ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 
Бобров Ю.Г., Бобров Ф.Ю.

БОБРОВ ЮРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (справа) -профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина PAX

БОБРОВ ФИЛИПП ЮРЬЕВИЧ (слева) - доцент Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина PAX

 

В отечественной реставрационной практике до сих пор отдается предпочтение традиционной методике дублирования обветшавшего холста на новый холст с помощью осетрового глютинового клея. Эта привязанность не во всем находит рациональное объяснение. Одним из важных аргументов в защиту метода является огромный исторический опыт применения. Первые упоминания о применении дублирования относятся к 1660-м годам. В концу XVII столетия дублирование, как отмечает А.Б. Алешин, стало одной из распространенных операций в реставрации живописи во Франции, Нидерландах, Италии и других странах Европы. [1] Возможно, наиболее старинный способ состоял в склейке холстов свинцовыми белилами на масляном связующем. Затем используют ржаной, пшеничный или картофельный клейстер с добавлением меда или патоки для пластичности. Рецептура такого клеящего состава описана была еще Ченнино Ченнини в его трактате о живописи (ок. 1400). [2] В Италии применяли клеящую массу, составленную из животного и мучного клеев в смеси с венецианским терпентином и канифольной смолой, по своему виду напоминающую тесто. В это же время начинают использовать воско-смоляную мастику. Широкое распространение также получает так называемая - coletta (ит.), рецептура которой известна с 1670-х годов. Типичный рецепт включает клейстер из ржаной и пшеничной муки, черную патоку (меласса), венецианский терпентин и смесь животного клея с льняным маслом (коллафорте). [3] В России в XVIII веке для дублирования картин на холсте также использовали ржаной клейстер, но сваренный с чесноком, или смесь клейстера и кожного клея. В XIX веке русские реставраторы начинают применять рыбий осетровый клей. [4] Эта методика, заимствованная, очевидно, из опыта иконописи, [5] постепенно вытесняет все другие клеящие составы из практики дублирования. Рыбий клей, приготовленный из плавникового пузыря осетровых, был хорошо известен со времен античности: Плиний Старший называл его «ихтиокола» и отдавал ему предпочтение в сравнении с кожным клеем. Честь внедрения новой рецептуры, состоящей из осетрового клея, пластифицированного пчелиным воском в пропорции 1:2, в реставрацию масляной живописи принадлежит А.Ф. Митрохину (1766 - 1845). [6] С тех пор эта методика становится признаком русской школы реставрации. [7]

Исследования физических характеристик мездрового и осетрового клеев, проведенные в 1980-е годы, привели к заключению, что при «почти одинаковых разрывных свойствах пленок» осетровый клей имеет «более высокие показатели внутреннего напряжения». [8]

При многих достоинствах дублирования на осетровый клей нельзя не отметить ряд существенных недостатков. Среди них: необходимость радикальной интервенции в виде интенсивной очистки тыльной стороны авторского холста, что связано с утоньшением нитей холста, удалением надписей, печатей, штампов и т.п. документальных свидетельств, затрудненная обратимость самой дублировки. Новый холст, приклеенный к ослабленному авторскому холсту на осетровый клей почти невозможно раздублировать без повреждения оригинала. Другие недостатки порождены свойствами самих материалов. Осетровый клей даже в смеси с медом подвержен воздействию микроорганизмов, воздействие воды и тепла от проглаживания утюгами неизбежно вызывает стрессы в структуре авторской живописи. Воздействие влаги вызывает тяжелые деформации основы во многих случаях. Со временем в результате оксидации клеевой пленки происходит увеличение жесткости при параллельном засахаривании меда, что приводит, в частности, к так называемому «пропечатыванию» заплат и дублированных кромок, хрупкости и ломкости холста.


