ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Монументальная живопись в современных храмах. Опыт применения известковых материалов

Мокряк А.Е., Селиванов Д.Е., Горшенков С.О., Горшенкова О.П.
УДК 726.1/6. 7.04. 679.е55

АЛЕКСАНДР ЕФИМОВИЧ МОКРЯК - главный технолог ООО «Рестауро СПб": технологические консультации и методическое сопровождение реставрационных и строительных работ.

ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ СЕЛИВАНОВ, ОЛЕГ МИХАЙЛОВИЧ ГОРШЕНКОВ, ОЛЬГА ПАВЛОВНА ГОРШЕНКОВА - Художники-иконописцы, выпускники мастерской церковно-исторической живописи профессора А. К. Крылова Академии Художеств.

 

Alexander Ye. Mokryak, Dmitry Ye. Selivanov. Ok'g M. Gorshenkov, Olga P. Gorshenkova

Monumental Painting in modern Church, The Experience of using lime materials.

The St. Petersburg shrine of Our Savioron-Waters (consecrated in 1911) was built to commemorate the Russo-Japanese War of 1905 and its fallen heroes. The mosaic works were made by outstanding artists V. M. Vasnetsov and N. A. Bruni. But in 1932 the shrine was demolished. In 1998 it was decided to re-create the church. One of the most complicated tasks is to re-create its lime painting. The article tells the reader about the efforts undertaken in the smallest detail.

 

Возведение храмов, посвященных ратным подвигам, верности, долгу и присяге, берет начало у самых истоков России и соответствует главным народным традициям. В стенах православных церквей русский человек ощущает родство со многими поколениями отцов, дедов и прадедов, защищавших и сохранивших для него Родину.

Ради грядущих побед, ради процветания флота и в память о Русско-Японской войне и было задумано строительство храма «Спас на водах». 22 ноября 1908 года Николай II подписал указ об увековечении памяти погибших моряков.

В деле храмостроительства принимали участие вел. княгиня Ольга Константиновна, внучка императора Николая I, и ее брат вел. князь Константин Константинович, президент Академии паук, а также начальник главного морского штаба контр-адмирал Н. М. Яковлев, министр внутренних дел и статский секретарь П. А. Столыпин и мн. др.

Место для строительства храма было выбрано вблизи корпусов Ново-Адмиралтейского завода, где сходили на воду боевые корабли. Немногим больше года ушло на постройку святыни. Б день пятилетия Цусимского боя, 15 мая 1910 года, произвели закладку, а Б сентябре подняли крест на купол храма. Проект составили архитектор М. М. Перетяткович и инженер-строитель С. Н. Смирнов.

Архитектурным образцом при проектировании и строительстве храма «Спас на водах» явился Дмитриевский собор во Владимире. Собор был построен к концу XII века (1197 г.), в эпоху княжения Всеволода. Язык архитектуры достигает в нем абсолютной гармонии. В интерьерах собора до сих пор сохранилась прекрасная фресковая живопись - фрагменты композиции «страшный суд», выполненные греческими мастерами того времени.

Торжественное освещение храма «Спас на водах» состоялось 31 июля 1911 года. Над эскизами удивительных по красоте мозаик работали известные художники В. М. Васнецов и Н. А. Бруни. Главным изображением в алтаре храма по просьбе моряков стала мозаичная картина «Спаситель, шествующий по водам и благословляющий всех, пришедших к нему под своды храма». На стенах и пилонах были укреплены бронзовые доски с именами всех павших моряков - от матроса до адмирала С. О. Макарова, всего 12 тысяч имен.

С приходом революций и новых взглядов на церковную среду духовная жизнь храма прервалась. Его много раз опечатывали, вывозили ценности, арестовывали священников и прихожан. В 1932 году, несмотря на заступничество просвещенной интеллигенции и некоторых ученых, пытавшихся защитить храм справкой о «культурной ценности», храм взорвали. Только несколько частиц мозаик удалось сохранить сотрудникам Русского музея.

В конце XX века инициативные жители Санкт-Петербурга учредили организацию по возрождению морского храма, получив благословение митрополита Иоанна. В. А. Бельков, Г. Н. Манчук, М. А. Филиппов, Н. В. Солдатёнков, Н. И. Петухова, Л. А. Красногорская, Г. Н. Конов и много сотен других людей переводили денежные средства на возрождение храма. В день 93-й годовщины Цусимского боя (27 мая 1998 года) состоялась закладка часовни Святителя Николая Чудотворца (ил. 1).

1. Часовня Святителя Николая Чудотворца

В ее основание были помещены мраморная доска и привезенный из Франции подлинный русский офицерский Георгиевский крест с бантом. Отец Николай Солдатёнков 24 мая 2003 года, в период празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга, освятил часовню.

В августе 2005 года в часовне Святителя Николая Чудотворца художниками-иконописцами Д. Е. Селивановым, О. М. Горшенковым и О. П. Горшенковой была расписана алтарная стена. Прототипом колористической и линейной системы послужили фрески Дмитриевского собора во Владимире.

