ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Консервация и реставрация античных мозаик Концертного павильона Царского села в 2010 году

Лебель М.Н.

ЛЕБЕЛЬ МАЙЯ НИКОЛАЕВНА - кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей категории по камню и скульптуре MayaN. Lebel

 

The conservation-restoration of antique mosaics of the Concert Hall at Tsarskoe Selo

As it is known some items of ancient artworks were purchased by the Russian Empress Catherine II. Among them were three Roman antique mosaics of the lst-3rd centuries. These mosaics, alongside with ancient sculptures, were a pretext to erect a pavilion designed by the architect Quarenghi in 1782. The article covers in detail the restoration works during which the unique ancient Roman mosaics have been revived.

 

На островке среди живописных пейзажей Екатерининского парка Царского Села расположен Концертный павильон, построенный Джакомо Кваренги в 1725 г. Архитектор называл его «залом для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Классический павильон имеет основной объем и два боковых -Западный и Восточный - оформленных в античном стиле.

Для Императрицы Екатерины Великой в Риме были куплены несколько произведений древнего искусства. Среди них - три подлинные античные мозаики I—III вв., послужившие поводом для строительства павильона. Центр пола главного зала архитектор украсил мозаикой «Похищение Европы» из черно-белого камня. По обеим сторонам от нее расположились две одинаковые цветные мозаики, стилизованные под античность, выполненные русскими мастерами по рисункам Дж. Кваренги. В полы боковых кабинетов вставлены античные цветные орнаментальные мозаики.

Сюжет центральной мозаики представляет античный миф о дочери финикийского царя Агенора красавице Европе, игравшей на берегу моря и похищенной влюбившимся Зевсом. Превратившись в ручного быка, бог несет на своей спине девушку через море на Крит, следуя за летящим перед ним крылатым Амуром. Под ногами быка - изображение дельфина, олицетворяющего морскую стихию. Углы композиции занимают четыре тритона, морские божества с рыбьими хвостами. По внутренней кромке сюжетного поля идет орнаментальный узор, ассоциирующийся с морскими водорослями, а в углах расположены условные изображения морских животных.

Эмблема, центральное поле мозаичного полотна с сюжетом (размером 2,56 м на 3,12 м), заключена в орнаментальную раму из двух бордюров. Геометрический бордюр состоит из ряда круглых розеток в квадратах, обрамленных орнаментом из треугольников, ромбов и квадратов. Внешний ряд обрамления - растительный орнамент состоит из условно исполненной вазы и изгибающихся стебелей с орнаментальными мотивами, листьями, цветами и плодами. Композиция выполнена из черного и белого камня, лишь на растительном орнаменте встречаются круглые плоды из красного и желтого камня. Мозаика датируется II-Ш вв.

В западном и восточном кабинетах находятся античные римские орнаментальные цветные мозаики, датируемые I—II вв. Центральное поле мозаики Западного кабинета и обрамляющий его бордюр заполняют узоры, для которых использован камень черного, белого, красного (двух оттенков), зеленого (двух оттенков) и охристо-желтого цветов. Композиция заключена в рамы из черных и белых полос. Центральное поле мозаики заполняют 4 красных и 5 желто-охристых прямоугольников, включающих сложные розетки. Пространство между ними занимают 12 горизонтальных и 12 вертикальных красных и желтых ромбов, к концам которых примыкают белые завитки, в совокупности образующие розетки. Бордюр состоит из красных прямоугольников с веточкой, чередующихся с черными квадратиками, украшенными четырехлепестковой розеткой. Композиция мозаики Восточного кабинета - черный квадрат со вписанным в него кругом, из центра которого исходят 60 цветных лучей. Углы черного квадрата заполняет композиция из трех веток с белыми и красными цветами. Бордюр состоит из белых квадратов и красных прямоугольников, в которых изображена плетенка из разноцветных нитей. В серединных квадратах каждой стороны - восьмилепестковый цветок-звезда с крестообразными прожилками-лучами. В угловых квадратах изображен редко встречающийся знак - два переплетающихся овала, образующих крест.

