ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Большинство художественных ценностей, которые находятся в музеях мира, это предметы изобразительного искусства: картины, рисунки, гравюры, офорты, фотографии и гобелены. К великому сожалению, сегодня только очень малая часть этих предметов все еще выглядит так, как в момент своего создания. Краски, чернила, лаки очень часто исчезают или темнеют с течением времени под воздействием тепла, света, влажности и других неблагоприятных факторов. В результате контакта произведений искусства с окружающей средой происходят различные химические реакции, которые зависят от того, находились ли они какое-то время под водой, были ли погребены в земле, или хранились на открытом воздухе (чистом или загрязненном выбросами промышленных предприятий). Очень часто случайное или преднамеренно плохое обращение с памятником причиняет ему ущерб, в других случаях сам автор или прикасавшиеся к произведению в последующие эпохи художники и реставраторы переписывали заново или изменяли его первоначальный облик. Следовательно, при изучении наиболее важных символов нашей цивилизации следует иметь в виду, что понимание намерений самого художника и наше восприятие его творения во многом определяются результатами действия разрушительных факторов времени.

Одним из самых почитаемых и известных художественных символов западной цивилизации, а, возможно, и всего мира, является картина Леонардо да Винчи (1452-1519), известная как «Мона Лиза» или «Джоконда». Некоторые ученые называют ее лучшей картиной Леонардо, его наиболее эффектной работой, и даже - наиболее совершенным его творением. Трагично, но первый век своего бытования «Мона Лиза» просуществовала во влажной болотистой местности Фонтенбло в долине реки Луары, а поэтому была покрыта множественными слоями лака с целью защиты от повышенной влажности. В последующие века на долю этого шедевра Леонардо выпали еще более тяжелые испытания (включая уменьшение размеров картины в результате ее обрезания). У современных историков искусства и ученых есть немало причин, чтобы сетовать на состояние картины, ибо «... мы всегда должны помнить, как много намерений Леонардо скрыто ... похоронено, поскольку [картина - В.П.] находится под толстым слоем желтого лака ...»1 и «... очистка «Мона Лиза» могла бы избавить ее от «подводной атмосферы», с которой она так часто ассоциируется ... «, но «...любое предложение очистить изображение всегда с ... презрением отвергалось ...»2

С технической точки зрения проблема восстановления оригинального облика «Моны Лизы» для ее полноценного восприятия, интерпретации и проверки состояния сохранности аналогична решению классических задач дистанционного зондирования окружающей среды и военной разведки. В самом деле, изображение, которое на этом полотне должно быть реконструировано, частично скрыто «завесой» инородной среды (неоднородными слоями лака и загрязнений) и искажено влиянием «шумов», возникающих из-за эффектов поглощения и рассеяния света поверхностными кракелюрами. Вдобавок имеются утраты мелких деталей анализируемого изображения (из-за потускнения пигментов красок, из-за частичной очистки и ретуши отдельных фрагментов картины). Таким образом, использование методов цифровой компьютерной обработки, применяемых в военном деле для обнаружения скрытых целей противника на местности, потенциально является одним из немногих надежных способов повышения качества оригинального изображения на полотне Леонардо, которое может быть использовано в ситуации, когда методы его физического восстановления полностью исключаются.

Первые упоминания о применении методов компьютерной обработки изображений (ОИ) появились в научной литературе по реставрации более двух десятилетий назад. А.Джеймс и его коллеги адаптировали методы цифровой радиографии для анализа картин, что позволило значительно повысить контрастность изображения (правда, с ухудшением пространственного разрешения)3. Другой коллектив авторов смог решить проблемы улучшения качества рентгенограмм4. Затем ОИ была применена для картирования фресок6, для спектрального картирования распределения пигментов стенописей5, а также интерпретации настенной живописи в пещерах ледникового периода7. Несмотря на убедительность полученных результатов, особенностью этих работ было то, что во всех случаях анализируемые изображения являлись монохромными. Однако большинство музейных коллекций составляют полихромные изображения, а это требует проведения ОИ во всем видимом диапазоне шкалы электромагнитных волн. Таким образом, достижение полной хроматической точности является одной из важнейших задач ОИ, причем, как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения решения проблемы метамеризма. Предварительные работы по восстановлению изображения «Моны Лизы» с помощью традиционных методов ОИ показали принципиальную возможность решения такой задачи. Но одновременно стало ясно, что для этого требуется проведение масштабной математической обработки имеющегося массива данных, а это могло быть выполнено только с помощью сверхмощных компьютеров.

_____

1К. Clark, Leonardo da Vinci, Univ. Press, Cambridge (1952).

2 C. Pedretti, Leonardo: A Study in Chronology and Style, Univ. of Cal. Press, Berkeley (1973).

3 A.E. James, et al., «Digital radiography in the analysis of paintings: A new and promising technique,» J. Am. Inst. Cons., vol. 22, pp. 41-48 (1982).

4 J.R. Druzik, «The use of digital image processing to clarify the radiography of underpainting," J. Am. Inst. Cons., vol. 22, pp. 49-56 (1982).

5 J.E Asmus and S. Pomeroy, «Ultrasonic mapping of detachments in mural paintings by Vasari," Bui. Am. Inst. Cons., vol. 12, pp. 12-16 (1978).

6 J.F. Asmus and A. Marshack, «Monochromatic imaging for pigment mapping,» 2nd Int. Conf. NDT, vol. 1, pp. 7.1-7.10 (1988).

7 J.R Asmus and N.F. Katz, «Digital image processing applied to problems of art and architecture,» Applications of Digital Image Processing XI, vol. 974, pp. 278-282 (1988).

Первоисточник: 
РЕЛИКВИЯ №27-2012
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.