ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Большинство художественных ценностей, которые находятся в музеях мира, это предметы изобразительного искусства: картины, рисунки, гравюры, офорты, фотографии и гобелены. К великому сожалению, сегодня только очень малая часть этих предметов все еще выглядит так, как в момент своего создания. Краски, чернила, лаки очень часто исчезают или темнеют с течением времени под воздействием тепла, света, влажности и других неблагоприятных факторов. В результате контакта произведений искусства с окружающей средой происходят различные химические реакции, которые зависят от того, находились ли они какое-то время под водой, были ли погребены в земле, или хранились на открытом воздухе (чистом или загрязненном выбросами промышленных предприятий). Очень часто случайное или преднамеренно плохое обращение с памятником причиняет ему ущерб, в других случаях сам автор или прикасавшиеся к произведению в последующие эпохи художники и реставраторы переписывали заново или изменяли его первоначальный облик. Следовательно, при изучении наиболее важных символов нашей цивилизации следует иметь в виду, что понимание намерений самого художника и наше восприятие его творения во многом определяются результатами действия разрушительных факторов времени.

Одним из самых почитаемых и известных художественных символов западной цивилизации, а, возможно, и всего мира, является картина Леонардо да Винчи (1452-1519), известная как «Мона Лиза» или «Джоконда». Некоторые ученые называют ее лучшей картиной Леонардо, его наиболее эффектной работой, и даже - наиболее совершенным его творением. Трагично, но первый век своего бытования «Мона Лиза» просуществовала во влажной болотистой местности Фонтенбло в долине реки Луары, а поэтому была покрыта множественными слоями лака с целью защиты от повышенной влажности. В последующие века на долю этого шедевра Леонардо выпали еще более тяжелые испытания (включая уменьшение размеров картины в результате ее обрезания). У современных историков искусства и ученых есть немало причин, чтобы сетовать на состояние картины, ибо «... мы всегда должны помнить, как много намерений Леонардо скрыто ... похоронено, поскольку [картина - В.П.] находится под толстым слоем желтого лака ...»1 и «... очистка «Мона Лиза» могла бы избавить ее от «подводной атмосферы», с которой она так часто ассоциируется ... «, но «...любое предложение очистить изображение всегда с ... презрением отвергалось ...»2

С технической точки зрения проблема восстановления оригинального облика «Моны Лизы» для ее полноценного восприятия, интерпретации и проверки состояния сохранности аналогична решению классических задач дистанционного зондирования окружающей среды и военной разведки. В самом деле, изображение, которое на этом полотне должно быть реконструировано, частично скрыто «завесой» инородной среды (неоднородными слоями лака и загрязнений) и искажено влиянием «шумов», возникающих из-за эффектов поглощения и рассеяния света поверхностными кракелюрами. Вдобавок имеются утраты мелких деталей анализируемого изображения (из-за потускнения пигментов красок, из-за частичной очистки и ретуши отдельных фрагментов картины). Таким образом, использование методов цифровой компьютерной обработки, применяемых в военном деле для обнаружения скрытых целей противника на местности, потенциально является одним из немногих надежных способов повышения качества оригинального изображения на полотне Леонардо, которое может быть использовано в ситуации, когда методы его физического восстановления полностью исключаются.

Первые упоминания о применении методов компьютерной обработки изображений (ОИ) появились в научной литературе по реставрации более двух десятилетий назад. А.Джеймс и его коллеги адаптировали методы цифровой радиографии для анализа картин, что позволило значительно повысить контрастность изображения (правда, с ухудшением пространственного разрешения)3. Другой коллектив авторов смог решить проблемы улучшения качества рентгенограмм4. Затем ОИ была применена для картирования фресок6, для спектрального картирования распределения пигментов стенописей5, а также интерпретации настенной живописи в пещерах ледникового периода7. Несмотря на убедительность полученных результатов, особенностью этих работ было то, что во всех случаях анализируемые изображения являлись монохромными. Однако большинство музейных коллекций составляют полихромные изображения, а это требует проведения ОИ во всем видимом диапазоне шкалы электромагнитных волн. Таким образом, достижение полной хроматической точности является одной из важнейших задач ОИ, причем, как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения решения проблемы метамеризма. Предварительные работы по восстановлению изображения «Моны Лизы» с помощью традиционных методов ОИ показали принципиальную возможность решения такой задачи. Но одновременно стало ясно, что для этого требуется проведение масштабной математической обработки имеющегося массива данных, а это могло быть выполнено только с помощью сверхмощных компьютеров.

_____

1К. Clark, Leonardo da Vinci, Univ. Press, Cambridge (1952).

2 C. Pedretti, Leonardo: A Study in Chronology and Style, Univ. of Cal. Press, Berkeley (1973).

3 A.E. James, et al., «Digital radiography in the analysis of paintings: A new and promising technique,» J. Am. Inst. Cons., vol. 22, pp. 41-48 (1982).

4 J.R. Druzik, «The use of digital image processing to clarify the radiography of underpainting," J. Am. Inst. Cons., vol. 22, pp. 49-56 (1982).

5 J.E Asmus and S. Pomeroy, «Ultrasonic mapping of detachments in mural paintings by Vasari," Bui. Am. Inst. Cons., vol. 12, pp. 12-16 (1978).

6 J.F. Asmus and A. Marshack, «Monochromatic imaging for pigment mapping,» 2nd Int. Conf. NDT, vol. 1, pp. 7.1-7.10 (1988).

7 J.R Asmus and N.F. Katz, «Digital image processing applied to problems of art and architecture,» Applications of Digital Image Processing XI, vol. 974, pp. 278-282 (1988).

Первоисточник: 
РЕЛИКВИЯ №27-2012
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.