1. Картограмма мозаики «Похищение Европы» с обозначением утрат, реставрационных восполнений набором старых или изготовленных заново аналогичных модулей каменными плитками, мастиками. Наибольшая часть утрат расположена на кромках блоков, где уже были восполнения прежних реставраций плиточного характера, поэтому при новой реставрации они тоже восстановлены плитками (исполнители: М. Лебель, А. Бабина)

2, 3. Исследование образцов мозаики «Похищение Европы» со старой реставрацией на канифольном составе и восполнение каменными плитками с процарапанной сеткой, имитирующей рисунок набора

4. Современное восполнение утраченного при повреждении от костра фрагмента плитками из аналогичных подлинному камню модулей с прорезями, имитирующими фактуру и рисунок мозаики (реставратор - В. Зеленое)

5, 5а. Цементное восполнение старой реставрации и современная замена его на воссоздание утраты плиточным методом (реставратор - В. Зеленое)

Материалы и технологии мозаик

Анализ образцов белого и черного камня, взятых из мест повреждения подлинного (не реставрированного ранее) набора мозаики с помощью микроскопа и воздействия соляной кислоты показал, что белый камень - мраморовидный известняк, а черный - твердая и прочная магматическая порода. Правильность этого вывода подтвердили и уточнили результаты петрографического анализа, сделанного в лаборатории Горного института1. Белый подлинный модуль мозаики «Похищение Европы» - тонкозернистый перекристаллизованный известняк. Черный модуль - вулканическая магматическая порода - лейцитовый кефрит.

Мозаичный набор всех мозаик Концертного зала состоит из модулей (тессаров), то есть кусочков камня, чаще всего кубической или прямоугольной формы размером 5-7-12 мм. Но в тех местах, где это необходимо для изображения, используются кусочки разных размеров и форм. Рассмотрев модули, отслоившиеся от мозаик, мы можем сделать вывод, что они изготавливались из каменных брусочков, отшлифованных с двух угловых сторон. Брусочки раскалывали специальными щипцами, придавая им нужный размер и форму. Готовые модули погружали в нанесенный известковый раствор так, чтобы их верхние плоскости составляли ровную поверхность («прямой» набор). После полного отвердения связующего поверхность мозаики шлифовали.

Связующее между модулями - светло-желтый известковый раствор, вероятно, с добавлением орехового или оливкового масла и мелко измельченного известняка или

доломита. Этот раствор не только связывает модули, но и подстилает их слоем толщиною 1-2 мм. Под ним проходит промежуточный слой известкового раствора, имеющего более интенсивный розовато-желтый оттенок. Он содержит более крупнодисперсный наполнитель, мелкий кварцевый песок, растертую черепицу и немного масла. Его толщина 5-7 мм, он имеет большую прочность.

Эти слои лежат на каменной основе. Когда некоторые мраморные плиты пола, лежащие вокруг мозаик, были сняты для реставрации и стало возможным рассмотреть боковые грани плит, на которых лежат слои мозаичного набора, можно было увидеть следы обработки инструментом, характерные для камня. Это подтвердил и петрографический анализ образца одной из плит: камень плит представляет собою известняк, имеющий крупнозернистые включения, похожий на мелкую минеральную щебенку разного состава (мелкие осколки черного кристаллического минерала - кристаллы пирита, зерна кварца, чешуйки слюды, сгустки глинистых минералов и т.п.). Включения распределяются в известняке неравномерно. Плиты имеют толщину 12-13 см.

Все мозаики сложены из отдельных блоков, состоящих из каменного мозаичного набора, двух слоев грунта, лежащих на каменной плите:

  Название мозаики Размер Эмблема Бордюр
1. Похищение Европы 4,92 на 5,48 м из 4 плит из 10 плит
2. Из Западного кабинета 3,14 на 2,71 м из 3 плит из 8 плит
3. Из Восточного кабинета 3,34 на 3,34 м из 4 плит из 8 плит

Между блоками проходили тонкие полоски камня, вероятно, предохраняющие набор от осыпания в процессе монтажа (они не все сохранились). После того, как плиты были готовы, их плотно подгоняли и соединяли друг с другом известняковым раствором. На боковых гранях плит видны кое-где сохранившиеся следы белого наслоения раствора. В процессе монтажа привезенные из Рима плиты с мозаикойбыли соединены между собою железной арматурой, которая зафиксирована нами при снятии одной из сломавшихся плит бордюра мозаики Западного кабинета.