На алтарной стене (ил. 2), как и раньше, в верхнем регистре изображен Спаситель, идущий по воде и благословляющий всех пришедших в часовню. По бокам от Господа в небольших медальонах изображены: слева - Богородица, а справа - Иоанн Предтеча, что символизирует Деисус (греч. - моление). Главное содержание Деисуса - это тема святого заступничества, а значит, и человеческой надежды.

2. Спаситель, идущий по воде и благословляющий всех пришедших

В канонической живописи нет сюжета с образом Спаса на водах, поэтому иконография образа в часовне опиралась на классическую мозаичную картину, сохранившуюся на фото разрушенного храма. В среднем ярусе святительский чин. Здесь, слева направо: Григорий Богослов, Василий Великий, Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст (ил. 3).

3. Средний и нижний регистры

Все они - великие отцы церкви и представлены здесь потому, что часовня освящена во имя Святителя Николая Чудотворца. Фигуры их изображены по пояс фронтально, правой рукой благословляющие, в левой - держащие закрытое Евангелие. В нижнем ярусе «полотенце» - орнаментальное, канонически принятое заполнение нижнего сегмента стены. Вся стена объединена общим аркатурным орнаментом, который гармонично вплетается как в верхнюю, так и в среднюю часть росписи, создавая большую арку вверху, поддерживая тем самым монументальную фигуру Христа. Ограничивают края стены колонны, стилизованные под мрамор. Как уже было сказано, колористическая система взята из Дмитриевского собора при тщательном копировании и изучении фресок.

Площадь росписи составила около 5 м. в высоту и около 2,5 м. в ширину. Штукатурная основа - новая известковая штукатурка.

Для подготовки и самой росписи использовались специальные материалы на основе диспергированной извести фирмы «KalkKontor» (Германия): готовая тонкая шпатлевка «Kalkspachtelfein» и готовая известковая краска «Kalkfarbe» различных колеров. Краски и шпатлевки, получаемые из высококачественного сырья диспергированного гидрата белой извести по специальной технологии, имеют более высокую прочность и атмосферостойкость за счет мощной и разветвленной внутренней структуры, они значительно надежнее и стабильнее, чем обычные известковые материалы. Они активно капиллярны, не содержат вредных, недопустимых органических и синтетических присадок (полимерные акрилы, олифа, масло, силиконы для гидрофобизации). По своему визуальному эффекту известковые краски на основе диспергированного гидрата белой извести похожи на фресковую живопись.

Известковый грунт под живопись готовился следующим образом. Для выравнивания впитывающей способности и создания однородной фактуры известковая штукатурка шпатлевалась тонким слоем готовой пастообразной диспергированной известковой шпатлевкой «Kalkspachtelfein». Для нанесения шпатлевки использовался обычный штукатурный инструмент. Штукатурка стены перед шпатлеванием обильно смачивалась чистой водой. Прошпатлеванная поверхность после подсыхания также несколько раз смачивалась водой методом распыления. Смачивание водой в первые сутки после нанесения диспергированной извести в сочетании с углекислым газом воздуха способствовало быстрой и в тоже время равномерной карбонизации по всему объему диспергированного известкового шпаклевочного слоя. При этом основа получалась достаточно гладкая, прочная и в тоже время микропористая, капиллярная, т. е. способная принять известковую краску. Живопись известковыми диспергированным красками не образует жесткой пленочной корки, как например масляные, эмалевые или акриловые краски.

Прошпатлеванная поверхность за несколько часов перед нанесением известковой краски всегда обязательно смачивалась чистой водой ручным распылителем. Диспергированная известковая краска хорошо ложилась на подготовленный известковый грунт стены, так как они имели идентичное строение. Готовая минеральная известковая живопись (шпатлевка и краска) в сочетании с известковой штукатуркой позволяет стене «дышать»,что особенно важно для холодного, промерзающего помещения. Для того чтобы за известковой росписью можно было ухаживать (щадящая полусухая чистка), ее покрыли прозрачным силикатным фиксативом «KeimFixativ» методом капельно-воздушного распыления в несколько слоев. Фиксатив не содержит органических добавок и не изменяет цвет живописи. Данная технология фиксирования и закрепления известковой или силикатной живописи (например, «Техника-А» из программы «Keimfarben») известна давно.

Известковая краска «Kalkfarbe» хорошо наносится как корпусным, так и прозрачным лессировочным слоем, что создает разницу фактур. Достаточный цветовой спектр (базовые колера: кобальт синий, ультрамарин, оксид хрома зеленый, оксид коричневый, оксид красный, сигнал красный, охра оранжевая, охра желтая, лимонно-стронциевый, оксид черный, умбра, старо-белый, белый титан диоксида) дает возможность в использовании богатой цветовой палитры.

Цветовая палитра получившейся росписи, при всей ее сложности и многогранности, имеет натуральный естественный вид, выделяется легкостью и пастельностью (ил. 4).

4. Общий вид известковой живописи-фрески

Таким образом, известковые материалы и краски, как одни из самых древних строительных и живописных материалов, сделанные по новым технологиям, позволяют писать современные фрески.

Вся работа (с подготовкой основы) по росписи часовни заняла примерно три недели. В дальнейшем планируется выполнить роспись всей часовни (купола и стены).

Первоисточник: 
РЕЛИКВИЯ №15-2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.