось использовать сухую ультразвуковую и лазерную очистку.

Плотные, мощные окислы железа с поверхности вилок и ножей снимали с помощью ультрапьезозвуковой установки ART-PIEZO. Золоченое серебро также подвержено потемнению за счет пористости золотого покрытия и диффузии серебра. Медь, входящая в состав серебряной лигатуры и припоев, окислилась, отчего предметы, покрытые зелеными окислами, развалились на части в местах пайки. В результате почвенной коррозии и других неблагоприятных факторов «новый металл» превратился в «археологический». Отличительной особенностью археологического серебра является его хрупкость. В почве это происходит независимо от того, насколько металл разрушен с поверхности. Хрупкость серебра обусловлена, в основном, межкристаллитной коррозией. Границы зерен металла обогащены легирующими компонентами и микропримесями, которые в почве превращаются в оксиды и соли, за счет чего и происходит ослабление связи между отдельными кристаллитами, в результате, серебро становится хрупким. Особенно хрупкими были сложносоставные штампованные изделия, в которых металл был «нагартован», т.е. имел напряжение.

Некоторые предметы клада (ножи, лопатки и т.д.) -комбинированные, т.е. изготовлены из серебра, кости и железа. Железо особенно чувствительно к изменению внешних условий. После извлечения клада состояние железных предметов резко ухудшилось: изменившаяся влажность и доступ кислорода к разрушенному металлу привели к резкому увеличению скорости коррозии. В кладе найдено всего три предмета с костью, скорее всего, из бивня мамонта или слона. Все эти предметы фрагментированы и находятся в плачевном состоянии. Кость рассохлась, расслоилась, она деструктирована, поражена грибами и оксидами меди и железа.

Перед процессом реставрации металлических предметов проводились химико-физические исследования. Для определения состава металлов применяли портативный анализатор металлов Омега Экспресс. Крепления серебряных оправ адресов были припаяны с помощью мягкого трёхкомпонентного припоя (Pb, Sn, Zn), кроме того на оборотной стороне сохранились следы клея.

Сегодня лазерная очистка произведений искусства стала привычной техникой и успешно применяется в реставрации шедевров во многих странах мира. Лазерная очистка серебра и позолоты довольно сложный процесс. В Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов применяют лазерные установки двух типов: 1) со стационарной рабочей камерой и 2) оптиковолоконным кабелем. Лазеры способны без вреда для экспоната удалять олово, медные, железные окислы и испарять практически любые органические наслоения, которые иногда невозможно удалить с помощью традиционных химических реактивов.

До реставрации

После реставрации

 

Сложнее всего удалить олово или мягкие припои с поверхности серебра и золота. Во время работы следует крайне осторожно очищать поверхность пористого археологического серебра, а особенно со следами позолоты. Установка позволяет очищать слой загрязнений от 5 микрон.

Система лазерной очистки снабжена колесиками для передвижения и устройствами для подвешивания. Оптиковолоконный кабель позволяет проводить реставрационный работы на расстоянии от 3 до 10 м от установки. С помощью машины можно удалять загрязнения не только прямым, но и отраженным светом с помощью специальных зеркал. Установка не на всех образцах работает стабильно, поэтому приходится иногда применять химическую или механическую доработку.

Лучшие результаты по лазерной очистке были показаны на всех установках компании OROTIG, в некоторых случаях особенно удачно очистка проходит после размягчения окислов и загрязнений специальными химическими реактивами.

Если лазерная очистка металлов находится на экспериментальном уровне, то лазерная сварка уже давно занимает ведущее место в реставрационной практике музеев мира. Больших успехов добились итальянские реставраторы, которые долгое время применяют в своей работе установки лазерной сварки.

Благодаря современным лазерным технологиям появилась возможность реставрировать уникальные предметы из драгоценных металлов. Эрмитаж первый в России применил в реставрации лазерную сварку последнего поколения, которая отвечает всем музейным требованиям. После появления на рынке реставрационного оборудования лазерной установки, которая позволяет сваривать сложнейшие детали (от тончайшей филиграни до толстостенных предметов), в Эрмитаже было принято решение об использовании в реставрации новых лазерных технологий. Специально для Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов итальянская компания OROTIG создала три уникальные установки с адаптированными для реставрации параметрами.

Установки комплектуются микролифтами, для работы с различными по габаритам предметами. Управление всеми процессами осуществляется с помощью джойстика из рабочей камеры или на выносном пульте. Для сварки больших экспонатов применяется сварка открытого типа. Около двух лет было потрачено специалистами компании OROTIG для проектирования и изготовления этой машины. В рабочей камере лазерных установок также есть регуляторы света и системы охлаждения. Концепция свободного движения позволяет держать предмет руками и регулировать сварочный процесс. В реставрационной практике крайне необходима тщательная фиксация всех процессов, поэтому в микроскоп встроена цифровая видео- и фотокамера, подключенная к компьютеру.

Клад М.И. Лихачевой после реставрации

 

Стыки, сваренные лазером прочнее, чем аналогичные стыки, спаянные горелкой, а также значительно прочнее, чем сварка микроплазмой. Их прочность составляет 95% от прочности цельного металла.

Новая технология позволяет избежать использования припоев. В месте проведения сварного шва отсутствует окалина. Кроме высочайшей точности и чистоты сваренных поверхностей, автоматическая пульсирующая система применяется для полировки сварных швов. Локализованное тепло позволяет производить сварку поверх ранее сваренных поверхностей, не повреждая предыдущую работу. Для работы с различными металлами (золотом, серебром, медными сплавами и железом) изменяются параметры лазерной сварки. При лазерной сварке не изменяется вес украшения, что крайне важно для музейной практики.

Экспонаты украшены цветной позолотой и чернью, поэтому пайка даже легкоплавкими серебряными припоями, без повреждения покрытий, была невозможна. Лазеры хуже всего сваривают предметы из серебра, а особенно сложны в работе экспонаты из археологического серебра. После очистки швов необходимо заплавить поры в месте сварки. Сварку таких швов следует проводить под острым углом (около 15°) внахлёст. В некоторых случаях, после сварки фрагментов серебряных сосудов, из-за линейных напряжений металл покрывался трещинами и ломался в других местах. Это очень сильно осложнило процесс лазерной сварки. Пришлось подбирать различные режимы сварки для разных элементов одного предмета. После сварки необходимо заполировать швы (т.е. уплотнить металл в месте сварки), это происходит при увеличении диаметра сварочного пятна, частоты, мощности и длительности импульса. При толщине металла более 2 мм следует лазером «завалить» края внутрь шва и послойно нарастив металл (до лицевой поверхности экспоната), заполировать шов. Железные штифты и заклепки в шарнирах и петлях окислились и развалились, поэтому пришлось их заменить. В тех местах, где остатки штифтов прикипели к серебру, их пришлось выжечь лазером.

Безусловно, применение лазерной сварки и лазерной очистки в музейной реставрации позволяет радикально сократить время реставрации и существенно повысить качество работы.

Эта работа интересна не только как целостный комплекс ювелирных изделий, имеющий художественное и историко-бытовое значение, но и как большой реставрационный проект.

Полная теория реставрации драгоценных металлов до сих пор не разработана. Вероятно, сталкиваясь со сложными реставрационными случаями и большими комплексами изделий можно постепенно разрабатывать собственные методики, которые в дальнейшем помогут решать различные задачи.

Первоисточник: 
Культурное наследие: сохранение, реставрация, реновация (Материалы семинара «Проблемы реставрации и обеспечения сохранности памятников культуры и истории» - 2011) СПб., 2012
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.