6. Процесс пропитки растворами полимеров, укрепляющих прочность мозаики (реставратор - М. Лебель)

7. Мозаика Западного кабинета. Снят для реставрации блок, сломанный и деформированный с выступающими из общей плоскости кромками (реставратор - А. Кичиков)

8, 8а. Мозаика Западного кабинета до реставрации. Та же мозаика в процессе реставрации после очистки, дополнений утрат, пропитки

Реставрированные модули и плитки во многих местах, которые были полностью утрачены, изготовлены из белого мрамора (в некоторых местах из известняка). Черные модули реставрированных участков изготовлены из черного сланца (шифера). На большинстве реставрированных участков набора модули и имитирующие набор плитки поставлены на воско-канифольный состав (так было легче и привычнее для мастеров-мозаичистов XVIII-XIX вв.). Реставрационный набор, сделанный из белого мрамора, существенно отличается от подлинных участков набора из белого известняка. Мрамор частично просвечивает, поверхность белого матового известняка отражает свет. Небольшие включения в известняке гидрооксидов железа слегка подцвечивают подлинный белый известняк, придавая некоторым модулям желтовато-розоватые оттенки, создавая некую живописность фона.

Исследование состояния сохранности мозаик

Все мозаики, несмотря на реставрационные восполнения и утраты, имеют относительно хорошую сохранность, принимая во внимание, что это - памятники I—III вв. и им около 2 тысяч лет. В то же время из-за ненадлежащих условий хранения в течение XX века, актов вандализма, тяжелых климатических условий зимнего времени в неотапливаемом помещении связующее модулей античных мозаик стало ослабленным, а на участках утрат - аварийным. Необходимо учесть, что состояние сохранности мозаик зависело и от прошлых реставраций.

Неизвестно, в каком состоянии были мозаики до прибытия в Петербург. Можно предполагать, что найденные в археологических раскопках мозаики имели утраты, которые были восполнены до продажи. Внимательно присмотревшись, видишь по кромкам блоков участки с промежутками между модулями не светлого (известкового связующего), а более темного. Это участки, набранные заново на воско-канифольную мастику. Набор сделан из того же камня с большим или меньшим мастерством. На некоторых участках реставрационный набор трудно отличить от подлинного. Чаще он более или менее отличается от подлинного чуть большей величиной модулей и меньшей плотностью и тщательностью укладки. Возможно, что некоторые восполнения делались, после того как обнаружились повреждения в процессе перевозки, видимо, они производились в России, так же на канифольную мастику.

На многих участках наблюдаются восполнения плиточного типа. Вместо набора модулей на утрату накладывались плитки с насечкой, имитирующие набор. Они имеют разное качество исполнения. Некоторые вырезаны из подобного известняка и хорошо вписываются в близлежащие участки набора. Возможно, они выполнены в XIX веке. Другие изготовлены из мрамора, отличаются грубоватой работой и темными широкими швами. Вероятно, это реставрация второй половины XX века.

Кроме каменных восполнений утрат, на мозаиках можно встретить мастичные восполнения (гипс с мездровым клеем) с введением красителей и прочерченной сетки для имитации цветного набора. Эти восполнения сделаны тактично и неплохо вписываются в рисунок мозаики. Но есть и грубые замазки утрат, сделанные из нетонированного белого или серого строительного гипса или цемента. Они выглядят как бельмо, нарушая орнаментальную цельность и понижая художественную выразительность.