1. Н. А. Майков. Святая княгиня Ольга Российская. До реставрации<

2. Н.А. Майков. Святая княгиня Ольга Российская. После дублирования

3. Введение во храм Пресвятой Девы Марии. До реставрации

4. Введение во храм Пресвятой Девы Марии. После дублирования

В то время как в отечественной практике эта радикальная методика «технической реставрации» продолжала считаться самой совершенной, реставраторы и ученые других стран искали более безопасные методы консервации с помощью современных полимерных материалов. [9] Во второй половине XX века параллельно развиваются два альтернативных метода: горячий и холодный. В 1970 г. Густав Бергер (GustavBerger) представил в Нью-Йорке свое изобретение - новый синтетический адгезив, названный BEVA 371 - аббревиатура, образованная от BergerEthyleneVinylAcetate. [10] Материал представляет собой клей, активируемый теплом, и является комбинацией полимеров с высоким и низким молекулярным весом. Элементы с высоким молекулярным весом включают сополимеры эти-ленвинилацетата.

Ранние приемы дублирования живописи с применением BEVA 371 относились к «горячему» методу и требовали нагрева и применения вакуумного стола. Постепенно другие реставраторы усовершенствовали методику Густава Бергера. В практику вошел метод нанесения жидкого адгезива с помощью спрея только на поверхность дублировочного холста (Кристин Херманн, 1981). Параллельно методике Бергера в Голландии реставратор Вишва Мехра (VishwaMehra) разработал систему холодного дублирования. Суть его метода состоит в использовании холодного вакуумного стола для склейки на акриловую эмульсию марки PlextolB-500 (сополимер метилметакрилат/этилметакрилата). [11] Система Мехры предполагает приготовление многокомпонентного клеящего состава. Использование одних или других синтетических акриловых компонентов заметно меняет свойства пленки, что делает затруднительным применение методики и сопоставление результатов дублирования. Более детально развитие методики дублирования с помощью различных полимерных систем изложено в цитированной выше публикации Ф. Кармен и Дж. Бриа.

Дублировочная система на основе полимера BEVA 371 успешно используется уже более сорока лет, а свойства материала постоянно совершенствуются. В настоящее время на основе полимера выпускается целая линейка реставрационных материалов в виде безводного адгезива (BEVA 371 solution или в виде сухой гранулированной смолы), водной дисперсии (D-8) и сухой рулонной пленки на подложке (BEVA 371 film). В единичных отечественных публикациях, появившихся лишь в последние годы, материал получил название синтетического воска. [12]

Разнообразие версий материала позволило преобразовать методику из горячей в холодную и отказаться от использования вакуумного стола низкого давления. Тем самым появилась возможность дублирования крупноразмерных холстов, использования методики в реставрации плафонной и настенной живописи.

Полимер обладает такими свойствами, как обратимость, бесцветность и прозрачность. Он не проникает в пористые материалы, образуя пленку на поверхности, что облегчает процесс удаления, растворяется в легких бензиновых фракциях (уайт-спирит, бензин), безвредных для красочного слоя живописи, не дает усадки или набухания, не вызывает размягчения поверхности (в отличие от природного воска). Его можно наносить в холодном виде. При этом BEVA 371, подобно пчелиному воску, обладает термопластическими свойствами и плавится при температуре около 70 гр С. Добавление кетона (марка LaropalR-80) понижает температуру плавления благодаря тому, что при достижении температуры 65 гр.С кетон действует как растворитель, снижая молекулярный вес, что, в свою очередь улучшает проникающие свойства адгезива. Возможность варьирования вискозности (вязкости) позволяет использовать материал не только для дублировочной склейки, но и для консолидации рыхлых структур.

В процессе дублировании холстов на BEVA 371 solution или BEVAfilm склейка (или запечатывание) происходит при нагревании поверхности утюжком до температуры 65-70 гр. С. [13] Затем необходимо легкое и быстрое прессование, что не наносит вреда даже самым субтильным поверхностям. Напомним, что при дублировании на осетровый клей необходимо жестко «реберить» тыльную поверхность после склейки и нередко устранять воздушные пузырьки.

Материал не теряет свойств к термической и химической активации. Склейка легко обратима при нагревании до температуры активации без применения механического усилия, которое снижается до 0,15 кг/ см.кв. Еще одним достоинством является то, что различные версии полимера обладают вариативной прочностью склейки в зависимости от направления усилия - «на сдвиг» или «на отрыв».

