ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Корректировка коэффициента усиления цветного (RGB) цифрового изображения «Моны Лизы» осуществлялась для обратной длины волны и служила, главным образом, для фильтрации изображения коричневого лакового слоя (Ил. 3). На этом этапе нашей работы в ней принимали участие профессиональные реставраторы картин, имеющие опыт физического удаления лака традиционными реставрационными методами. Они оценивали качество откорректированного изображения и говорили, когда, по их мнению, достигается эффект устранения нежелательного для восприятия картины бесцветного лака. Все цвета (как центральной фигуры женщины, так и ее окружения) в этом случае получались более естественными. Так, небо становилось синим, а коричневое загорелое лицо Джоконды приобретало алебастровый оттенок. К сожалению, освещение, использованное при фотографировании, влияло на качество изображения поверхностных кракелюр. Это приводило, в частности, к появлению существенных бликов от их передней поверхности или появлению спекл-структуры («пятнистости» изображения). В результате компьютерной корректировки большая часть этих бликов на откорректированном изображении картины превращалась в малозаметные полосы, в частности, на волосах и вуали (Ил. 3б).

3а. Гистограммы RGB-областей перед (верхняя часть каждой из картинок) и после (нижняя часть) корректировки коэффициента усиления изображения картины, осуществленной с целью фильтрации влияния лакового слоя.

3б. Откорректированное изображение Мона Лизы, в котором устранены кракелюровые спеклы в ее волосах.

 

Далее мы попытались улучшить восстановленное изображение путем «вычитания» из него изображения, полученного с помощью рассеяния лазерного излучения. В большинстве наиболее эффективных (с точки зрения конечного результата) случаев эта операция замещала пиксели от поверхностных кракелюр на пиксели черного цвета, но не позволяла нивелировать негативные эффекты, связанные с трещинами нижележащего красочного слоя. Анализ главных компонент и применение методов фильтрации позволили улучшить качество изображения за счет устранения обеих разновидностей кракелюр, но в то же время, привели к появлению ряда паразитных деталей, таких, например, как розовые спеклы в голубом небе.

Поскольку бликовые эффекты, вызванные присутствием кракелюр, являются периодическими по своей природе, наиболее корректным способом их устранения является использование методов FFT-фильтрации (FFT -сокращение английских слов FastFourierTransform - быстрое Фурье-преобразование)14. При реализации такого подхода создается двумерная матрица комплексных величин, представляющая собой набор значений фазы и амплитуды волн, определяющих анализируемое изображение. Затем создается двумерный фильтр, необходимый для ослабления световых волн, приводящих к появлению бликов. В результате обратного Фурье-преобразования результирующей матрицы передаваемого изображения такой фильтр дает возможность уменьшить бликовые эффекты (ил. 4а). Однако выполнение таких процедур не позволило нам полностью устранить данный негативный эффект. Поэтому для уменьшения степени влияния кракелюр была дополнительно использована еще одна процедура обработки изображения, основанная на селективном управлении величиной яркости отдельных RGB-пикселей.

4а. Результат FFT-фильтрации исходного изображения «Моны Лизы» (слева вверху), фазовое преобразование (справа вверху), амплитуда преобразования и маска (слева внизу) и скорректированное изображение (справа внизу).

4б. Гистограмма двойного рассеяния как функция, зависящая от значений яркости пикселей в синей и зеленой областях спектра (замкнутая ломаная линия охватывает хроматическое пространство, занимаемое пикселями, передающими блеск кракелюр).

 

Каждый пиксель нежелательного цвета нужно было перекрасить в нужный цвет. Однако выполнение такой операции весьма трудоемко по времени. Поэтому данная проблема решалась путем анализа свойств нежелательных пикселей путем их представления в табличной и графической форме. Таким же образом анализировалась информация и в отношении нужных значений яркости пикселей в той же самой зоне изображения. В результате была построена трехмерная гистограмма, которая отражает число пикселей с определенной комбинацией значений яркости в двух областях (голубой и зеленой), которая характеризуется наилучшим эффектом коррекции изображения.

Увеличенное изображение лица Джоконды (см. Ил. 5а) показывает существенное уменьшение влияния кракелюр по сравнению с исходным изображением (Ил. 2б). На Ил.5б показаны детали изображения волос и вуали, которые проявились после того, как были устранены все помехи, связанные с кракелюрами. Последовательное применение трех операций обработки в итоге открыло зрителю, насколько сегодняшнее изображения картины отличается от того, каким его создал Леонардо (заинтересованного читателя, желающего увидеть цветные репродукции реконструированного изображения «Моны Лизы», отсылаем к работе [14]).

5а. Фрагмент лица Моны Лизы после цифровой фильтрации, проведенной с целью устранения негативного влияния кракелюр.

5б. Деталь переэкспонированного изображения волос и вуали, на котором нивелировано влияние кракелюр.

_____

14 J.F. Asmus, et al., «Computer enhancement of the Mona Lisa,» Perspectives in Computing, vol. 7, pp. 11-22 (1987).

Первоисточник: 
РЕЛИКВИЯ №27-2012
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.