Утраты и дефекты

Концертный павильон эксплуатировался Массовым отделом музея, который устраивал там разные мероприятия. Несмотря на то что с 1928 г. античные мозаики павильона приобрели мировую известность, на уникальных памятниках не было этикеток, ограждение было недостаточным, в боковых кабинетах его не было. В Западном кабинете были сделаны стеллажи для хранения шезлонгов и финских саней, библиотека размещала в центральном зале стулья прямо на уникальной мозаике. Во время войны в зале стояло воинское подразделение. В 1945-1949 гг. производились выставки, в том числе сельскохозяйственных продуктов. На мозаики ставили громоздкие витрины и ремонтные леса без прокладок. В 1983 г. в центральный зал поместили фортепьяно и 28 стульев с железными ножками, поставив их прямо на «Похищение Европы».

При таком непозволительном обращении мозаики получали все новые повреждения. Самое «больное» повреждение появилось на мозаике в 1964 г., когда был составлен соответствующий акт: «Вход в павильон взломан, на деревянном настиле, покрывающем мозаику, найдены остатки костра, сложенного из брусьев и листьев»2. Повреждение крыши снарядом в военные годы и регулярные протечки в течение нескольких лет, затопление грунтовыми водами подвала, повышенная сырость в сочетании с биоразрушениями, замерзание влаги в неотапливаемом помещении так же нанесли урон мозаикам.

9, 9а. Мозаика Восточного кабинета. Фрагмент мозаики до реставрации с утратами и черными пятнами загрязнений. Исследование очищенного от загрязнений фрагмента мозаики с восполнениями модулями из белого сквозящего мрамора, черного шифера, цветных мастик, вкраплений эпоксидной смолы и плиточным набором

В нескольких местах мозаики «Похищение Европы» там, где были утрачены модули, остался только воско-канифольный грунт темно-коричнего цвета. Некоторые замазки и вставки потрескались и частично высыпались. Самая маленькая утрата - четыре модуля в ряд - могла бы не бросаться в глаза, если бы она не проходила через глаз быка в самом центре эмблемы.

Самая большая утрата - на северной кромке эмблемы (ближе к выходу из павильона) на месте горения костра. Она имела две зоны. Небольшая верхняя полоса заполнена порошкообразным белым веществом, образовавшимся из разложившегося известкового раствора. Нижняя часть покрыта черным крупнопористым веществом. Это застывший после кипения канифольный грунт. Из него торчали погрузившиеся в расплав реставрационные плитки и почерневшие модули. Вокруг повреждения распространилось черное пятно, сажистые загрязнения при сильном перегреве пропитали пористый белый известняк насквозь. На обгоревших модулях был слой прочного смолистого вещества. Вокруг лакуны на расстоянии примерно от 1 до 20 см крепление модулей к основе ослаблено. Это подтверждает легкое простукивание. Повреждение переходит и на геометрический орнамент, образуя две небольшие лакуны с утратой модулей и черное большое сажистое пятно.

Кроме этих утрат, две довольно крупные утраты находятся на краю растительного бордюра в юго-восточном углу и на южной кромке недалеко от того же угла. Угловому разрушению способствовало наличие железных прутков, а второй утрате - возвышение набора на 1-1,5 см над общим уровнем поверхности. В геометрическом бордюре после расчистки двух прямоугольных участков от растрескавшихся заделок серым строительным гипсом образовались углубления, нуждающиеся в реставрации. Далее, на мозаике «Похищение Европы» насчитывается еще 7 небольших утрат, почти все они располагаются по кромке плит в зонах восполнений модулями и имитирующими плитками.

Трещины, которые довольно часто встречаются на поверхности мозаики, были залечены в ходе прошлых реставраций растворами извести или канифольным расплавом. В трех местах мозаики заметны небольшие участки, приподнятые над уровнем поверхности на 1-1,5 мм. Экспериментальное вскрытие одного из таких мест показало, что полостей в них нет. По-видимому, утолщение и поднятие грунта образовалось из-за структурного изменения раствора и увеличения его объема в процессе зимнего замерзания.