Разработанная нами методика дублирования [14] была успешно использована при наклейке больших полотен живописи на стены и потолки при реставрации плафона Михайловского театра (Николай Михайлов, 2009-2010), воссоздании росписей Церковного корпуса Большого Петергофского дворца (2010) [15] и реставрации болыпемерных картин из интерьера Исаакиевского собора (2009-2010).

Предварительно проведенные преподавателями мастерской реставрации живописи института имени И.Е. Репина доцентом Ф.Ю. Бобровым и ассистентом СВ. Таратыновой эксперименты позволили детально отработать методику, рецептуру и последовательность операций. Опыты показали прочность склейки, при сохранении заметно лучшей эластичности дублированного холста сравнительно с дублировкой на осетровый клей, полную обратимость и возможность повторной активации пленки.

Система холодного дублирования предполагает сочетание слоев безводного раствора и слоя водных дисперсий BEVA, которая оказывается особенно эффективной при наличии водоотталкивающих покрытий или загрязнений на тыльной стороне авторского холста.

Суть ее состоит в совмещении достоинств двух версий материала. Слои безводного раствора BEVA 371 solution слабой концентрации изолируют авторский и дублировочный холсты от воздействия влаги и позволяют легко разделить их при термической активации (65-70 гр. С). Слой водной дисперсии BEVA между ними обеспечивает прочную склейку и придает длительную эластичность холстам. Важно отметить, что водная версия производится в виде двух материалов: геля - водной дисперсии акриловой и этилен винил ацетатной смолы (BEVAgel) - и эмульгированного в воде раствора этилен винил ацетата (D-8). Гель, обладающий высокой прочностью склейки на отрыв, целесообразно использовать при наклейке плафонной живописи на потолок, тогда как D-8 идеальна для дублирования станковой живописи.

В 2010 г. реставраторами Владимиром Константиновичем Стразовым и Александром Борисовичем Дворниковым по нашим рекомендациям был проведен комплекс сложнейших консервационно-реставрационных работ по двум большемерным картинам Исаакиевского собора Санкт-Петербурга - «Святая княгиня Ольга Российская» и «Введение во храм Пресвятой Девы Марии» (Гос. Музей-памятник «Исаакиевский собор). [16]

Образ «Святая княгиня Ольга Российская» письма Н.А. Майкова 1844-45 г. (инв. ОФ-76, холст, масло, 313,5x139 см.) из малого иконостаса придела Св. Александра Невского изначально был написан на холсте, который наклеили с помощью толстого слоя свинцовых белил на картонный щит (толщина ок. 10 мм.). Щит картона, составленный из 8 кусков, был прибит в свою очередь к жесткому паркетированному подрамнику. Возникавшие в течение долгой истории картины отставания холста от картона укреплялись инъекциями воско-смоляной мастики и осетрового клея, которые образовали многочисленные межслойные сгустки и затеки. Ситуация осложнялась тем, что фон картины украшен рельефным золоченым растительным орнаментом, изготовленным из кварцевого песка на клею.

Таким образом, стойкие и жесткие деформации холста, внутренние расслоения разнородных материалов, потребовали не только поверхностного укрепления монументального полотна, но и раздублирования, удаления деформированного картона и новой дублировки авторского холста с заменой поддерживающей конструкции.

Лицевая сторона картины была предварительно укреплена осетрово-медовым клеем по традиционной методике, дополнительно защищена несколькими слоями папиросной бумаги и растянута на рабочем столе.

Реставраторы проделали кропотливую и крайне трудоемкую работу по послойному стачиванию старинного плотного картона, на который был приклеен авторский холст. Между картоном и холстом были обнаруженытолстый фактурный слой закаменелых свинцовых белил, сгустков животного клея, клее-меловой шпатлевки и воско-смоляной мастики. Наслоения миллиметр за миллиметром были сточены до плетения нитей холста. При этом, ни тончайший слой свинцовых белил, ни остатки воска нельзя было удалить полностью из структуры холста из-за опасности неизбежного повреждения истонченной основы. Было очевидно, что дублирование такой гидрофобной поверхности, к тому же с рельефным орнаментом высотой до 3-4 мм. на лицевой стороне, по традиционной методике на осетрово-медовый клей неприемлемо. Рельеф лицевой стороны не позволил бы плотно прижать склеиваемые поверхности, что привело бы к образованию межслойных воздушных пузырей и ослаблению склейки.

