ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

7. Заключение. «Мона Лиза» в варианте 1503 года.

Недавние инфракрасные и рентгеновские исследования «Моны Лизы», проведенные в Музее Лувр, подтвердили достоверность результатов наших выводов, сделанных на основе открытия и изучения pentimenti ожерелья на шее Джоконды. Таким образом, наша гипотеза, основанная на изучении искусствоведческих и исторических аспектов творчества Леонардо и описанная в п.6, получила дополнительное подтверждение.

В конспективной форме основная идея данной статьи проиллюстрирована на Ил.9. Представленный здесь «Портрет Чечилии Галлерани» (Ил. 9а) является примером раннего творчества Леонардо, для которого характерны официальные портреты влиятельных людей. Напротив, образ Богородицы (Ил. 96), являющийся фрагментом картины «Мадонна и младенец со святой Анной» по своей манере очень близка изображениям религиозных персонажей в поздний период его творчества. Таким образом, в своей окончательной версии «Мона Лиза» может представлять собой синтез раннего и позднего периодов творчества великого живописца.

Даже если Леонардо и не переписал «Мону Лизу» (а ожерелье стало невидимым в процессе бытования картины), о первоначальном (1503 г.) облике Джоконды можно судить по портрету «Элеоноры Толедской» (на котором изображена уверенная в себе, ослепительная дама) (ил.9в), написанному в 1545 году другим итальянским художником Аньоло Бронзино, который, как и Рафаэль, был вдохновлен искусством Леонардо. (Мы не утверждаем, что Элеонора в действительности была похожа на Констанцу д'Авалос, но будучи дочерью испанского вице-короля Неаполя она обладала аристократической статью и могла быть изображена на картине Бронзино в схожей с Моной Лизой манере).

9а. «Портрет Чечилии Галлерани» работы Леонардо да Винчи (1474 г.).

9б. Фрагмент картины Леонардо «Мадонна и младенец со святой Анной» (1510 г.).

9в. Фрагмент «Портрета Элеоноры Толедской с сыном» работы А.Бронзино (1545 г.).

 
 
ЭПИЛОГ

Неразгаданные тайны «Моны Лизы» по-прежнему не дают покоя исследователям творчества Леонардо да Винчи, и ее исследования продолжаются до сих пор. Дело это отнюдь непростое, так как картина постоянно находится в герметичном футляре, который открывают для проверки ее состояния всего лишь раз в году. Несколько часов в течение одной ночи - вот то короткое время, когда ученые могут получить доступ к бессмертному творению великого Леонардо.

Среди наиболее известных работ последних лет можно отметить исследования «Моны Лизы», которые были выполнены при помощи метода трехмерного лазерного сканирования группой французских и канадских специалистов. В рамках этой работы в течение двух ночей в октябре 2004 года была создана точная компьютерная 3-D модель «Моны Лизы». С ее помощью специалисты могут разглядеть теперь все мельчайшие (размером в 10 раз меньше толщины человеческого волоса) детали лакокрасочного слоя картины. Помимо возможности проведения мониторинга состояния «Моны Лизы», это позволяет досконально исследовать уникальную технику живописи Леонардо, получившую название sfumato.

Другое не менее интересное исследование было выполнено французскими учеными летом 2010 года с помощью метода рентгено-спектрального анализа. Оно показало, что Леонардо нанес на свое полотно 30 слоев краски, каждый из которых имеет толщину всего 40 микрон (это в два раза тоньше человеческого волоса!). Кроме того, ученые обнаружили, что, создавая образ Джоконды, Леонардо да Винчи опробовал новый метод получения цветового оттенка - вместо меди он использовал оксид марганца. Выяснилось также, что художник использовал особую смесь масел и смол в качестве связующего раствора с добавлением очень малого количества пигментов. Благодаря этой смеси ему удалось создать удивительный объемный эффект изображения «Моны Лизы». Здесь уместно заметить, что при жизни Леонардо многие заказчики часто ругали его за то, что он работает над своими картинами слишком долго. Как это стало ясно только в наши дни, происходило это из-за того, что очень много времени у него отнимало приготовление красок из экстрактов растений и целого ряда других компонентов.

