ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

5. Pentimenti Леонардо, обнаруженная при улучшении качества изображения

Первые же демонстрации реконструированного изображения «Моны Лизы», на котором были устранены дефекты, связанные с влиянием лака и кракелюр, выявили неожиданную реакцию зрителей. Все, кто видел «преобразованную» «Джоконду», отмечали, что видят очертания ожерелья на ее шее и цепь далеких гор. Ожерелье представляет собой три или четыре, отстоящих друг от друга на равное расстояние, темных круглых пятна (предположительно из бисера). Помимо ожерелья можно было различить также едва заметный горный хребет, похожий на ряд холмов внутри горной расщелины, который проглядывал в левой части картины (невдалеке от правого глаза Джоконды). Сегодня, по прошествии времени, трудно поверить, но мы были буквально поражены появлению этих скрытых деталей, ранее совершенно незаметных под темной вуалью и кракелюрами на красочном слое.

Как бы там ни было, это открытие вызвало целый ряд очень серьезных вопросов. Были ли все эти детали написаны рукой самого Леонардо в оригинальной композиции «Моны Лизы»? Или, даже если эти изменения внес сам автор, не появились ли они уже после завершения работы над картиной? А может быть, эти почти исчезнувшие детали стали таковыми в результате реставрационных вмешательств, повреждений картины (например,произошедших в тот момент когда картина была существенно уменьшена в размерах), общего ухудшения состояния ее сохранности или они есть ничто иное, как перцепционное расстройство психики (известное как феномен Г.Роршаха) заинтригованного зрителя?

Ответы на эти вопросы были найдены с помощью других видов цифровой обработки изображений, а также благодаря изучению исторического контекста картины.

Из практики технологических исследований произведений живописи известно, что небольшой фрагмент живописного полотна, который был перезаписан или удален в результате химического и/или абразивного воздействия, может обнаружить себя в виде пятна различных цветовых оттенков с небольшими вариациями яркости. Довольно часто остатки удаленного красочного слоя могут проявляться также и в виде яркого хаотичного пятна неопределенного цвета (смесь цветов оставшихся на полотне пигментов красок). Нечто подобное происходит и тогда, когда красочный слой частично удаляется в результате очень интенсивной или чрезмерной очистки. В этом случае нижележащие красочные слои становятся заметны под тонкой пленкой слоя удаленной краски (этот эффект заметен даже невооруженным взглядом - без помощи инфракрасных и рентгеновских приборов).

Для улучшения качества изображения этих вновь открывшихся деталей сначала мы предприняли попытку локально увеличить их контраст. В выделенной области была проведена компьютерная обработка статистических данных в трех цветовых областях. Полученные данные были использованы для «выравнивания» гистограммы всего изображения. Это делалось для того, чтобы сделать яркость изображения в анализируемой области более равномерной, что позволило бы полностью использовать динамический диапазон системы визуализации анализируемого изображения. Очевидно, однако, что при этом качество изображения в других местах должно было ухудшиться.

В результате такой обработки изображения области картины с декольте Джоконды, более явственно обозначилась геометрическая структура «бусинок ожерелья», которые перед этим были едва заметны. На ил. 6а видно, что эти «бусины» являются регулярными как по размеру, так и по расстоянию между собой. Более того, весьма примечательно, что «бусины» расположены вдоль «биссектрисы» лица (Ил. 6б). Конечно, все эти «геометрические особенности» могли быть простым совпадением, поскольку расположение «бусин» по вертикали могло быть связано с ориентацией центра деревянного панно, на котором написана картина. Однако, точно такая же конфигурация была использована Леонардо в его более раннем шедевре «Портрет Жиневры де Бенчи», а также во многих других его произведениях (например, в картине «Чечилия Галле-рани»). Следовательно, тот факт, что расположение «бусин» на картине «Мона Лиза» соответствует его начальной композиционной идеи, так называемому pentimenti, в действительности может иметь большое значение.