Перед началом дублирования необходимо подготовить тыльную сторону авторского холста. Картина должна лежать лицевой стороной вниз на подкладке из силиконовой или тефлоновой пленки (Mylar, Melinex) для исключения прилипания к поверхности стола. Холст должен быть растянут на кромках или, по меньшей мере, зафиксирован. Необходимо также устранить деформации, выровнять и соединить встык прорывы и восполнить утраты холста.


5. Н. А. Майков. Святая княгиня Ольга Российская. Тыльная сторона, фрагмент. До реставрации

6. Реставратор В.К. Стразов наносит на холст водную дисперсию

7. Подготовка к дублированию

8. Пример раздублирования.

Затем на тыльную сторону авторского холста наносится жидкий 8-10% раствор BEVA 371 в ароматиках. Для этого исходное количество твердой смолы фабричной концентрации, скажем 1 кг, нужно развести в таком же количестве бензина или ксилола, либо в смеси бензина и ксилола для получения 37% геля. Ксилол добавляется для замедления процесса высыхания пленки и его доля может варьироваться. Смолу следует распускать в растворителе при нагревании в паровой бане до получения абсолютно прозрачного раствора. В полученной концентрации гель можно использовать для «горячего» дублирования. Однако, для использования по нашей методике 37%-ный гель необходимо развести в пропорции 1:3 или 1:4 для получения 9-12%-ного раствора в смеси бензина и толуола. Концентрация может варьироваться в зависимости от плотности дублируемой поверхности, ее впитывающих свойств и других факторов.

Предварительно 37%-ный гель надо растопить при 65-70 гр. С и затем влить в растворитель, подогреваемый в паровой бане, для получения прозрачного однородного раствора. Полученный адгезив, в зависимости от необходимой степени проникновения в структуру авторского холста, наносят на тыльную сторону валиком, флейцем или в виде спрея. В описываемом случае изолирующий слой BEVA 371 был нанесен валиком. Операцию лучше всего проводить в конце рабочего дня, чтобы дать просохнуть слою в течение ночи. Одновременно такая же проклейка наносится на дублировочный холст. При этом дублировочный холст может проклеиваться заранее и храниться сколь угодно долго.

После высыхания изолирующей пленки на оба холста валиком или спреем наносится водная дисперсия BEVAD-8, затем холсты совмещаются и склеиваются обычным для процесса дублировки образом, но без усиленного проглаживания. Затем склеенные холсты закладываются под пресс.

Аналогичным образом была дублирована и вторая картина «Введение во храм Пресвятой Девы Марии» с пилона Исаакиевского собора. [17] Во время прежней реставрации в 1950-60-е годы картина была дублирована с помощью осетрово-медового клея на холст. Спустя десятилетия удалить перегоревший, во многих местах отстающий холст, и слой хрупкого, деградированного животного клея можно было только механическим путем посредством соскабливания и срезания холста по фрагментам.

Еще более простая методика дублирования применяется при использовании адгезива BEVA 371 в виде сухой прозрачной пленки на бумажной подложке (BEVA 371 film). Слой адгезива нанесен на силиконовую бумагу, удаляемую перед использованием. Другой слой подложки - прозрачная пленка полиэстера (Mylar). Сначала необходимо вырезать из рулона кусок пленки на подложке необходимого размера. При этом, при дублировании холстов большого размера можно стыковать несколько кусков пленки или комбинировать их для покрытия сложных по конфигурации поверхностей. Затем, удаляя силиконовую бумагу, нужно наложить BEVAfilm на холст, либо на тыльнуюсторону каждой из дублируемых поверхностей, и прогладить утюжком при температуре 65-70 гр. С, после охлаждения удалить пленку полиэстера и наложить дублируемые поверхности друг на друга. После чего прогладить холсты при той же температуре. Силиконовую бумагу можно использовать в качестве подкладки под картину. Эта методика необыкновенно удобна для дублирования произведений на тонких тканых основах, особенно больших размеров. Дело в том, что приготовленные поверхности с нанесенным слоем BEVAfilm можно хранить долго, оперировать ими в процессе подготовки, не опасаясь склейки, и активировать склейку только при нагревании. В случае неточности, легко раздублировать поверхности нагреванием утюжком, после чего можно повторить операцию.

