ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 
Малкиель И.K.
Заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов, Государственный Эрмитаж

 

Ювелиры знали скрепляющие свойства мастики и использовали ее в ювелирном производстве для закрепки камней уже в первом тысячелетии до н.э. и вплоть до XX в. Довольно часто употребляли мастику для крепления цветных стекол и камней в средневековых украшениях Центральной Азии и Северного Кавказа. В IX-XII вв. в Центральной Азии получило широкое распространение изготовление полых, тонкостенных ювелирных украшений с мастичным заполнением. Для производства уникальных украшений, посуды и холодного оружия Великих Моголов применяли шеллачную мастику. В массивных индийских украшениях XVII-XVIII вв., большое количество драгоценных камней крепилось с помощью мастики.

Техника изготовления полых украшений, заполненных мастикой, была наиболее распространена в Средней Азии со второй половины XIX в. до начала XX в. Она состояла в том, что украшение с открытыми резервуарами медальонов, куда закладывали мастику, подогревали над очагом. Мастика, расплавляясь, заполняла форму.

Для производства массовой ювелирной продукции мастера изготавливали калыбы (матрицы), шаблоны и специальный инструмент. В музеях Центральной Азии хранится более 500 калыбов и ювелирный инструмент известных мастеров XIX века.

Золотой эгрет с плюмажем поступил из Арсенала в Отдел Востока Государственного Эрмитажа в 1924 году. Подобные украшения головных уборов происходят из посольских даров эмира Бухарского царскому двору России. Перед реставрацией были проведены исследования технологии изготовления украшений, собранных на основе шеллачной мастики, - именно к таким украшениям относится данный эгрет. Подобных экспонатов в музее хранится несколько сотен - из Средней Азии, Индии, Ирана, Турции и т.д.

Эгрет (таш) состоит из двенадцати заполненных мастикой блях, усыпанных драгоценными камнями. В верхнюю часть украшения вставляется султан (плюмаж).

Оборотная сторона эгрета изготовлена из кованого листа. На него нанесен каламом контур изделия, в который был вписан основной рисунок декора, после чего линии были прочерчены тонкой иглой или резцом. Следующим этапом была односторонняя плоскорельефная чеканка по золотому листу.

Золотой эгрет с плюмажем (до реставрации)

 

Затем по контуру эгрета к основе припаяли боковые плоские пластинки золота. Образовавшиеся при этом резервуары заполняли мастикой. После охлаждения предмета из подогретой мастики моделировали рельеф верхних пластин. В эту мастику вдавили имеющиеся камни с подложками из фольги. В тех случаях, когда минералы не обладали насыщенным цветом, подложки покрасили в зеленый и красный цвета. Краска, приготовленная на водорастворимом желатине, склеивала подложку с камнем. Подложки изготовлены из тончайшей золотой фольги или из меди с серебряным покрытием. Анализы красителей показали, что краска представляет собой водорастворимый желатин, подкрашенный синтетическим красителем фуксином, который был впервые синтезирован в 1865 г.

Остывшую мастику с укрепленными в ней камнями покрыли слоем воска. Затем резцами прорезали отверстия для камней и проработали рельеф верхних пластин украшения. В качестве вставок использовали кабашоны и галтованные камни неправильной формы, а также старые бусы, в некоторых сохранились следы первоначальных, сквозных отверстий. Каждая из двенадцати пластин была изготовлена отдельно. Следующим этапом было литье по выплавляемой восковой модели. При большом увеличении на поверхности золотых пластин видны поры и усадочные раковины, характерные для литейного производства. Для плотного крепления элементов по торцам пластин нарезали зубчики.

Для окончательной чистовой обработки лицевой поверхности использовали штихеля или резцы, после чего агатовыми или гематитовыми полировниками заглаживали все неровности. Завершением монтировки был крепеж верхних пластин медальонов к украшению. Для этого эгрет подогревали над горном до температуры размягчения мастики. Остывая, она прочно скрепила всю конструкцию. Мастика состояла из неорганического наполнителя, мела гипса, красной охры, размельченного каменного угля. В качестве органического связующего использовали шеллак. Эта мастика размягчается при температуре 80 градусов, а плавится при температуре 120 градусов. Анализы красителей и мастик позволяют выявить реставрацию украшения. В эгрете в одном из медальонов вместо шеллачной мастики использовали природную растительную смолу «сандарак» с небольшим количеством венецианского бальзама. В современных подделках для заполнения пустот используют кит или сургуч. Долгое время среди исследователей ювелирного искусства Центральной Азии бытовало мнение о том, что золотые и серебряные украшения изготовлялись только в басменной технике. Однако оказалось, что для изготовления этого эгрета ювелиры использовали технику чеканки и литья по выплавляемым восковым моделям с использованием золота 995 пробы и серебра 960 пробы. Золото и серебро употреблялось лишь высокой пробы. Особенно ценились эти металлы в чистом виде, хотя работать с ними было нелегко - они оказывались слишком мягки.

Золотой эгрет с плюмажем (после реставрации)

 

Исследования стилистических особенностей эгрета, мастики и красителей подложек камней подтверждают предположение о месте и дате изготовления: вероятнее всего, это Бухара, после 1865 г. до 1885 г. Не исключено, что эгрет в числе других подарков был преподнесен Александру III эмиром Бухары. В лабораторию эгрет поступил в очень плохом состоянии. Шеллачная мастика, с помощью которой была собрана вся конструкция и закреплены камни, рассохлась. Две пластины основных медальонов и накладки соседних медальонов были разрушены. В результате предыдущей реставрации (сильного нагрева) часть мастики сгорела. Пережженная мастика высыпалась из резервуаров. Верхние пластины медальонов, драгоценные камни, подложки камней и детали крепления находились в оброне. Конструкция разваливалась при малейшем прикосновении.

В своей работе реставраторы использовали знания средневековых технологий. Реставрация эгрета проводилась в несколько этапов. Сотрудниками лаборатории было спроектировано и изготовлено специальное оборудование (термо-шприцы, оправки, формы и т.д.).

Была удалена старая, сгоревшая и высохшая шеллачная мастика и заменена на аналогичную с добавками пластификатора. Надежно закреплены выпавшие драгоценные камни и подложки. С металлических поверхностей загрязнения удалялись с помощью лазерной очистки, а разрывы и повреждения скрепляли лазерной сваркой.

В результате реставрационных мероприятий была изучена технология изготовления экспоната и уточнена дата его изготовления. Полностью восстановлен золотой эгрет с плюмажем и разработана новая реставрационная методика для украшений, собранных на основе шеллачных мастик.

Первоисточник: 
Культурное наследие: сохранение, реставрация, реновация (Материалы семинара «Проблемы реставрации и обеспечения сохранности памятников культуры и истории» - 2011) СПб., 2012
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.