10. Процесс пропитки растворами полимеров, укрепляющих прочность мозаики

Мозаики Восточного и Западного кабинетов имеют подобное состояние. На мозаике Восточного кабинета насчитывается до 20 сравнительно небольших утрат. Самые крупные из них проходят по внутренним кромкам блоков, пересекающихся в центре. В Западном кабинете насчитывается 10 утрат, они намного крупнее, чем в Восточном кабинете. Отмечена деформация пола возле входа. Сломана одна из бордюрных плит, она имела деформацию с перепадами верхней плоскости более 10 мм.

Руководители фирмы «РестСтрой», производившей реставрационные работы на этих памятниках, не жалели средств на всесторонние исследования в целях выяснения причин плохой сохранности мозаик и улучшения режима хранения античных памятников высокой ценности. ООО «Рантье» заказано диагностическое исследование уровня влажности с помощью микроволнового гигрометра «MOIST» (Германия). В результате проведенного исследования и его компьютерного анализирования выявлен разброс влажности от 1,5% до 17,4% (при норме 4%). Даны рекомендации по устранению избыточной влажности3.

Для определения состояния основания мозаичного пола и влияния на него конструктивных слоев перекрытия, выявления и локализации зон аномалий (неоднородностей, разуплотнений, обводнений, пустот и др.) было проведено неразрушающее радиолокационное исследование методом сверхширокополостного зондирования. В результате исследования определено:

• Перекрытия состоят из нескольких слоев.

• Мозаика уложена на основания из каменных плит.

• Толщина межэтажного перекрытия главного зала на 0,1 м больше, чем в боковых кабинетах.

• Выявлены аномальные зоны с повышенной влажностью, разуплотнением.

• В основании пола и под плитами мозаики выявлены локальные металлические объекты, возможно, арматура, использовнная при склейке поврежденных плит и соединении отдельных блоков.

• В Западном кабинете часть мозаичного пола ближе к выходу имеет просадку до 3-4 см.

Консервация и реставрация

На основании проведенных исследований научным руководителем реставрации были составлены и утверждены КГИОП «Рекомендации по консервации и реставрации античных мозаик Концертного павильона в Екатериненском парке Царского села»4. Согласно методике, мрамор полов и поверхность мозаики били осторожно промыты тампонами или губками со вспененным «Детским» мылом. Более стойкие загрязнения удалялись компрессами со смесью растворителей «САВА» или разбавленным моющим средством «Универсал». В зонах, близких к разрушенным участкам, удаление загрязнений проводилось после укрепления. Стойкие окрашенные пятна железа, битума, копоти удалялись компрессами пергидроля с гидроокисью аммония. Гроздь коричнево-черных пятен на круглом поле мозаики Восточного кабинета удалось частично отчистить, частично обесцветить компрессами. Черные пятна от костра на «Похищении Европы» не удалось высветлить даже с помощью лазера. Копоть пропитала модули из известняка насквозь и вытянуть ее было невозможно. После удаления загрязнений и пятен стало возможным рассмотреть подробности состояния мозаик, которые не были видны под слоем грязи.

Укрепление

Противоаварийное укрепление мозаик началось с пропитки смесью растворителей толуола и изобутанола, для того чтобы заполнить поры растворителем и вытеснить воздух который мешает равномерной пропитке. Затем на поверхность наносился разбавленный раствор акрилового сополимера ParaloidB-72 в тех же растворителях с концентрацией полимера 3-5%. Раствор наносился от 3 до 6 раз с постепенным повышением концентрации до 7-8%. При последних нанесениях в раствор добавлялся лак КО-921, разбавленный до 3-5% (1 к 1, 2 к 1). После пропитки мозаики покрывались полиэтиленовой пленкой на 1-2 суток.

Ситуация для пропитки оказалась не благоприятной. Противоаварийное укрепление необходимо было сделать безотлагательно по ряду причин. На улице трещали январские морозы до 20 °С, а павильон не был предназначен для отопления. В помещениях павильона стояли обогреватели, поддерживающие внутри температуру до + 10-15 °С.