Таким образом, комбинация различных версий адгезива BEVA позволяет подбирать индивидуальные решения в каждом конкретном случае. Особенно целесообразно, использование методики при повторном дублировании ветхих, перегоревших холстов с остатками деградированного животного клея, слой которого наглядно демонстрирует во что превращается со временем пленка осетрового клея.

Повторная реставрация с применением альтернативной методики дублирования обеспечивает значительно более длительную и надежную сохранность произведений и, самое главное, дает возможность полной и безопасной обратимости дублировочной системы, что подтверждено сорокалетним опытом применения этилен-винил ацетатной смолы Густава Бергера.

_______

1Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России. Развитие принципов и методов. Ленинград: Художник РСФСР, 1989, с. 13.

2Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или трактат о живописи. Пер. А. Лужецкой. Санкт-Петербург: Библиополис, 2008.

3 Nicolaus К. The Restoration of Paintings. Cologne: Konemann, 1998, p. 141.

4Реставрация произведений станковой масляной живописи. Под ред. И.П. Горина, З.В. Черкасовой. Москва: Искусство, 1977, с. 113; Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России.

5Применение глютиновых клеев в реставрации темперной живописи. Под ред. О.В. Лелековой / Реставрация и консервация музейных ценностей. Экспресс-информация. Вып. 6. Москва: Гос. Библиотека СССР им. В.И. Ленина, 1985.

6Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России., с. 55-56.

7 Yashkina L. Adhesive methods of consolidating oil paintings with cupping and hard craquelure.// Conference on Comparative Lining Techniques. Greenwich, 1974.

8Применениеглютиновыхклееввреставрациитемпернойживописи. Подред. О.В. Лелековой, с. 10.

9 Carmen E, Bria Jr. The History of the Use of Synthetic Consolidants and Lining Adhesives//Western Association for Art Conservation (WAAC) Newsletter, vol. 8, No. 1, January 1986, pp. 7-11.

10 Berger Gustav. Formulating Adhesive for the Conservation of Paintings.// Conservation of Paintings and the Graphic Arts. IIC Lisbon Congress, 1972, pp. 613-629. Позднее Густавом Бергером была издана монография, обобщающая опыт применения изобретенного им материала: BergerG., RusselW. ConservationofPaintings. Research and Innovations. London: Archetype Lublications Ltd, 2000.

11 Mehra V. Comparative Study of Conventional Relining Methods and Materials and Research Towards Their Improvement.// Inerim Report to the ICOM Committee for Conservation. 4th Triennial Meeting, Venice, 1975, Paper No. 75/11/5.

12Федосеева Т.С.б Малачевская Е.Л. Синтетические материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения.// Исследования в консервации культурного наследия. ВНИР, вып. 2, Москва: Индрик, 2008, с. 264-270.

13О.О. Рыжова. Дублирование произведений станковой масляной живописи с помощью адгезива BEVA.// Исследования в консервации культурного наследия. ВНИР, вып. 2, Москва: Индрик, 2008, с. 245-246.

14Авторы благодарят А.Н. Гулевича - главного технолога компании «Черная речка» за консультации и помощь в разработке методики дублирования.

15Восоздание росписей осуществила бригада художников под рук. Никиты Фомина, наклейка холстов - Андрей Чувин, ассистент мастерской реставрации живописи института имени И.Е. Репина.

16Реставрационные работы проводила компания «Возрождение Петербурга» под контролем КГИОП.

17Введение во храм, 373x158 см., х.,м. Реставраторы В.К. Стразов, А.Б. Дворников («Возрождение Петербурга»).

Первоисточник: 
РЕЛИКВИЯ №27-2012
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.