ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

2. Предистория реставрации «Моны Лизы» - опыт обработки ультразвуковых изображений

У истоков работы по восстановлению оригинального изображения «Моны Лизы» лежит серия научно-исследовательских работ, в которых изучалась генерация, распространение и рассеяние ультразвуковых волн. Первой среди них стала демонстрация в 1966-67 гг. возможности получения безударного ускорения ультразвуковой волны, образующейся при лазерной абляции материалов9. В последующих наших работах (в 1969-70 гг.) ультразвуковые волны, создаваемые с помощью лазера, были применены для изучения акустического поглощения и передающих свойств пористых гранулированных материалов, используемых для защиты от рентгеновского излучения 10.

В 1973 году были обнаружены исторические документы, свидетельствующие о возможности существования давно утраченной фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». Они давали основания предполагать, что Джорджо Вазари, приступивший в 1563 году к работе по новому живописному оформлению зала Большого совета («Салона пятисот») в Палаццо Веккьо во Флоренции, создавая свои стенописи, не уничтожил находившуюся там фреску Леонардо, а сохранил ее под слоем новой штукатурки.

Поэтому было высказано предположение о том, что аппаратура, которая применялась в упомянутых выше работах по распространению ультразвуковых волн (см. выше), может быть использована как неразрушающий метод поиска утраченной фрески Леонардо. Для этого мы предполагали применить метод эхо-локации ультразвуковой волны, распространяющейся через слой штукатурки. Это могло в значительной мере помочь в поиске местонахождения фрески Леонардо под огромными по своим размерам фресками Вазари.

Эти исследования были инициированы историками искусства Кеннетом Кларком и Карло Педретти (последний возглавил работу по поиску исчезнувшей фрески Леонардо). С сентября 1976 по май 1977 г. мы выполнили работы по ультразвуковой локации каменной кладки под шестью фресками Вазари на батальные сцены, украшающими Зал пятисот в Палаццо Веккьо. Локация производилась в отдельных близкорасположенных областях (с шагом 30 см по вертикали и горизонтали) на частоте 1 МГц. Неоднородности кирпича и стенной штукатурки, которые могли бы оказаться на месте сохранившихся фрагментов фрески Леонардо, должны были проявиться в виде отраженной когерентной ультразвуковой волны. Цифровая обработка зарегистрированных ультразвуковых эхо-сигналов позволила выявить плоский участок размером 2x5 м на расстоянии 7-8 мм от поверхности восточной стены над центральной дверью в «Салоне пятисот», который мог быть местом нахождения исчезнувшей фрески Леонардо11 (см. Ил.1).

1а. Вид временного распределения эхо-сигнала, зарегистрированного при обследовании восточной стены с фреской Вазари в «Салоне пятисот» в Палаццо Веккьо и показывающего неоднородности кирпичной кладки и штукатурки.

16. Строительные леса (на фото слева внизу и справа), с которых выполнялось ультразвуковое обследование стенописей; синий прямоугольник с изображением.

 

Позднее К.Педретти, который был поражен возможностями визуализации и улучшения качества ультразвуковых изображений в результате их цифровой компьютерной обработки, попросил нас применить эту же технологию для устранения «видимых препятствий» (своего рода «шума»), мешающих полноценному восприятию картины «Мона Лиза» (ил. 2).

2а. Картина «Мона Лиза».

26. Фрагмент лица Моны Лизы с множественными кракелюрами зарегистрированного распределения эхо-сигнала помещен поверх фотоснимка на том месте, где могла находиться исчезнувшая фреска Леонардо.

_____

8 J.F. Asmus, et al., «Computer image enhancement in planning conservation measures,» L 1st Int. Conf. NDT, vol. 1, pp. 3.1-3.8 (1983).

9 J.F. Asmus and A.J, Palmer, «Micrometeorite generation with a high-power laser,» IEEE J. Quantum Electronics, vol. QE-3, pg. 6 (1967).

10 A.J. Palmer and J.F. Asmus, «A study of homogenization and dispersion of laser-induced stress waves,» Applied Optics, vol. 8, pg. 1252(1970).

11 J.F. Asmus, «Sounding out Leonardo,» Chemistry, vol. 49, pp. 16-17 (1976).

Первоисточник: 
РЕЛИКВИЯ №27-2012
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.