Но пол был холоднее, потому что под ним был подвал с открытыми окнами. Поэтому растворы впитывались не достаточно хорошо и приходилось использовать растворы меньшей концентрации. Кроме того, во время пропитки пришли в павильон электрики и отключили электорощит и обогреватели, температура резко упала до +5 °С. Пришлось ждать, когда закончат свою работу электрики и помещение снова нагреется. Количество и концентрация наносимых растворов определялись избирательно. Наибольшее внимание уделялось месту повреждения от горения костра и кромкам на тех участках, где был утрачен набор и ослаблены связи между модулями. Там растворы наносились большее количество раз и большей концентрации. Растворы меньшей концентрации наносились на местах старых реставраций, сделанных с использованием воско-канифольной мастики.

В процессе реставрации в мае на полтора месяца работа была прервана по независящим от реставраторов причинам. Дополнительная консервационная пропитка была произведена в конце июня. Прежде чем наносить растворы, на поверхность мозаики наносились смеси растворителей ксилол-бутанол, затем растворы с постепенным повышением концентрации до 10-15% и укрытием пленкой.

После укрепления был обработан один участок с приподнятым уровнем набора на 10-12 мм. Полости под набором не было. Поверхность набора заклеена скотчем. Увеличенный объем грунта был уменьшен с помощью скальпеля. В образовавшуюся полость через пластмассовую трубочку, надетую на шприц, введен известковый раствор. На деформированную поверхность набора наложена ровная каменная плитка. В результате, вздутие удалось устранить.

Восполнение утрат

Следующим этапом реставрации была расчистка мест утрат и восстановление слоя утраченного грунта на местах утраты набора. Согласно утвержденным КГИОП «Методическим рекомендациям», восполнения утрат должны быть сделаны в камне. К принятию такого решения приводятся следующие обоснования:

• Принципов для воссоздания несколько. При выборе принципа должен быть индивидуальный подход, учитывающий все особенности памятника.

• Из истории мозаик известно, что они привезены в Россию в уже отреставрированном виде. Их покупка послужила поводом для строительства павильона в античном стиле. Мозаики служили частью декора архитектурного памятника и органично вошли в многообразное убранство здания.

• Кроме реставрации в Риме, при исследовании мозаик прослеживается множество реставраций разного времени и разного качества исполнения. Большинство из них следовали традиции восстановления утрат модулями или плитками, имитирующими мозаику. Только в советское время были сделаны заделки утрат серыми гипсовыми пятнами.

• В музейной практике на некоторых экспонатах приняты условные восполнения (нейтрализация) утрат. В археологических памятниках утраченные элементы заполняются нейтральными пятнами, не несущими никакой информации, потому что для нее нет источников.

• Некоторые античные памятники, отреставрированные с неверными восполнениями, подвергаются ререставрации5.

• В то же время даже самые строгие правила реставрации позволяют воссоздание утраченных фрагментов, если имеются убедительные источники о его первоначальном виде.

• В реставрации античных мозаик Концертного павильона разрушенные фрагменты находятся в тех зонах, которые были уже отреставрированы переборкой или восполнениями модулей или каменными плитками, имитирующими набор. Воссоздается не подлинник, а реставрация.

• Все утраченные фрагменты античных мозаик Концертного павильона имеют орнаментальный характер с неоднократным повторением элементов орнамента. Поэтому неоспоримая информация позволяет восполнить все недостающие участки мозаик.

• Запроектированное восполнение имеет в некоторой мере условный характер, который заключается в том, что все восполнения на мозаике «Похищение Европы» выполнены в виде набора пластинок, имитирующих набор и легко обратимых.

Несмотря на все объяснения и доказательства, некоторые научные сотрудники Музейного объединения «Царское село» выступили против восполнения утрат в камне, требуя заполнить утраченные участки пятнами нейтрального цвета. По мнению других специалистов и научных сотрудников музея, восполнение глухими пятнами прерывает ритм и цельность орнамента, уменьшается художественная выразительность и цельность восприятия. Мнения специалистов разделились.