В заключение остается сказать о том, что рассказанная в статье Джона Асмуса история об ультразвуковом обследовании украшенных стенописями стен в «Салоне пятисот» в Палаццо Веккьо во Флоренции, недавно получила интересное и неожиданное продолжение. Проведенное в 2010 году пробное бурение стены над центральной дверью позволило обнаружить под фреской Вазари «воздушную полость», а проводившиеся в 2011-2012 гг. эндоскопические исследования показали наличие на ее «дне» пигментов черной краски, что является еще одним косвенным подтверждением гипотезы о существовании утраченной фрески Леонардо «Битва при Ангиари». Вполне вероятно, что ученые сегодня, как никогда, близки к разгадке этой тайны...

_____

1 К. Clark, Leonardo da Vinci, Univ. Press, Cambridge (1952).

2 C. Pedretti, Leonardo: A Study in Chronology and Style, Univ. of Cal. Press, Berkeley (1973).

3 A.E. James, et al., «Digital radiography in the analysis of paintings: A new and promising technique,» J. Am. Inst. Cons., vol. 22, pp. 41-48 (1982).

4 J.R. Druzik, «The use of digital image processing to clarify the radiography of underpainting," J. Am. Inst. Cons., vol. 22, pp. 49-56 (1982).

5 J.E Asmus and S. Pomeroy, «Ultrasonic mapping of detachments in mural paintings by Vasari," Bui. Am. Inst. Cons., vol. 12, pp. 12-16 (1978).

6 J.F. Asmus and A. Marshack, «Monochromatic imaging for pigment mapping,» 2nd Int. Conf. NDT, vol. 1, pp. 7.1-7.10 (1988).

7 J.R Asmus and N.F. Katz, «Digital image processing applied to problems of art and architecture,» Applications of Digital Image Processing XI, vol. 974, pp. 278-282 (1988).

8 J.F. Asmus, et al., «Computer image enhancement in planning conservation measures,» L 1st Int. Conf. NDT, vol. 1, pp. 3.1-3.8 (1983).

9 J.F. Asmus and A.J, Palmer, «Micrometeorite generation with a high-power laser,» IEEE J. Quantum Electronics, vol. QE-3, pg. 6 (1967).

10 A.J. Palmer and J.F. Asmus, «A study of homogenization and dispersion of laser-induced stress waves,» Applied Optics, vol. 8, pg. 1252(1970).

11 J.F. Asmus, «Sounding out Leonardo,» Chemistry, vol. 49, pp. 16-17 (1976).

12 J.F. Asmus, H.T. Newton and M. Seracini «Laser Technique for the divestment of a lost Leonardo da Vinci mural,» J. Vac. Sci. Tech., vol. 12, pp. 1352-1355(1975).

13 J.F. Asmus, D.M. Domergue and K. Guggenheim «Photoacoustic spectroscopy as an aid in selective paint layer divestment,» Bui. Wash. IIC Congress, pp. 65-71 (1982).

14 J.F. Asmus, et al., «Computer enhancement of the Mona Lisa,» Perspectives in Computing, vol. 7, pp. 11-22 (1987).

15 W.K. Pratt, «Digital Image Processing,» John Wiley, NY (1978).

16 R. McMullen, «Mona Lisa,» Houghton Mifflin, Boston (1975).

17 E.H. Gombrich, «The Story of Art,» Phaidon, London (1967).

18 J.F. Asmus, «Computer studies of the Isleworth and Louvre Mona Lisas,» SPIE Milestone Series, vol. MS 13, pp. 652-656 (1982).

Первоисточник: 
РЕЛИКВИЯ №27-2012
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.