6а. Фрагмент улучшенного изображения шеи Моны Лизы, на котором видно ожерелье, соответствующее pentimenti Леонардо.

6б. Еще одно изображение шеи, на котором двойной линией обозначена ось, вдоль которой располагаются «бусины» ожерелья.

 

Существует еще много других видов обработки изображений, которые дают дополнительные возможности для исследования деталей в области шеи Джоконды. К ним относится, в частности, стандартная процедура повышения краевого контраста, основанная на использовании оператора Лапласа второго порядка. Она позволяет улучшить изображение мелких деталей. Однако куда более эффективно использование процедуры обработки изображения, которая называется локальным усилением интенсивности (контраста). При использовании такой процедуры новая величина сигнала отдельного пикселя вычисляется по среднему значению и стандартной девиации пикселей, находящихся вокруг данного пикселя и формирующих желаемое среднее значение и стандартную девиацию для всего изображения. Участок изображения, содержащий 31x31 пикселей, был использован нами для вычислений локальных статистических значений. В результате нескольких итераций подобной обработки изображениявычисленные значения интенсивности 128 и 20 были выбраны как приемлемые среднее значение и стандартная девиация, соответственно.

На Ил. 7 показаны результаты, полученные в результате использования этой процедуры для обработки изображения губ и туловища во всех трех цветовых областях. На этом рисунке отчетливо видны некоторые интересные и неожиданные моменты. Наиболее примечательно наличие пространственной модуляции в отдельных областях сетки кракелюр. В таких местах кракелюры очерчивают области, при анализе которых возникает впечатление, что какой-то ранний реставратор в этих местах слегка «подправил» или «перечистил» фрагменты картины с тем, чтобы подчеркнуть (т.е. усилить восприятие) или сделать более заметными главные элементы ее композиции. Заметим, что в верхней части Ил.7б также прослеживаются «бусинки» уже упомянутого выше воображаемого ожерелья. (Однако, эти черно-белые пятна здесь не имеют той четкости, с которой pentimenti ожерелья просматриваются на псевдоцветном изображении, приведенном в работе [14]).

7а. Фрагмент изображения области рта Моны Лизы с локальным улучшением качества изображения, позволившим выявить старинные реставрационные изменения.

7б. Результат локального улучшения качества изображения торса Моны Лизы.

 

Другое важное открытие, которое было сделано в результате анализа полного набора увеличенных изображений картины улучшенного качества, состоит в том, что фигура женщины в действительности имеет меньшие размеры, чем те, которые может видеть обычный зритель. Обработанные нами изображения отчетливо показывают, что несколько складок вуали приподняты выше ее плеча на левом боку, также как и над ее левой рукой. Кроме того, следует отметить (Ил. 6б),что pentimenti бисерного ожерелья образуют структуру в виде двойной буквы «V», каждая из которых поразительно похожа на бусы в декольте женщины, изображенной на «Портрете Жиневры де Бенчи». И, наконец, необходимо обратить внимание на наличие уже упоминавшейся горной расщелины рядом с правым глазом Джоконды (Ил. 2а).

Выше уже говорилось о том, что зрители, видевшие на видеомониторе изображение улучшенного изображения Моны Лизы, обычно отмечали наличие едва заметной горной гряды внутри расщелины в главном горном хребте. Поэтому мы создали небольшие группы уровней интенсивности тех пикселей, которые участвовали в формировании псевдо-цветов участков изображения, наиболее любопытных с точки зрения передачи всех этих визуальных эффектов. После этого мы преобразовали полученное распределение псевдо-цветов в распределение интенсивности в синей области спектра. Удивительно, но оно действительно показало горный хребет, переходящий в расщелину, а частично - в структуру, которая является непонятным каменным уступом 16.

_____

15 W.K. Pratt, «Digital Image Processing,» John Wiley, NY (1978).

16 R. McMullen, «Mona Lisa,» Houghton Mifflin, Boston (1975).

Первоисточник: 
РЕЛИКВИЯ №27-2012
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.