Практика восстановления утрат началась с обработки и рассортировки сохранившихся модулей, собранных на местах утрат набора. Коробочки с собранными ранее модулями мы получили от хранителей. Принимая во внимание, что модули с мозаики и подлинные, и привнесенные старыми реставрациями являются элементами памятника, они должны быть возвращены в его структуру. Белые модули, обгоревшие в костре, были использованы на потемневших участках. Но старого материала было недостаточно для возмещения утрат. Поэтому специалистом по реставрации мозаики Владимиром Зеленевым были сделаны наборы плиток, имитирующих подлинные фрагменты. Между кромками утрат и плитками реставрационного набора укладывались старые модули. Реставрация утрат каменным набором сделана мастером на высоком реставрационном уровне. Отреставрированные участки органично вписались в структуру мозаики. Незаметные при общем восприятии композиции, они вполне читаются при пристальном внимании исследователя, которому нужно определить новую реставрацию.

Дискуссия о принципах воссоздания обострилась, после того как каменные вставки для центральной мозаики были уже подготовлены. На большом реставрационном совете, под председательством руководителя КГИОП В.А. Дементьевой, который состоялся, когда на мозаике «Похищение Европы» подготовленные вставки уже заполнили лакуны утрат, принято решение сделанную работу принять, но на мозаиках кабинетов еще невоссозданные фрагменты заполнить мастикой нейтрального цвета.

Перерыв в работе на полтора месяца привел к тому, что на обсуждения и работу в камне на кабинетных мозаиках не хватало времени до предписанного окончания работ к юбилейным праздникам Царского села. Поэтому в Восточном кабинете все утраты мозаики восполнены мастиковками с нейтральным цветом. Там утраты были небольшими, и на восприятие общей композиции это не так сильно влияет, как на других мозаиках.

На мозаике Западного кабинета особенно много утрат было на черно-белых рамах, обрамляющих эмблему и бордюр, а также на черном фоне. На фоне и небольших утратах деталей орнамента набор был восстановлен сохранившимися модулями. На утраченных участках рам были установленные отслоившиеся плитки старой реставрации, небольшой процент вновь изготовленных плиток, остальное - в тонированной мастике. Большие утраты на узорах эмблемы и бордюра возмещены мастикой. После восполнения утрат поверхность мозаик была покрыта синтетическим воском и располирована.

В результате щадящих реставраций мозаик, состояние их сохранности и внешний вид улучшились, они приобрели большую прочность. Очистка, укрепление и обработка поверхности воском восстановили цветовые соотношения и насыщенность цвета камня. В отреставрированном помещении отреставрированные мозаики стали одним из лучших элементов декора Концертного павильона.

_________

1Отчет о минералого-петрографической характеристике образцов мозаик. Исполнитель И.А. Головачева, И.А. Пушкин, Концертный павильон. Октябрь 2009 г.

2В акте ГМЗ № 87 от 9.11.64

3ООО «Рантье». «Отчет по проведенным диагностическим измерениям уровня влажности пола...». «Концертный зал» в Екатерининском парке ГМЗ «Царское село». СПб. 2009 г.

4Лебель М.Н., Кичиков А.В. «Методические рекомендации по консервации мраморных полов с античными мозаиками в Концертном павильоне Екатерининского парка». С-Пб. 2009 г. Утверждена 29 декабря 2009 г. Рег.№ 3-10172

5Тема условных реставраций и ререставрации проработана автором статьи в диссертации: Лебель М.Н. «Реставрация античной мраморной скульптуры. История, теория, практика». 1970 г. Кроме того, в двух статьях: Лебель М.Н. Принципы и технология античной скульптуры; Лебель М.Н. Развитие принципов реставрации древней скульптуры.

Литература:

1 Korsunska S. Romische Mosaiken in Zarskoje sselo, Jahrbuch des deutschen Archaologischen institute, 43, Heft 3\4, 361-371, tafel 12 - 14.

2Винер А.В. Материалы и техника мозаичной живописью М. «Искусство», 1953. Глава V «Античная мозаика и ее материалы».

3Степаненко И.Г. Историческая справка: «Государственный музей-заповедник в г. Пушкине».

4Концертный зал в Екатерининском парке. История 1930-1980-х гг. Пушкин. 1984 г.

Первоисточник: 
РЕЛИКВИЯ №24-2011
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.